ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3548/16 от 07.11.2016 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-3548/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 ноября 2016 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Токарской А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации ГО Г. Калининград» об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка от 5 августа 2016 года № из-КМИ-21/5886, понуждении к утверждению схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 420 кв.м. с разрешенным использованием «для строительства индивидуального жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Калининградской области. 14.06.2016 года истица обратилась в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением об утверждении схемы образования земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в собственности заявителя, и земель, находящихся в государственной собственности. Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории предполагается путем перераспределения образование земельного участка площадью 740 кв.м., вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Письмом от 05.08.2016 г. истцу было отказано в согласовании схемы и указано на невозможность в последующем заключения соглашения о перераспределении. Считает данный отказ незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим права ФИО1 на увеличение площади земельного участка. В письме от 05.08.2016 г. КМИиЗР указывает, что в соответствии с документами территориального планирования городского округа территория, включенная в границы образуемого земельного участка, находится в зоне затопления паводковыми водами. Документом территориального планирования городского округа «Город Калининград» в силу положений ст. 9 Градостроительного кодекса РФ является Генеральный план городского округа. Однако в Генеральном плане городского округа «Город Калининград» подобная зона затопления паводковыми водами не установлена. Только Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» содержат указания на то, что территория, включенная в границы образуемого земельного участка, находится в зоне Н-1 «Зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности», в которой ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены СНиП 2.07.01-89*, п. 9.3* (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений). В соответствии с п. 1 Примечаний к п. 9.3* указанных правил не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий). Считает, что запрет на размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления не может быть основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, часть которого находится в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности. Тем более, что истцом не планируется строительство индивидуального жилого дома на территории, которая согласно схеме добавляется к существующему земельному участку. ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, в отношении которого какие-либо ограничения, в том числе препятствующие строительству, не установлены. Испрашиваемая территория необходима ФИО1 для благоустройства территории, прилегающей к проектируемому жилому дому. Кроме того, оформление испрашиваемой территории на праве собственности даст возможность истцу привести территорию в надлежащее состояние, завезти дополнительный грунт, и выполнить иные необходимые мероприятия для защиты территории от подтопления, в том числе и с целью защиты прилегающей территории, предоставленной под строительство. Любое строительство объектов капитального строительства, в том числе индивидуальных жилых домов, осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, в котором обозначается место допустимого размещения объекта строительства. Следовательно, после выкупа истцом в собственность участка, образованного путем перераспределения, для целей строительства в Комитете архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» оформляется градостроительный план земельного участка, где и отражаются все параметры разрешенного строительства, определяется место допустимого размещения объекта строительства, в которое не включается территория, находящаяся в зоне подтопления. В письме от 05.08.2016 г. КМИиЗР ссылается на Генеральный план 2006 года, согласно которому значительная часть территории, с которой предполагается перераспределение, расположена в функциональной зоне городских лесопарков, то есть существующих территорий общего пользования, которые в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации. Ссылку на Генеральный план 2006 года считает не состоятельной, так как 06.07.2016 года Решением № 225 «Об утверждении Генерального плана городского округа «Город Калининград» Городской совет депутатов Калининграда утвердил новый Генеральный план городского округа «Город Калининград», в котором утверждены функциональные зоны городского округа, среди которых такая функциональная зона, как зона городских лесопарков, отсутствует. Кроме того, согласно Карте функциональных зон городского округа, составляющей графическую часть Генерального плана, территория, с которой предполагается перераспределение, расположена в функциональной зоне «Жилая зона», зона застройки малоэтажными жилыми домами, и граничит с функциональной зоной «Прочие зоны». Ни одно из оснований, указанных КМИиЗР в письме от 05.08.2016 г. № из-КМИ-21/5886, среди оснований для отказа, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ Земельным кодексом РФ, не значится. Просит признать незаконным отказ администрации городского округа «Город Калининград» от 05.08.2016 г. № из-КМИ-21/5886 ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязать администрацию городского округа «Город Калининград» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 740 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, обязать администрацию городского округа «Город Калининград» заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении в отношении земельного участка площадью 740 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности.

Впоследствии ФИО1 уточнила исковые требования, просит признать незаконным отказ администрации городского округа «Город Калининград» от 05.08.2016 г. № из-КМИ-21/5886 ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязать администрацию городского округа «Город Калининград» утвердить ФИО1 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 740 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в порядке ст. 117 ГПК РФ (л.д. 32).

Представитель истицы ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что по генеральному плану 2006 года на этом месте лесопарк. Сейчас с июня 2016 года это общая зона, зона Ж4, там идет подтопление, участок на <адрес>, возле реки <данные изъяты>. Участок фактически находится в зоне Ж-4. Каких-либо иных оснований для отказа в утверждении схемы, кроме указанных в отказе, не имелось.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории либо утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).

