ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/2014 от 06.03.2014 Кировского городского суда (Ленинградская область)

 Дело № 2- 354/2014 6 марта 2014 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Кировский городской суд Ленинградской области в составе

 председательствующего судьи Петровой Е.В.,

 при секретаре Дорошенко Ю.А.,

 с участием представителя истца Синевида А.,

 представителей ответчиков Егорихина В.И., Иванова В.В., Караск Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Узденского Е.В. к администрации муниципального образования Путиловское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области о признании публичных слушаний и результатов публичных слушаний недействительными,

 УСТАНОВИЛ:

 Узденский Е.В. обратился в суд с иском к администрации МО Путиловское сельское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области, указав, что 18.12.2013 состоялись публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему двух земельных участков, расположенных вблизи дер. Поляны Путиловского сельского поселения Кировского района Ленинградской области с «ведение сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». Публичные слушания проведены с нарушением установленного порядка: участниками слушаний должны быть только жители дер. Поляны, тогда как в слушаниях принимали участие жители деревень поселения, не имеющих интереса к изменению разрешенного использования земельных участков, регистрация участников слушания проводилась без документов, удостоверяющих личность, и документов, подтверждающих права на объекты недвижимости на территории поселения; нарушена процедура оформления слушаний. Просит признать публичные слушания и результаты публичных слушаний недействительными.

 Истец в судебное заседание не явился, его представитель Синевид А. заявленные требования поддержал.

 Представители ответчика исковые требование не признали, указав, что публичные слушания проведены в полном соответствии с Порядком организации и проведения публичных слушаний, утвержденных Решением Совета депутатов МО Путиловское сельское поселение от 28.12.2012 № 46.

 Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Узденский Е.В. является собственником земельных

 участков площадью 54200 кв.м (кадастровый номер №) и 55000 кв.м (кадастровый номер №), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. 55, 56-58, 59, 60-62).

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до 31 декабря 2016 года, а в других случаях применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

 Решением Совета депутатов МО Путиловское сельское поселение от 28.12.2012 № 46 утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний в МО Путиловское сельское поселение (далее – Порядок).

 Согласно п. 5.2. публичные слушания проводятся в форме открытого обсуждения. Перед началом публичных слушаний представители администрации организуют регистрацию участников публичных слушаний (п. 5.3). Публичные слушания открывает и ведет глава поселения или руководитель рабочей группы (председатель публичных слушаний) (п.5.4). По окончании обсуждения председатель публичных слушаний объявляет открытое голосование по вопросу, вынесенному на публичные слушания, подводит итоги публичных слушаний. Вопрос, поставленный на голосование, должен быть сформулирован с учетом того, что результаты публичных слушаний носят рекомендательных характер (п. 5.8). Результаты публичных слушаний оформляются протоколом, который должен содержать: дату и место проведения публичных слушаний, количество человек, принимавших участие в публичных слушаниях, текст рекомендации по итогам публичных слушаний, подписи председателя и секретаря публичных слушаний. К протоколу прилагаются списки участников публичных слушаний, письменные замечания и предложения, поступившие в ходе организации и проведения публичных слушаний. Результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат опубликованию в газете «Ладога» и на официальном сайте администрации поселения (п. 6.6) (л.д. 20-26).

 Как следует из протокола проведения публичных слушаний и списка участников публичных слушаний, 18.12.2013 в здании Дома культуры с. Путилово состоялись публичные слушания, в которых принимали участие 52 человека (в т.ч. два представителя истца) по вопросу предоставления разрешения на изменение вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Узденскому Е.В. По результатам голосования большинством голосов принято решение отказать в изменении вида разрешенного использования земельных участков (л.д. 7-8, 6, 41).

 Результаты публичных слушаний опубликованы в официальном печатном издании - газете «Ладога» (л.д. 28).

 В материалы дела представлены копии паспортов граждан, принимавших участие в публичных слушаниях, а также свидетельств о праве собственности на земельные участки в Путиловском сельском поселении, из которых видно, что участниками слушаний являлись лица, постоянно поживающие в поселении либо имеющие собственность в поселении (л.д. 63-113).

