Дело № 2-354/ 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года с. Парфеньево
Нейский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Кирилловой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указала, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» является объектом культурного наследия регионального значения «Дом купцов Архиповых, 2-я половина XIX в.».
Приказом Минкультуры России от 22.09.2016 № 42554-р данному объекту в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации присвоен регистрационный номер №
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 25.09.2018 г. собственниками объекта являются граждане: ФИО2 (квартира № собственность с ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО3 (квартира № 2, собственность с ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО4 (квартира № собственность с ДД.ММ.ГГГГ); ФИО5 (квартира № долевая собственность (доля в праве 1/2 ) с ДД.ММ.ГГГГ); ФИО6 (квартира №, общая долевая собственность (доля в праве 1/2 ) с ДД.ММ.ГГГГ г.). Способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в таком доме.
Решением Нейского районного суда Костромской области от 03.11.2015г. по делу № 2-463/2015, на Департамент культуры Костромской области были возложены обязанности: определить требования к сохранению объекта культурного наследия, а именно, состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия; разработать и утвердить охранное обязательство на данный объект культурного наследия.
В соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» с 18.01.2016 исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно - правовому регулированию в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны в сфере культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области.
Приказом Инспекции от 11.03.2016г. № 34 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта. Неотъемлемой частью охранного обязательства, является акт технического состояния Объекта от 25.02.216 № 02-04/00, содержащий план работ по сохранению объекта и его территории.
В адрес каждого из собственников Объекта направлены уведомления о направлении охранного обязательства с приложением копии приказа об утверждении охранного обязательства и акта технического состояния. ФИО2 акт технического состояния Объекта подписан и возвращен в инспекцию. Возражений относительно условий охранного обязательства и акта технического состояния Объекта от собственников Объекта в инспекцию не поступало.
В соответствии с Планом работ по сохранению Объекта и его территории, собственники Объекта в целях обеспечения сохранности Объекта и создания благоприятных условий для его функционального использования, приняли на себя обязательства по проведению следующих работ:
В результате контрольного мероприятия было установлено, что общее состояние объекта культурного наследия - неудовлетворительное. Требуется проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Условия охранного обязательства (п.1, 2 Плана работ по сохранению Объекта и его территории актов технического состояния) собственниками объекта не выполняются. (Акт осмотра от 02.02.2018 № 13-18/К).
Инспекцией в адрес каждого из собственников объекта были направлены предписания о необходимости в срок до 01.07.2018 выполнить противоаварийные работы по просадке северного угла объекта культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доли); выполнить полное инженерно - техническое обследование объекта культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доли).
По итогам контрольного мероприятия установлено, что требования предписаний собственниками Объекта не исполнены (Акт осмотра от 24.09.2018 № 339-18/К). Противоаварийные работы по просадке северного угла объекта культурного наследия, полное инженерно - техническое обследование объекта культурного наследия, проект ремонта и реставрации объекта культурного наследия до настоящего времени не выполнены.
Собственник Объекта, не выполняя требования по сохранению Объекта, нарушают действующее законодательство в области охраны объектов культурного наследия. Кроме того, объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению.
В связи с вышеизложенным, истец просит суд:
1. Обязать собственников: выполнить противоаварийные работы по просадке северного угла объекта культурного наследия регионального значения «Дом купцов Архиповых, 2-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 6 месяцев в даты вступления в законную силу решения суда;
2. Выполнить обследование объекта культурного наследия регионального значения «Дом купцов Архиповых, 2-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, с целью установления перечня мероприятий по сохранению Объекта. По результатам обследования разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта ( участие соразмерно занимаемой доли) в течение 9 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда;
3. Провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом купцов Архиповых, 2-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> а также сделать работы по акту приемки выполненных работ (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 18 месяцев в даты вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО7 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. В части предоставления сроков, необходимых для проведения работ, с учётом материального положения собственников, исковые требования уточнил и просил суд обязать собственников выполнить противоаварийные работы по просадке северного угла объекта в течение 12 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда. Обязать провести обследования объекта в течение 18 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда. Обязать провести работы по сохранению объекта культурного наследия в течение 36 месяцев в даты вступления в законную силу решения суда.
Ответчики ФИО2 и ФИО5 в судебное заседание не явились. О рассмотрении заявления извещались надлежащим образом.
Ответчики ФИО3, ФИО6 обоснованность исковых требований фактически признали. В судебном заседании заявили о невозможности проведения указанных в исковом заявлении работ в связи со сложным материальным положением.
Ответчик ФИО4 исковые требования не признала. Суду пояснила, что о том, что дом относится к объектам культурного наследия она не знала. На территории Парфеньевского района длительное время не проживает. Направляемую ей корреспонденцию не получала. Выполнить указанный в исковом заявлении объём работ не сможет, т.к. одна воспитывает несовершеннолетнего ребёнка. Размер её заработной платы незначительный.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
- объекты культурного наследия федерального значения;
- объекты культурного наследия регионального значения;
- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.
