Дело № 2-354/2017 05 мая 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебного заседания Оберовой А.П.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» о взыскании суммы удержанного с компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе налога на доходы физических лиц,
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах ФИО с иском к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» (ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения») о взыскании суммы удержанного с компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе налога на доходы физических лиц
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой по обращению ФИО по факту незаконного удержания ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» налога на доходы физических лиц с компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе установлено, что семья ФИО, как многодетная семья, состояла в льготной очереди на получение компенсационной выплаты под номером 4. На основании протокола и распоряжения ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» о назначении пособий от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО назначена компенсационная выплата взамен бесплатного предоставления земельного участка в размере 1 миллион рублей, которая подлежала перечислению на основании заявки на кассовый расход от 28.12.2016. Вместе с тем, на банковский счет, открытый на имя ФИО, поступили денежные средства в размере 870 тыс. руб. – за вычетом удержанного с суммы компенсационной социальной выплаты налога на доходы физических лиц в размере 130 тыс. руб., что истец считает незаконным. Со ссылкой на статью 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ) прокурор указывает, что компенсационная социальная выплата, предоставленная ФИО в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации – Ненецкого автономного округа, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Также указал, что многодетные семьи, которым в качестве меры социальной поддержки предоставлен земельный участок в натуральном виде, не являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Считает, что налогообложение указанной компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка носит дискриминационный характер, при том, что в случае бесплатного предоставления земельного участка ФИО освобождалась бы от уплаты налога на доходы физических лиц. В связи с чем, в схожих условиях получатель мер социальной поддержки ставится в неравное положение в сфере налогообложения, что противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
Заявитель просит суд взыскать с ответчика в пользу ФИО сумму удержанного с компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе налога на доходы физических лиц в размере 130 тыс. руб.
В судебном заседании прокурор Жирков В.Г. иск поддержал по тем же основаниям, полагал, что, исходя из действующего законодательства, истец освобождена от уплаты налога на доходы физических лиц при предоставлении указанной компенсационной выплаты, установленной законодательством субъекта Российской Федерации – Ненецкого автономного округа, взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям. Доводы возражений ответчика на иск считает необоснованными. Обращает внимание, что компенсационная социальная выплата взамен бесплатного предоставления земельных участков предоставляется строго определенной категории лиц – получателей указанной выплаты. Считает, что налогообложение указанной компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка носит дискриминационный характер, при том, что в случае бесплатного предоставления земельного участка в натуре ФИО, как получатель мер социальной поддержки, освобождалась бы от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов в виде бесплатного предоставления земельного участка. Просил требования удовлетворить.
Истец ФИО, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» по доверенности ФИО1 с иском не согласилась по основаниям, указанным в представленном письменном отзыве. Пояснила, что ФИО, состоящей на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с ее согласия взамен земельного участка предоставлена компенсационная социальная выплата в размере 1 миллион рублей. На счет, открытый в банке на имя ФИО, были перечислены денежные средства в сумме 870 тыс. руб. с учетом удержания налога на доходы физических лиц в размере 13 % с суммы указанной компенсационной социальной выплаты. Действия ответчика по удержанию налога на доходы физических лиц с указанной выплаты, предоставленной ФИО, считает правомерными. Обращает внимание, что статья 217 НК РФ в данном случае не предусматривает оснований для освобождения указанной выплаты от налогообложения в виде налога на доходы физических лиц. При разрешении спора просит учесть, что указанная выплата не имеет целевого характера, средства данной выплаты не подлежат расходованию в обязательном порядке на цели приобретения земельного участка или жилого помещения. Обращает внимание, что в настоящее время, в частности, согласно Постановлению администрации Ненецкого автономного округа от 16.05.2013 № 184-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной компенсационной социальной выплаты семьям, имеющим на воспитании трех и более детей» (в ред. Постановления администрации Ненецкого автономного округа от 02.02.2017 № 16-п) при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением видов доходов, которые не учитываются в доходе семьи в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ненецкого автономного округа. Указала, что компенсационная социальная выплата взамен бесплатного предоставления земельного участка многодетным семьям в Ненецком автономном округе учитывается в качестве дохода при расчете среднедушевого дохода семьи. Просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа по доверенности ФИО2 с иском не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск. Указала, что компенсационная социальная выплата, предоставляемая многодетным семьям взамен бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в качестве выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц (доходов, освобождаемых от налогообложения), в статье 217 НК РФ не указана. Поддержала доводы возражений ответчика на иск. Просила в иске отказать.
