ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3547/2021 от 12.11.2021 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

УИД 61RS0019-01-2021-005807-14

Дело №2-3547/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» ноября 2021 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Завалишиной И.С.,

при секретаре Михайловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочеркасска в интересах ФИО5 к Администрации г. Новочеркасска, третье лицо ФИО6 об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Новочеркасска обратился в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на то, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка доводов обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области ФИО2 в интересах ФИО5 о нарушении требований жилищного законодательства. Проверкой установлено, что, что ФИО5 с составом семьи 3 человека зарегистрирована <адрес>. В данном жилом доме 22.09.2017 произошел пожар, что подтверждается актом о пожаре № 481 от 22.09.2017, вследствие чего проживание в данном жилом помещении невозможно. Объект снят с кадастрового учета. Согласно справки Бюро МСЭ № 42 ФИО5, <дата> года рождения, является <данные изъяты>, бессрочно. В настоящее время проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения в частном жилом фонде, заключенным со ФИО7 03.10.2017. Постановлением администрации города от 07.08.2019 № 1052 ФИО5 <дата> года рождения, <данные изъяты>, принята на учет составом семьи 3 человека в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда. До настоящего времени жилье ФИО5 не предоставлено. В вопросе обеспечения граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда орган местного самоуправления ссылается на отсутствие жилых помещений данной категории, вместе с тем администрацией города не принимается действенных мер по включение жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений. В данном случае прокурор города обращается с исковым заявлением в интересах <данные изъяты> ФИО5, которая находится в тяжелой жизненной

ситуации, поскольку более трех лет оплачивает из пенсии по <данные изъяты> квартиру, в которой проживает по договору найма жилого помещения в частном жилом фонде, является юридически не грамотной, в связи, с чем не может самостоятельно обратиться в суд с указанным исковым заявлением.

Просил суд обязать Администрацию г. Новочеркасска обеспечить ФИО5, <дата> года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда составом семьи- 3 человека.

ФИО5 в судебном заседании уточнила исковые требования, просила обязать Администрацию г. ФИО4 предоставить ей, составом семьи два человека, жилое помещение специализированного жилищного фонда, поскольку ее сын- ФИО3 умер 25.10.2021, уточненные исковые поддержала, просила их удовлетворить.

В судебном заседании старший помощник прокурора Миненко В.С., уточненные исковые требования ФИО5 поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Третье лицо ФИО6 уточненные исковые требования ФИО5 поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Администрации г. Новочеркасска ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора г. Новочеркасска уточненные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенным к материалам дела.

Протокольным определением суда от 11.11.2021 третье лицо ФИО3 исключен из числа третьих лиц в связи со смертью.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора г.Новочеркасска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании обращения ФИО5 прокуратурой города по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка доводов обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области ФИО2 в интересах ФИО5 о нарушении требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что ФИО5 с составом семьи 3 человека зарегистрирована <адрес>. В данном жилом доме 22.09.2017 года произошел пожар, что подтверждается актом о пожаре № 481 от 22.09.2017, вследствие чего проживание в данном жилом помещении невозможно. Объект снят с кадастрового учета.

Согласно справки Бюро МСЭ № 42 ФИО5, <дата> года рождения, является <данные изъяты>, бессрочно.

В настоящее время ФИО1 поживает по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения в частном жилом фонде, заключенным со ФИО7

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для

осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда гражданам осуществляется в соответствии с положениями «О порядке учета и предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», утвержденного Решением Городской Думы Новочеркасска от 30.06.2006 № 146.

Согласно п. 7.1 указанного положения, жилые помещения маневренного фонда могут предоставляться гражданам из расчета не менее, чем шесть квадратных метров жилой площади жилья на одного человека.

Предоставление жилых помещений маневренного жилищного фонда осуществляется посредством заключения с собственником договора

специализированного жилищного найма (статьи 92, 99, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Период, на который заключается договор найма жилого помещения маневренного фонда, регламентирован положениями статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса).