К объектам культурного наследия регионального значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 2 вышеуказанного закона объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 вышеназванного Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету его охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.1. Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности на объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
В силу положений ст. 47.2 Закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, с учётом мнения собственника, на основании составленного им акта технического состояния объекта с учетом вида данного объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта.
В силу ст. 47.3 Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Объект недвижимости, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30 декабря 1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» является объектом культурного наследия регионального значения «Дом купцов Архиповых (2-ая половина XIX века)».
Приказом Минкультуры России от 22 сентября 2016г. № 42554-р данному объекту культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации присвоен регистрационный номер 441610493540005.
В соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» с 18 января 2016г. исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно - правовому регулированию в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны в сфере культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области.
Приказом Инспекции от 11 марта 2016 г. № 34 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта. Неотъемлемой частью охранного обязательства, является акт технического состояния Объекта от 25 февраля 2016 № 02-04/00, содержащий план работ по сохранению объекта и его территории.
Так как согласно сведений Единого государственного реестра от 16 февраля 2016г. собственниками квартир, расположенных в доме по вышеуказанному адресу, по состоянию на 16 февраля 2016 г. являлись: ФИО8 (кв. №), ФИО2 (кв№), ФИО1 (кв. №), ФИО9 (№ ), ФИО5 (кв№ ), то в адрес каждого из собственников объекта были направлены уведомления о направлении охранного обязательства с приложением копии приказа об утверждении охранного обязательства и акта технического состояния.
Сведений о направлении в адрес истца возражений в части условий охранного обязательства и акта технического состояния, ответчики суду не представили.
Доводы ответчика ФИО4 () А. А. об её длительном отсутствии по данному адресу и вследствие этого неполучении поступающей корреспонденции, по мнению суда, являются несостоятельными, т.к. данное почтовое отправление было получено родственником ФИО8 ( братом).
В силу вышеизложенного, в связи с отсутствием возражений со стороны собственников объекта недвижимости, доводы истца о действии акта в предложенной редакции - являются обоснованными.
В соответствии с Планом работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, собственники данного объекта в целях обеспечения его сохранности и создания благоприятных условий для его функционального использования, должны были:
-в срок до 01 июля 2017 г. произвести противоаварийные работы по просадке северного угла объекта культурного наследия (долевое участие соизмеримо занимаемой площади);
-в срок до 31 декабря 2017 г. выполнить полное инженерно - техническое обследование объекта культурного наследия (долевое участие соизмеримо занимаемой площади);
-в срок до 01 июля 2018г. на основании проведенного обследования, выполнить проект ремонта и реставрации объекта культурного наследия, согласовав его в установленном законодательством порядке, с предоставлением в Госорган положительного заключения историко - культурной экспертизы (долевое участие соизмеримо занимаемой площади);
-в срок до 01 января 2020г. выполнить ремонтно - реставрационные работы в соответствии с разработанным и согласованным проектом (долевое участие соизмеримо занимаемой площади).
До настоящего времени собственники объекта культурного наследия, несмотря на направленные предписания, к выполнению работ не приступали. Объект культурного наследия находится фактически в аварийном состоянии.
Согласно сведений государственного реестра от 25 сентября 2018 г. собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> являются: ФИО2 (собственник квартиры № № ФИО3 (собственник квартиры № №.), ФИО4 (собственник квартиры № №.), ФИО6 и ФИО5 (собственники квартиры №).
Ответчиками в суде не отрицалось и данный факт подтвержден информациями администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области от 27 марта 2018г. № 862, администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области от 26 марта 2018г. № 187, что в данном многоквартирном доме выбран способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Анализ выше приведенных норм закона и сложившихся правоотношений позволяет суду сделать вывод, что исковые требования инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области подлежат удовлетворению в полном объёме, т.к.:
-данный объект объявлен объектом культурного значения регионального значения 30 декабря 1993 года, т.е. до возникновения права собственности на него у всех собственников. Никем из нынешних собственников договоры купли - продажи, приватизации либо другие (в результате которых переходило право собственности на данный объект от одного лица к другому), по основаниям не включения в них указания о статусе объекта и требований к его содержанию- не оспаривались;
- собственникам известно об особом статусе данного объекта недвижимости, т.к. инспекцией неоднократно в адрес собственников направлялись соответствующие документы, свидетельствующие об этом, данные документы ими были получены;
- не проведение указанных работ, может привести к утрате объекта культурного значения регионального значения.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия- удовлетворить.
Обязать ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова
Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2018 года.
Судья Л. А. Нефёдова