Представители третьих лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
В представленных отзывах на иск с требованиями не согласились, указали, что социальные выплаты, предоставляемые многодетным семьям взамен бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в качестве выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц (доходов, освобождаемых от налогообложения), в статье 217 НК РФ не указаны. Просят учесть, что льготы по налогу на доходы физических лиц могут быть установлены федеральным законодательством, которым не предусмотрено освобождение компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка многодетным семьям от налогообложения в виде налога на доходы физических лиц. Считают иск не подлежащим удовлетворению.
С согласия явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Как предусмотрено участью 1 статьи 15 Закона Ненецкого автономного округа от 29.12.2005 № 671-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Ненецкого автономного округа» помимо случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, находящиеся в государственной собственности или муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно предоставляются для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется один раз в порядке, установленном законом Ненецкого автономного округа.
Условия и порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, земельных участков, находящихся в собственности Ненецкого автономного округа или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства установлены Законом Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» (Закон № 79-ОЗ).
Учет многодетных семей и предоставление им в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в порядке, установленном Администрацией Ненецкого автономного округа с учетом требований настоящего закона (часть 1 статьи 5 Закона № 79-ОЗ).
Согласно части 1 статьи 6.1 Закона № 79-ОЗ (ведена Законом Ненецкого автономного округа от 04.07.2016 № 229-ОЗ) (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.07.2016, вступил в силу через десять дней после официального опубликования) многодетной семье, состоящей по предусмотренным данным законом основаниям на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с ее согласия взамен земельного участка может быть предоставлена компенсационная социальная выплата.
Порядок постановки многодетных семей на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков и порядок ведения учета, порядок принятия решения о бесплатном предоставлении многодетной семье земельного участка и порядок предоставления земельных участков, а также требования к заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка и перечню прилагаемых к нему документов и порядок его рассмотрения определены Положением о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе (утв. Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.12.2011 № 290-п).
Порядок и условия предоставления многодетным семьям в Ненецком автономном округе компенсационных социальных выплат взамен бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определены Положением о предоставлении компенсационных социальных выплат взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе (утв. Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 16.11.2016 № 368-п).
Право истца ФИО на предоставление земельного участка бесплатно, а также на получение компенсационной социальной выплаты взамен земельного участка, предоставляемого бесплатно, по делу не оспаривается.
Пунктом 2 Постановления администрации Ненецкого автономного округа от 16.11.2016 № 368-п установлено, что многодетным семьям, поставленным на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2011 № 290-п в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар», компенсационная социальная выплата предоставляется в размере 1 миллион рублей.
Из материалов дела следует, что семья ФИО, как многодетная семья, состояла в льготной очереди на получение компенсационной выплаты под номером 4.
На основании протокола и распоряжения ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО назначена компенсационная социальная выплата взамен бесплатного предоставления земельного участка в размере 1 миллион рублей.
На основании заявки на кассовый расход от 28.12.2016 ответчик перечислил истцу компенсационную социальную выплату в размере 870 тыс. руб., удержав сумму налога на доходы физических лиц в размере 130 тыс. руб.
Истец считает удержание налога на доходы физических лиц с компенсационной социальной выплаты незаконным. Со ссылкой на статью 217 Налогового кодекса РФ указывает, что компенсационные социальные выплаты взамен земельного участка, предоставляемого бесплатно, освобождаются от налогообложения. Полагает, что налогообложение указанной компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка носит дискриминационный характер, при том, что в случае бесплатного предоставления земельного участка ФИО освобождалась бы от уплаты налога на доходы физических лиц.
Проанализировав доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Частью 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ установлено налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ.
Разрешая спор, суд учитывает, что в соответствии со статьей 13 НК РФ налог на доходы физических лиц относится к числу федеральных налогов.
Как предусмотрено статьей 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 19.07.2016 № 1458-О освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, то есть исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1458-О).