 В судебном заседании допрошены свидетели Ч., Л., К-м., Г., К., - участники оспариваемых публичных слушаний, которые подтвердили ход проведения слушаний и итоги голосования, отраженные в протоколе публичных слушаний.

 Довод представителя истца, что в списке участников слушаний адреса не совпадают с представленными копиями паспортов граждан, не является основанием для удовлетворения иска, поскольку все участники слушаний являлись либо жителями поселения, либо собственниками земельный участков, находящихся на территории Путиловского сельского поселения.

 Также суд не может положить в основу для принятия решения довод представителя истца, о том, что участниками слушаний должны быть исключительно жители дер. Поляна, поскольку Положение распространяется на все население, проживающее на территории поселения.

 В ходе судебного разбирательства не установлено каких либо нарушений Порядка организации и проведения публичных слушаний, свидетельствующих о незаконности слушаний и результатов публичных слушаний.

 Кроме того, суд считает необходимым отметить, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий на вид разрешенного использования «для дачного строительства» невозможно без изменения категории земель по следующим основаниям.

 В силу ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

 Статья 7 ЗК РФ подразделяет земли по целевому назначению на несколько категорий, исходя из которых эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

 Согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Часть 3 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

 Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

 Пунктом 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

 В силу п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

 Пунктом 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен. В этой связи следует учесть, что, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.

 Между тем, согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В настоящее время указанный классификатор Минэкономразвития России не утвержден.

 Таким образом, до утверждения классификатора виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, являющимся, как и карта градостроительного зонирования, составной частью правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

 В соответствии со ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

 Главная особенность земель сельскохозяйственного назначения состоит в том, что земли здесь выступают в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота. Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

 Развитие принципа использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с их разрешенным использованием получило в ст. 6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 При этом ст. 78 ЗК РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.

 В абзаце 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Вместе с тем, как указывалось выше, положение данной статьи говорят о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

 Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

 Пунктом 2 ст. 78 ЗК РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

 В отличие от прав этих субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

 Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям – для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

 Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ), в том числе путем изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка, допускаемого статьей 78 ЗК РФ.

 Однако, решение вопроса о предоставлении земельного участка гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства имеет свои особенности.

 Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее –Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

 При этом статьей 13 указанного Закона установлено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Следовательно, именно органам местного самоуправления предоставлено право определять потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

 Пунктом 2 ст. 14 Закона предусмотрено, что орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

 Данное положение закона прямо указывает на то, что земельные участки садоводческим, огородническим и некоммерческим объединениям граждан могут предоставляться только при условии разработанных и утвержденных в установленном порядке схем зонирования территорий.

 Следующим этапом в силу ст. 12, 14 Закона является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

 По смыслу п. 1 ст. 16 Закона во взаимосвязи с п. 4 ст. 14 Закона предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

 При этом следует учесть особенности правового режима сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, который регламентирован ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства (дачного строительства)» на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.

 Вместе с тем, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

 Таким образом, дачное строительство на сельскохозяйственных угодьях недопустимо, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства (дачного строительства)» невозможно без изменения категории земель.

 Кроме того, надлежит принять во внимание следующие обстоятельства.

 Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.

 Анализ вышеприведенных положений законодательства, устанавливающего особенности использования земель сельскохозяйственного назначения, позволяет сделать следующие выводы:

 1) виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определяются градостроительным регламентом и схемой зонирования территорий в соответствии с принятыми органами местного самоуправления правилами землепользования и застройки;

 2) изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства (дачного строительства)» в любом случае невозможно без изменения категории земель.

 При таких обстоятельствах у истца отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков, а потому результаты публичных слушаний правового значения не имеют.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В иске Узденского Е.В. к администрации муниципального образования Путиловское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области о признании публичных слушаний и результатов публичных слушаний недействительными отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд.

 Судья Е.В. Петрова