ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/14 от 17.01.2014 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Д<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

<данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

Дело № 2-354/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 г. Барнаул 17 января 2014 года

 Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Фроловой Н.Е., при секретаре Заболотской Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края в интересах Российской Федерации к Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю о признании незаконными действий по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов, возложении обязанности предоставить материалы для проверки,

 у с т а н о в и л :

 Прокурор Алтайского края обратился в суд в интересах Российской Федерации к Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю о признании незаконными действий по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов, связанных с размещением заказов для нужд Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю за 2012 год и истекший период 2013 года и возложении обязанности предоставить данные материалы для проверки. В качестве оснований указывает, что прокуратурой Алтайского края в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ организована проверка соблюдения требований законодательства о порядке рассмотрения в Следственном управлении Следственного комитета России по Алтайскому краю заявлений, обращений и жалоб граждан и организаций. ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлено требование о предоставлении материалов и документов, связанных с размещением заказов для нужд Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю за 2012 год и истекший период 2013 года. Согласно поступившему ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру края ответу Следственным управлением Следственного комитета России по Алтайскому краю в предоставлении указанных материалов отказано. Отказ мотивирован тем, что Следственное управление является структурным подразделением единой федеральной централизованной системы следственных органов и действует на основании подчинения нижестоящих следственных органов вышестоящим и председателю Следственного комитета РФ. В соответствии с письмом следственного комитета ведомственные документы предоставляются в органы прокуратуры только по решению Следственного комитета РФ, в связи с чем информация о поступившем запросе прокуратуры края была направлена в следственный комитет РФ, которым в согласовании документов прокуратуре края отказано. Прокурор полагает действия Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю по отказу в предоставлении материалов и документов незаконными и противоречащими положениям Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О прокуратуре Российской Федерации». Отказ Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю в предоставлении материалов для проверки препятствует осуществлению возложенных на прокуратуру края надзорных полномочий.

 Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в нем.

 Представитель Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям, указанным в письменном отзыве.

 Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле, Следственного комитета РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

 Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

 Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В судебном заседании установлено, что требованием прокурора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю был обязан предоставить материалы и документы, связанные с размещением заказов для нужд Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю за 2012 год и истекший период 2013 года.

 ДД.ММ.ГГГГ прокурору Алтайского края Следственным управлением Следственного комитета России по Алтайскому краю был дан ответ об отказе в предоставлении указанных материалов.

 Отказ мотивирован тем, что Следственное управление является структурным подразделением единой федеральной централизованной системы следственных органов и действует на основании подчинения нижестоящих следственных органов вышестоящим и председателю Следственного комитета РФ. В соответствии с письмом следственного комитета ведомственные документы предоставляются в органы прокуратуры только по решению Следственного комитета РФ, в связи с чем информация о поступившем запросе прокуратуры края была направлена в следственный комитет РФ, которым в согласовании документов прокуратуре края отказано.

 В соответствии со ст.2 Федерального закона от 28.12.2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

 Пунктом 2 Положения о Следственном комитете РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.01.2011 года №38, следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета).

 Руководствуясь данным Положением, а также телеграммой Следственного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя следственного управления СК РФ по Алтайскому краю направил в адрес руководителя Следственного комитета РФ запрос прокуратуры Алтайского края с просьбой согласовать вопрос о возможности предоставления сотрудникам прокуратуры запрашиваемых документов либо отказе в их предоставлении.

 Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Следственный комитет РФ указал на отсутствие у прокуратуры оснований для осуществления общего надзора за деятельностью следственных органов и недопустимость вмешательства в управленческую деятельность СК РФ.

 Как следует из письма СУ СК РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ последним прокурору Алтайского края отказано в предоставлении запрашиваемых документов только по причине отказа СК РФ в согласовании предоставления ведомственных документов. Иных причин отказа письмо в себе не содержит.

 Однако прокурором в настоящем судебном заседании доводов по которым он полагает отказ по указанным в письме от 16.09.230123 года основаниям незаконным не приведено, непосредственно отказ Следственного комитета РФ прокурором не обжалуется.

 Кроме того, в соответствии со статьей 21 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

 При этом п.2 указанной статьи предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

 В соответствии с п.4 приказа Генерального прокурора РФ от 09.02.2012 года №39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ вне уголовно-процессуальной сферы», на который ссылается прокурор, при проведении проверок исполнения законов руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" и другими организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регламентирующими вопросы организации надзора за исполнением законов (включая законодательство о противодействии коррупции), с особенностями, установленными настоящим Приказом.

 Пунктом 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" предусмотрено, что Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

 В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

 Исключение составляет лишь надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, который подлежит осуществлению независимо от поступления информации о нарушениях законности (п.3 приказа).

 Вместе с тем, прокуратурой края запрошены документы по размещению государственных контрактов за 2012 год и истекший период 2013 года по тем основаниям, что прокуратурой края запланирована проверка исполнения СУ СК РФ по Алтайскому краю бюджетного законодательства и законодательства о размещении государственного заказа, т.е. в отсутствие данных о нарушениях закона.

 При этом частью 1 ст.17 ФЗ от 21.07.1995 года №94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подпунктом.5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №331, проведение плановых и внеплановых проверок с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов РФ о размещении заказов государственным заказчиком возложено на Федеральную антимонопольную службу; пункт 13 ч.1 ст.13 и часть 1 ст.15 ФЗ от 05.04.2013 года №41-ФЗ «О Счетной палате РФ» проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в отношении федеральных государственных органов отнесли к одной из функций Счетной палаты РФ; подпунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 года №278, контроль и надзор за исполнением средств федерального бюджета возложен на Росфиннадзор.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление прокурора Алтайского края в интересах Российской Федерации к Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю о признании незаконными действий по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов, возложении обязанности предоставить материалы для проверки оставить без удовлетворения в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 1 месяца с момента принятия его в окончательной форме.

 Судья: Фролова Н.Е.