ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/2018 от 31.05.2018 Шахунского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2 -354/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шахунья

Нижегородской области 31 мая 2018 года

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Медведева С.Ю., при секретаре Фишер Т.Б., с участием помощника Шахунского городского прокурора Вершинина М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шахунского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено,

установил:

Шахунский городской прокурор обратился в Шахунский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено и просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте, по адресу: https://finarena.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, мотивируя свои требования тем, что Шахунской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере соблюдения законодательства о банках и банковской деятельности, противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

В ходе проверки в кабинете Шахунской городской прокуратуры по адресу: <адрес>, используя служебным компьютером в корпусе черного цвета, подключенным к информационно телекоммуникационной сети при помощи модема, была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение информации о незаконной банковской деятельности и банковских операций, противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, в том числе незаконных способах получения денежных средств с использованием сети «Интернет».

Проверка и поиск Интернет – ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера: «360 Extreme Explorer». В адресной строке браузера был введен адрес https://finarena.ru/.

Установлено, что на интернет-сайте по адресу: https://finarena.ru/ размещена информация, содержащая рекламу и предложение о предоставлении частными лицами, не являющимися зарегистрированными участниками рынка профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов (заимов), не обладающими статусом кредитной (микрофинансовой) организации, имеющими признаки деятельности нелегального кредитора, потребительских кредитов (займов) неопределённому кругу лиц, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет".

Доступ к информации свободный для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием данной интернет страницы и скопировать материалы в электроном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно сведениям Единого Реестра Роскомнадзора, интернет-сайт по адресу: https://finarena.ru/ в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

В судебном заседании помощник Шахунского городского прокурора заявленные требования поддержал полностью по основаниям, указанным в заявлении, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице уполномоченного представителя управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника Шахунского городского прокурора, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В суде установлено следующее.

Шахунской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере соблюдения законодательства о банках и банковской деятельности, противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

Прокурорской проверкой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице по адресу: https://finarena.ru/ размещена информация, содержащая рекламу и предложение о предоставлении частными лицами, не являющимися зарегистрированными участниками рынка профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов (заимов), не обладающими статусом кредитной (микрофинансовой) организации, имеющими признаки деятельности нелегального кредитора, потребительских кредитов (займов) неопределённому кругу лиц, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет".

Доступ к информации свободный для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием данной интернет страницы и скопировать материалы в электроном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно сведениям Единого Реестра Роскомнадзора, интернет-сайт по адресу: https://finarena.ru/ в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п.13 ст.2, ст.9, п.п.1,6 ст.ст.10,15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»: страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Признание права каждого человека на охрану здоровья является реализацией положений ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Согласно п.п.3, 5 ч.1 ст.3, ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №353-ФЗ под кредитором понимается предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

В соответствии со ст.1, 5, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитной организацией является - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в ч.9, 10 ст.13 Федерального закона "О национальной платежной системе".

В силу ст. 3, 7 Федерального закона РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" доходом, полученным преступным путём являются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Под легализацией (отмывание) доходов, полученных преступным путём следует понимать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооружённого формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Также закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять её конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен ст.22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица в силу ст. 14.1 КоАП РФ является административным правонарушением.

Статьями 172, 174.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления соответственно.

Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег является незаконным.

Согласно ч.3, 13,14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом совокупный анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о наличии запрета на распространение рекламы содержащей сведения о предоставлении частными физическими лицами не являющимися зарегистрированными участниками рынка профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов (заимов), не обладающими статусом кредитной (микрофинансовой) организации, имеющими признаки деятельности нелегального кредитора, кредитов (займов) неопределенному кругу лиц, в том числе под залог паспорта, движимого и недвижимого имущества, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет" (дистанционным способом), за что законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. В этой связи распространение подобной информации фактически является распространением запрещенной информации.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Анализ содержания положений п.6 ст.10 и п.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Распространение в сети «Интернет» на указанной интернет-сайте информации, содержащей рекламу и предложение о предоставлении частными лицами, не являющимися зарегистрированными участниками рынка профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов (заимов), не обладающими статусом кредитной (микрофинансовой) организации, имеющими признаки деятельности нелегального кредитора, потребительских кредитов (займов) неопределённому кругу лиц, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет" фактически способствует совершению преступлений, правонарушений, что в свою очередь, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, заключающиеся в единстве правовых и организационных основ противодействию преступности, борьбы с нею и может привести к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц.

Таким образом интернет-сайт по адресу: https://finarena.ru/ содержит информацию распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что Интернет-страница https://finarena.ru/ содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к распространению на территории Российской Федерации. На сайте и на интернет-странице отсутствует юридически значимая информация о правообладателе и о лице ее разместившем.

Доступ к информации свободный для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной интернет-страницы и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

На сайте и на интернет-странице отсутствует юридически значимая информация о правообладателе и лице ее разместившем.

Вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к интернет-сайту ограничен.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Шахунского городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Шахунского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице уполномоченного представителя управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о признании информации, размещенной на Интернет–сайте, по адресу: https://finarena.ru/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить полностью.

Признать информацию, размещенной на Интернет-сайте, по адресу: https://finarena.ru/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда для исполнения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице уполномоченного представителя управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение одного месяца.

Судья подпись С.Ю. Медведев

Копия верна

Судья