Дело 2-3549/18 9 октября 2018 года
Р Е Ш Е H И E
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Осиповой Е.М.,
при секретаре Васильевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Областная больница им. Ф.П. Гааза У. Р. по <адрес> и <адрес>» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в защиту неопределенного круга лиц в суд с иском к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Областная больница им. Ф.П. Гааза У. Р. по <адрес> и <адрес>» с вышеуказанными исковыми требованиями.
В обоснование исковых требований указал, что Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная больница им. Ф.П. требований Гааза У. Р. по <адрес> и <адрес>» уголовно-исполнительного законодательства в части исполнения требований пожарной безопасности, в ходе проверки которой установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> УНДПР ГУ МЧС Р. по <адрес> проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - здания больницы ФК ЛПУ, расположенного по адресу: Санкт-Петербургу, <адрес>, с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ№.
ФК ЛПУ вручено предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен срок устранения нарушений по ДД.ММ.ГГГГ.
Так в нарушение ст. 1. п. 1 ст. 6. ч. 3 ст. 4, ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
Безопасности», п. 13.3.6 СП5.13130.2009, п.. 61 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Правила противопожарного режима РФ» не обеспечено исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации в рабочем состоянии в зданиях: основной лечебный корпус, столовая для осужденных лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М. (не заключен договор на техническое обслуживание, допускается установка извещателей АПС на расстоянии менее 0,5 метра от светильников электроосвещения), кроме того, системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта в зданиях: основной лечебный корпус лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М.
Вопреки требованиям ст. 1, п. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 4, ст. 84 ФЗ №, таб. 2,
СПЗ.13130.2009 не все помещения оборудованы системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, здание дополнительно не оборудовано системами оповещения о пожаре. в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационными сигналами оповещения.
В нарушение ст. 1, п. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 4, ст. 89 ФЗ №, п. 4.2.6 СП1.13130‚.2009‚ п. 35 Правил двери эвакуационных выходов на лестничные
клетки открываются не по направлению выхода из здания, высота прохода на путях эвакуации в коридоре цокольного этажа здания длит. A местами менее 2-х метров.
Ранее, специализированной прокуратурой в адрес начальника ФК ЛЦУ в части неисполнения требований пожарной безопасности вносилось представление, однако до настоящего пожарная безопасность в учреждении организована не в полном объеме, а именно вышеуказанные нарушения не устранены.
Указанные факты нарушают право осужденных на охрану здоровья и безопасность, регламентированные ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№.
При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несёт У. Р. по <адрес> и <адрес>.
Несоблюдение приведенных требований законодательства должностными лицами ФК ЛПУ может поставить под угрозу жизнь и здоровье сотрудников учреждения, а также других лиц, чьи права в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано защищать государство.
И.о. Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит суд обязать Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница им. Ф.П. Гааза У. Р. по <адрес> и <адрес>» привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности, устранив нарушения указанные в предписании отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> УНДПР ГУ МЧС Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№‚ а именно: обеспечить исправное состояние системы АПС в рабочем состоянии в расположенных по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, основной лечебный корпус, столовая для осужденных лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М.; все помещения оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях: основной лечебный корпус лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М.. здание дополнительно оборудовать системами оповещения о пожаре, в том числе, с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения; двери эвакуационных выходов на лестничные клетки должны открываться по направлению выхода из здания.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФКЛПУ ОБ ИМ. Ф.П. Гааза по доверенности Миронова А.В., также представляющая интересы третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р. по Санкт-Петербургу и <адрес> в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что ответчиком неоднократно принимались меры для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, и указанных в Предписании УНДПР ГУ МЧС Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: заявки на выделение денежных средств на проведение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации на объектах корпусов зданий лит. «A», лит. «Б» (лабораторный корпус), лит. «М» (складов), на установку персональных устройств co световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения; на текущий ремонт и годовое техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, установленной в корпусах зданий подавались и подаются в У. Р. по <адрес> и <адрес> ежемесячно, но в период 2017-2018 гг. денежные средства на указанные цели ФКЛПУ ОБ ИМ. Ф.П. Гааза не выделялись. ФКЛПУ ОБ им. Ф.П. Гааза является казенным учреждением, финансируется полностью за счет средств федерального бюджета, других источников финансирования не имеет. Таким образом, устранить указанные в предписании недостатки не представляется возможным без выделения достаточного финансирования из федерального бюджета.
Представитель 3-го лица – Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> УНДПР ГУ МЧС Р. по Санкт-Петербургу и <адрес>Груничев А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на охрану здоровья. благоприятную среду обитания и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии со ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья.