Судом установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка с КН , площадью 420 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов – для строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от 02.06.2016 года и выпиской из ЕГРП Управления Росреестра по Калининградской области от 03.10.2016 года ( л.д. 22).

14.06.2016 года ФИО1 обратилась с заявлением в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов об утверждении схемы образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, площадью 740 кв.м. с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства по <адрес> ( л.д. 8).

К данному заявлению истица приложила схему расположения земельного участка на кадастровой плане территории ( л.д. 11).

05.08.2016 года Комитет муниципального и земельных ресурсов администрации ГО « Город Калининград» ( исх.№ ИЗ-КМИ-21/5886) на обращение ФИО1 сообщил об отказе в утверждении схемы, указав, что Комитетом был подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>, который отклонен от согласования юридическим комитетом администрации городского округа «Город Калининград», в связи с тем, что в соответствии с документами территориального планирования городского округа территория, включенная в границы образуемого земельного участка, находится в зоне затопления паводковыми водами. Частью 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, в то время как предполагается перераспределение с земельным участком, предназначенным для жилой застройки. В соответствии с п. 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушение плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий). Поскольку на схеме не установлены перечисленные выше ограничения, юридический комитет отклонил её от согласования. Кроме того, Генеральным планом 2006 года и проектом Генерального плана значительная часть территории, с которой предполагается перераспределение, расположена в функциональной зоне городских лесопарков, то есть соответствующих территорий общего пользования, которые в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации. Утверждение схемы в последующем предполагает заключение соглашения о перераспределении и выкуп дополнительной площади в собственность. Указанное выше свидетельствует о невозможности заключения в последующем такого соглашения ( л.д. 9-10).

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу положений п. п. 1 п.п. 3, 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных при наличии следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа ( п. 10 ст. 39.29. ЗК РФ).

Однако ни одного из оснований, указанных Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов в письме № ИЗ-КМИ-21/5886 от 05.08.2016 года, не предусмотрено Земельным кодексом РФ.

Из представленного фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденной 25.10.2016 года, следует, что земельный участок С КН о перераспределения которого было заявлено, относится к Ж-4 – застройки индивидуальными жилыми домами ( л.д. 36).

Из фрагмента карты функционального зонирования Генерального плана г. Калининграда 2016 года следует, что земельный участок относиться к прочим зонам ( л.д. 35).

Таким образом, доводы ответчика о том, что земельный участок находится в функциональном зонировании городских лесопарков, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения.

Частью 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, в то время как предполагается перераспределение с земельным участком, предназначенным для жилой застройки.

В соответствии с п. 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушение плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).

Вторым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> явилось то, что в соответствии с документами территориального планирования городского округа территория, включенная в границы образуемого земельного участка, находится в зоне затопления паводковыми водами.

Данное обстоятельство не может является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку во-первых, специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления могут быть проведены ФИО7 и о намерении проведения этих мероприятий истицей заявлено в иске, в том числе, в целях защиты территории земельного участка, предоставленного ей под строительство жилого дома.

Кроме того, любое строительство объектов капитального строительства, в том числе индивидуальных жилых домов, осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, в котором обозначается место допустимого размещения объекта строительства.

Соответственно, при обращении истицы для получения Генерального плана земельного участка для строительства жилого дома в нем будут отражены все параметры разрешенного строительства, определено место допустимого размещения объекта строительства, в которое не включается территория, находящаяся в зоне подтопления.

Как указал в судебном заседании представитель ответчика администрации ГО «Город Калининград» ФИО3, каких-либо иных оснований для отказа в утверждении схемы, кроме указанных в ответе Комитета муниципального и земельных ресурсов администрации ГО « Город Калининград» № ИЗ-КМИ-21/5886 от 05.08.2016 года, не имелось.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд признает незаконным отказ администрации ГО «Город Калининград» № ИЗ-КМИ-21/5886 от 05.08.2016 года на обращение ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по проезду Андреевскому 1-му в Московском районе, и обязывает администрацию ГО «г. Калининград» утвердить ФИО1 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 740 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, представленную в приложении к заявлению № ВЗ-КМИ-5134 от 14 июня 2016 года.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации ГО Г. Калининград» № из-КМИ-21/5886 от 5 августа 2016 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать администрацию ГО «г. Калининград» утвердить ФИО1 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 740 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, представленную в приложении к заявлению № ВЗ-КМИ-5134 от 14 июня 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 ноября 2016 года.

Судья: подпись .

.

.

.

.