ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/20 от 25.08.2020 Орловского районного суда (Орловская область)

Дело № 2-354/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Постникова П.В.,

при секретаре Тодрик Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ Орловской области «Орловская областная психиатрическая больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, Департаменту финансов Орловской области об устранении нарушения прав инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с иском к БУЗ Орловской области «Орловская областная психиатрическая больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, Департаменту финансов Орловской области об устранении нарушения прав инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В обоснование иска указано, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой в деятельности БУЗ ОО «Орловская областная психиатрическая больница» выявлены нарушения закона. В результате проверки установлено, что здания и помещения БУЗ ОО «ООПБ» не адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе маломобильных граждан. На входах в здание и помещение лечебного корпуса №15 и №17 (административный), главный лечебный корпус, лечебные корпуса № 3,8 отсутствует пандус, либо иное устройство, с использованием которого в помещение возможен въезд (подъем) инвалидов с ограниченными возможностями движения. Санитарные узлы, в том числе туалетные, ванные и душевые комнаты в больнице, для людей с ограниченным возможностями здоровья фактически недоступны, поскольку не оснащены поручнями для опоры инвалидов. В свою очередь, отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к социально-медицинскому объекту - БУЗ ОО «ООПБ» является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов; принятие мер к устранению указанных нарушений необходимо для обеспечения права инвалидов на достойную жизнь и свободное развитие. По данным фактам прокуратурой района главному врачу БУЗ ОО «Орловская областная психиатрическая больница» 12.08.2019 внесено представление. Однако требования прокурора должным образом не исполнены. БУЗ ОО «Орловская областная психиатрическая больница» неоднократно обращалось в Департамент здравоохранения Орловской области с просьбой выделить денежные средства на исполнение мероприятий, указанных в представлении от 12.08.2019. Между тем, Департаментом здравоохранения Орловской области до настоящего времени денежные средства на исполнение указанных мероприятия не выделены. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Учредителем БУЗ ОО «ООПБ» является субъект РФ - Орловская область, а функции учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области, источником формирования имущества указанного лечебного учреждения являются субсидии из бюджета Орловской области, бюджетные инвестиции из бюджета Орловской области, имущество, переданное учреждению его собственником или уполномоченными им органами, а также приобретенное учреждением, доходы от приносящей доход деятельности, добровольные взносы и пожертвования. В результате подобного бездействия грубо нарушаются права граждан с ограниченными возможностями здоровья на беспрепятственный доступ инвалидов к социально-медицинскому объекту. На основании изложенного, истец просил суд обязать БУЗ 00 «Орловская областная психиатрическая больница» установить на входе в здания и помещения лечебного корпуса №15 и №17 (административный), главного лечебного корпуса, лечебных корпусов №3,8 БУЗ 00 «ООПБ» пандус, либо иные устройства, с использованием которого в помещение возможен въезд (подъем) инвалидов с ограниченными возможностями движения. Оснастить санитарные узлы, в том числе туалетные, ванные и душевые комнаты в больнице поручнями для опоры инвалидов в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств; обязать Департамент здравоохранения Орловской области и Департамент финансов Орловской области выделить БУЗ ОО «Орловская психиатрическая больница» денежные средства на исполнение указанных мероприятий в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Мерцалова Т.И. исковые требования уточнила, просила суд обязать БУЗ ОО «Орловская областная психиатрическая больница» установить на входе в здания и помещения лечебного корпуса № 15 и № 17 (административный), главного лечебного корпуса, лечебных корпусов №3,8 БУЗ ОО «ООПБ» пандус, либо иные устройства, с использованием которого в помещение возможен въезд (подъем) инвалидов с ограниченными возможностями движения. Оснастить санитарные узлы, в том числе туалетные, ванные и душевые комнаты в больнице поручнями для опоры инвалидов, оборудовать приспособление входных групп лестниц, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг в лечебных корпусах №7,16,4,5,2,3,8,6,9, лечебных корпусах №15 и №17 (административные), главном лечебном корпусе в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств; обязать Департамент здравоохранения Орловской области и Департамент финансов Орловской области выделить БУЗ ОО «Орловская психиатрическая больница» денежные средства на исполнение указанных мероприятий в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Орловская областная психиатрическая больница» Поляков Д.А. не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, в случае надлежащего финансирования ответчик готов исполнить решение суда.