Ответчик в своих возражениях ссылается на отсутствие свободных жилых помещений маневренного фонда на территории Муниципального образования «город Новочеркасск», а так же на тот факт, что права погорельцев на жильё зависят от правового статуса сгоревшего дома. Если этот объект находился в собственности граждан согласно ст.30 Жилищного кодекса РФ - собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения данным жилым помещением. При выезде специалистов Администрации на место пожара было установлено, что возгорание жилого дома произошло из-за халатности ФИО5 при поджоге костра во дворе. Необходимое заключение об установлении причины пожара из полиции ФИО5 не представила. ФИО5 обратилась в 2019 году, была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

Как следует из материалов дела и показаний истицы в ее действиях и действиях членов ее семьи отсутствовал умысел на уничтожение своего дома, в пожаре уничтожено все их имущество, включая денежные средства.

Кроме того, отсутствие договора страхования имущества, также подтверждает отсутствие умысла собственников на уничтожение данного дома, поскольку в данном случае средств от страхового возмещения они не получили и не предвидели, что может случиться пожар по данной причине. А поскольку

средства от страховой выплаты отсутствуют, то восстановить данный дом также нет возможности.

Из справки № 1171060001000002 начальника ОРП на ТО ОП №1 СУ МУ МВД России «Новочеркасское» майора юстиции ФИО11 следует, что в настоящее время, уголовное дело находится в ОРП на ТО ОП №1 СУ МУ МВД России «Новочеркасское», однако, основания для предъявления обвинения ФИО5 в порядке ст. 175 УПК РФ отсутствуют ввиду отсутствия объективных доказательств причастности последней к совершению преступления.

Таким образом, доводы ответчика о том, что дом ФИО5 был уничтожен в результате пожара в связи с нарушением правил пожарной безопасности, а не в результате чрезвычайной ситуации не нашли своего подтверждения.

Как установлено судом, единственное жилое помещение ФИО5 и ее семьи было утрачено 22.09.2017 в результате пожара, дом снят с кадастрового учета 28.09.2018.

Из материалов дела следует, что 03.10.2017. Постановлением администрации города от 07.08.2019 № 1052 ФИО5 <дата> года рождения, принята на учет составом семьи 3 человека в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда.

Однако, до настоящего времени жилье ФИО5 не предоставлено.

При этом суд полагает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что отсутствуют правовые основания для предоставления истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения ввиду следующего.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52

Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой жилищные права собственника в доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются посредством изъятия у него этого жилого помещения для государственных или муниципальных с выплатой соответствующей денежной суммы или с заключением соглашения о предоставлении жилого помещения с зачетом в выкупную цену стоимости предоставляемого жилья.

Следовательно, само по себе признание дома непригодным для проживания, не свидетельствует о предоставлении истцу во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма.

В настоящее время жилой дом по адресу: <адрес> не признан непригодным для проживания.

Кроме того, суд отмечает, что решения о предоставлении истцу в бессрочное пользование жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения, уполномоченным на то органом не принималось, а суд не вправе подменять указанный орган в принятии такого решения.

Более того, на момент рассмотрения данного спора требований о предоставлении иного отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма истцом также заявлено не было.

Как подтверждается материалами дела, в настоящее время жилищные права ФИО5 могут быть обеспечены посредством предоставления ей жилого помещения маневренного специализированного жилищного фонда.

При этом, срочность договора найма маневренного жилищного фонда обусловлена периодом до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном ЖК РФ, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса) (п. 3 ч. 2 ст. 106 ЖК РФ).

<данные изъяты>ФИО1 в данном случае правового значения не имеет.

При этом, исходя из того, что семья ФИО1 принята на учет составом семьи 3 человека (ФИО5, дочь ФИО6, сын ФИО3) в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда на основании Постановления администрации города от 07.08.2019 № 1052, 21.10.2021 года ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти

№657522 от 25.10.2021, суд находит требование прокурора г. Новочеркасска обеспечить ФИО5 составом семьи два человека, жилым помещением специализированного жилищного фонда, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ,

суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Новочеркасска в интересах ФИО5 к Администрации г. Новочеркасска, третье лицо ФИО6 об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,- удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Новочеркасска предоставить ФИО5, <дата> года рождения, составом семьи два человека, жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2021 года.

Судья:

Завалишина И.С.