Таким образом, льготы по налогу на доходы физических лиц (виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)) устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
В общему правилу, отсутствие в Налоговом кодексе РФ прямого указания на освобождение конкретного вида дохода от налогообложения федеральным налогом свидетельствует об отсутствии льготы по уплате налога.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (пункт 1 статьи 11 НК РФ).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен статьей 217 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ к доходам, которые освобождаются от налогообложения, относятся, в том числе, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Как предусмотрено пунктами 36, 41 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц, в частности, суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также, доходы в виде следующего имущества, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно: жилое помещение и (или) земельный участок из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Приведенными положениями пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть установлена возможность предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Исходя из буквального смысла пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, иные меры социальной поддержки, предоставляемые с согласия их получателя взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, имеют целью обеспечение гражданина жилым помещением.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и по делу не оспаривалось, что компенсационная социальная выплата, предоставленная ФИО, хотя и в качестве меры социальной поддержки взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, но не имеет целевого характера, средства данной выплаты не подлежат расходованию в обязательном порядке на цели приобретения земельного участка или жилого помещения с отчетом получателя средств выплаты о результатах их расходования.
С учетом указанных характеристик компенсационной социальной выплаты, предоставленной ФИО, данная выплата по своей правовой природе не является мерой социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц пособия и выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством в целях компенсации потери доходов налогоплательщика.
Вместе с тем, компенсационная социальная выплата, предоставленная ФИО, указанными признаками не обладает.
Равно как указанная выплата не относится к числу доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), предусмотренных пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, которым установлен исчерпывающий перечень компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения); компенсационная социальная выплата взамен бесплатного земельного участка в указанный перечень не входит.
С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание положения статей 13, 56, 217 Налогового кодекса РФ, правовую природу компенсационной социальной выплаты, не носящей целевого характера для расходования средств выплаты в обязательном порядке на цели приобретения земельного участка или жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, для освобождения данной компенсационной социальной выплаты об обложения налогом на доходы физических лиц, исходя из доводов искового заявления, не имеется.
В материалах дела на момент его рассмотрения также не имеется доказательств фактического расходования ФИО средств предоставленной ей компенсационной социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно – на цели обеспечения жильем (приобретения жилья и/ или земельного участка).
В обстоятельствах дела суд приходит к выводу о том, что отнесение выплаты взамен земельного участка, предоставляемого бесплатно, к компенсационным, с учетом приведенных положений закона само по себе не является основанием для освобождения указанной выплаты от налогообложения в виде налога на доходы физических лиц.
Разрешая спор, критически суд оценивает доводы иска о том, что налогообложение указанной компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка носит дискриминационный характер, поскольку в случае бесплатного предоставления земельного участка в натуре ФИО освобождалась бы от уплаты налога на доходы физических лиц.
Суд учитывает, что Налоговый кодекс РФ, которым устанавливаются льготы по уплате федеральных налогов, к числу которых относится налог на доходы физических лиц, предусматривает освобождение от налогообложения доходов в виде полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно жилого помещения и (или) земельного участка из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а также сумм выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Вместе с тем, поскольку по делу установлено, что предоставленная ФИО компенсационная социальная выплата по своей правовой природе не является мерой социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен бесплатного предоставления земельного участка, не подлежит расходованию в обязательном порядке на приобретение жилья либо земельного участка, данная выплата не указана в статье 217 НК РФ среди доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения),
Довод истца о том, что многодетные семьи, которым в качестве меры социальной поддержки предоставлен земельный участок в натуральном виде, не являются плательщиками налога на доходы физических лиц, правового значения по делу не имеет, поскольку Налоговым кодексом РФ предусмотрено самостоятельное основание для освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц доходов в виде полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно жилого помещения и (или) земельного участка из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 41 статьи 217 Налогового кодекса РФ).
В этой связи, оснований для вывода о дискриминационном характере налогообложения компенсационной социальной выплаты, предоставленной ФИО, налогом на доходы физических лиц суд в обстоятельствах дела не усматривает. Оснований для освобождения спорной компенсационной социальной выплаты от обложения налогом на доходы физических лиц, исходя из доводов искового заявления, не имеется.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (статья 196 ГПК РФ). По иным основаниям исковые требования по делу не заявлены.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании суммы удержанного с компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе налога на доходы физических лиц.
Таким образом, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» о взыскании суммы удержанного с компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе налога на доходы физических лиц в размере 130000 (сто тридцать тысяч) рублей, - оставить без удовлетворения.
На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа путем подачи через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2017 года