Представитель ответчика Департамента финансов Орловской области Репецкий С.В. возражал против удовлетворения исковых требований в части требований к Департаменту финансов, поскольку Департамент здравоохранения Орловской области является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, в том числе распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не вился, надлежаще извещался о слушании дела.

Суд, рассмотрев исковое заявление, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих доступную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные, медицинские организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

Согласно 5.1.14 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильньгх групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Пункт 6.1.1 СП 59.13330.2016 предусматривает, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В соответствии с "ГОСТ Р 51261-99 Государственный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта

России от 13.04.1999 N 123) пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями.

В соответствии с п. 6.3.1 СП 59.13330.2016 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.

В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки стационарных и откидных опорных поручней, поворотных или откидных сидений.

Пунктом 5.4.1 ГОСТ Р 51261-99 установлено, что туалетные, ванные и душевые комнаты (кабины), доступные для инвалидов, в том числе инвалидов, перемещающихся в креслах-колясках, должны быть оснащены поручнями, отвечающими требованиям 5.1 и соответствовать требованиям, указанным в ГОСТ Р 51261-99.

В туалетных, ванных комнатах и других местах общего пользования, где установлены раковины умывальников, следует предусматривать поручни для опоры инвалидов при пользовании умывальниками (п. 5.4.10 ГОСТ Р 51261-99).

В результате проверки Прокуратуры Орловского района установлено, что здания и помещения БУЗ ОО «ООПБ» не адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе маломобильных граждан. На входах в здание и помещение лечебного корпуса №15 и №17 (административный), главный лечебный корпус, лечебные корпуса № 3,8 отсутствует пандус, либо иное устройство, с использованием которого в помещение возможен въезд (подъем) инвалидов с ограниченными возможностями движения. Санитарные узлы, в том числе туалетные, ванные и душевые комнаты в больнице, для людей с ограниченным возможностями здоровья фактически недоступны, поскольку не оснащены поручнями для опоры инвалидов. По данным фактам прокуратурой района главному врачу БУЗ ОО «Орловская областная психиатрическая больница» 12.08.2019 внесено представление. Однако требования прокурора должным образом не исполнены.

В результате подобного бездействия грубо нарушаются права граждан с ограниченными возможностями здоровья на беспрепятственный доступ инвалидов к социально-медицинскому объекту.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в части.

В свою очередь, обязанность по устранению нарушений прав граждан с ограниченными возможностями здоровья должна быть возложена на Департамент здравоохранения Орловской области как на главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюдже5тных средств, в ведении которого они находятся.

В силу вышеизложенного, суд полагает необходимым обязать Департамент здравоохранения Орловской области выделить БУЗ ОО «Орловская психиатрическая больница» денежные средства на исполнение указанных мероприятий, а в иске к Департаменту финансов Орловской области отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать БУЗ ОО «Орловская областная психиатрическая больница» установить на входе в здания и помещения лечебного корпуса № 15 и № 17 (административный), главного лечебного корпуса, лечебных корпусов №3,8 БУЗ ОО «ООПБ» пандус, либо иные устройства, с использованием которого в помещение возможен въезд (подъем) инвалидов с ограниченными возможностями движения, оснастить санитарные узлы, в том числе туалетные, ванные и душевые комнаты в больнице поручнями для опоры инвалидов, оборудовать приспособление входных групп лестниц, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг в лечебных корпусах №7,16,4,5,2,3,8,6,9, лечебных корпусах №15 и №17 (административные), главном лечебном корпусе в течение 12 месяцев с момента выделения денежных средств.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области выделить БУЗ ОО «Орловская психиатрическая больница» денежные средства на исполнение указанных мероприятий в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме 31.08.2020 путем подачи апелляционной жалобы через Орловский районный суд Орловской области.

Председательствующий судья П.В. Постникова