Согласно ст. 12 Федерального закона Российской Федерации № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации составляют Конституция Российской, настоящий закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
B силу ст. 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ учреждения, исполняющие
наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждении, a также персонала, должностных лиц и граждан. находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии со ст. 37, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> УНДПР ГУ МЧС Р. по <адрес> проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - здания больницы ФК ЛПУ, расположенного по адресу: Санкт-Петербургу, <адрес>, с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ№.
По результатам проверки был составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности №, в котором зафиксированы следующие нарушения:
- в нарушение ст. 1. п. 1 ст. 6. ч. 3 ст. 4, ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.6 СП5.13130.2009, п. 61 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Правила противопожарного режима РФ» не обеспечено исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации в рабочем состоянии в зданиях: основной лечебный корпус, столовая для осужденных лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М. (не заключен договор на техническое обслуживание, допускается установка извещателей АПС на расстоянии менее 0,5 метра от светильников электроосвещения), кроме того, системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта в зданиях: основной лечебный корпус лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М.
- в нарушение требованиям ст. 1, п. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 4, ст. 84 ФЗ №, таб. 2, СПЗ.13130.2009 не все помещения оборудованы системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, здание дополнительно не оборудовано системами оповещения о пожаре. в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационными сигналами оповещения.
- в нарушение ст. 1, п. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 4, ст. 89 ФЗ №, п. 4.2.6 СП1.13130‚.2009‚ п. 35 Правил двери эвакуационных выходов на лестничные
клетки открываются не по направлению выхода из здания, высота прохода на путях эвакуации в коридоре цокольного этажа здания длит. A местами менее 2-х метров.
Ответчиком не оспорен факт наличия вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.
ФК ЛПУ вручено предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен срок устранения нарушений по ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее, специализированной прокуратурой в адрес начальника ФК ЛЦУ в части неисполнения требований пожарной безопасности вносилось представление, однако до настоящего пожарная безопасность в учреждении организована не в полном объеме, а именно вышеуказанные нарушения не устранены, что ответчиком также не оспаривается.
Указанные факты нарушают право осужденных на охрану здоровья и безопасность, регламентированные ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№.
При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несёт У. Р. по <адрес> и <адрес>.
На основании положений ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Ф. Р. осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказами Ф. Р. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационных вопросах по территориальным органам федеральной службы исполнения наказаний», от ДД.ММ.ГГГГ N 57 «О переименовании, внесении изменений в Положение о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний Р. по Санкт-Петербургу и <адрес> и в положения и в уставы подведомственных учреждений» определено, что органом, осуществляющим руководство исправительными учреждениями на территории Санкт-Петербурга и <адрес>, является Управление Федеральной службы исполнения наказаний Р. по <адрес> и <адрес>.
Согласно ст. 6, 7, 11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№У. Р. по Санкт-Петербургу и <адрес> осуществляет руководство подведомственными учреждениями, к числу которых относится ФК ЛПУ, принимает участие в вопросах финансирования по содержанию федерального имущества учреждений.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>, утверждённым приказом Ф. Р. от ДД.ММ.ГГГГ№, У. по <адрес> и <адрес> осуществляет руководство подведомственными учреждениями (п. 14), является распределителем бюджетных средств (п. 4), осуществляет материально-техническое обеспечение подведомственных учреждений (ч. 2 п. 15).
В соответствии с ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровья, иные личные неимущественные права и другие материальные блага при гражданину от рождения или в силу закона неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Несоблюдение приведенных требований законодательства должностными лицами ФК ЛПУ может поставить под угрозу жизнь и здоровье сотрудников учреждения, а также других лиц, чьи права в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано защищать государство.
Доводы ответчика о том, что ФКЛПУ ОБ им. Ф.П. Гааза является казенным учреждением, финансируется полностью за счет средств федерального бюджета, других источников финансирования не имеет, бюджетные средства на цели устранения нарушений пожарной безопасности не выделяются, не могут быть приняты во внимание, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у организации обязанности соблюдать требования пожарной безопасности не являются основаниями для отказа в удовлетворении настоящего иска.
При изложенных обстоятельствах исковые требования и.о. Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ‚ суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница им. Ф. П. Гааза У. Р. по <адрес> и <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие требованиями пожарной безопасности, устранив нарушения, указанные в предписании отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального УНДПР ГУ МЧС Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, a именно: обеспечить исправное состояние системы АПС в рабочем состоянии в зданиях, расположенных по адресу: Санкт-Петербург. <адрес> основной лечебный корпус, столовая для осужденных лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М; все помещения оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях: основной лечебный корпус лит. А; лабораторный корпус лит. Б; мастерские и склады корпус лит. М, здание дополнительно оборудовать системами оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения; двери эвакуационных выходов на лестничные клетки должны открываться по направлению выхода из здания.
Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через суд, принявший решение.
Судья