ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/2021 от 29.09.2021 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2- 354 /2021 год

УИД 19RS0006-01-2021-000700-02

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 29 сентября 2021 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Путинцевой О.С.,

при секретаре Зайцевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Киндирлинская основная общеобразовательная школа» имени М.И.Чебодаева, администрации Бейского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения строительных правил и норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в рамках надзорной деятельности установлено, что здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть - Киндирлинская основная общеобразовательная школа» имени М.И.Чебодаева расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д.Усть-Киндирла, <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии. Проверка показала, что часть здания школы в осях «7-10» блок А построена в 1929 году, в 1967 году была проведена реконструкция здания под школу со строительством пристройки, учебных классов в осях «2-7» блок Б, спортивного зала в осях «1-2» блок В. Пристройка санузлов в осях «3-4» по оси «Б» выполнена в 2017 году. В связи с фактическим износом здания, с целью выявления дефектов и повреждений строительных конструкций с определением фактического износа проведено обследование технического состояния здания школы. На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГЕНПРОЕКТ» проведено визуально – инструментальное обследование технического состояния объекта капитального строительства здания МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ», расположенного по адресу: <адрес> (лит.А). В рамках обследования здания школы экспертной группой ООО «ГЕНПРОЕКТ» (ИНН 1903021451) установлено техническое состояния здания МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ», а именно: Блок А в осях «7-10» техническое состояние объекта - работоспособное, Блок Б в осях «2-7» - ограничено работоспособное, Блок В (спортзал, помещение ) в осях «1-2» - аварийное. Согласно пункту 1.6. Устава МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ»
Учредителем и собственником имущества Учреждения является
администрация Бейского района. Осуществление образовательного процесса в здании, требующего проведения капитального ремонта, нарушает права обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, создает угрозу для жизни здоровья, как несовершеннолетних, так и работников учреждения, может привести к негативным последствиям в виде причинения имущественного вреда, вреда жизни и здоровья. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Бейский район профинансировать работы по капитальному ремонту здания школы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д. Усть- Киндирла, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МБОУ «Усть-Киндирлинская основная общеобразовательная школа» имени М.И. Чебодаева устранить нарушения требований технических правил и норм, а также законодательства об образовании в здании, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д. Усть- Киндирла, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор Бейского района Благова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, уточнила требования в части предоставления ответчикам сроков – для администрации до ДД.ММ.ГГГГ; для школы до ДД.ММ.ГГГГ.

Представить ответчика Администрации Бейского района Республики Хакасия Цыбульская М.А. действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения требований.

Представитель ответчика МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ» имени М.И.Чебодаева, в лице и.о. директора Чебодаева О.Н. в судебном заседании возражений относительно требований прокурора не высказала.

Пунктом 4.5. Устава МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ» имени М.И.Чебодаева установлено, что руководство деятельностью учреждения осуществляет директор учреждения, который назначается и освобождается от должности руководителя УОБР в соответствии с действующим законодательством РФ.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Бейского района, в лице начальника Граф С.В. в судебном заседании полагала требования прокурора законными.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушал лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273- "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статьей 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя в том, числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к числу вопросов местного значения муниципального района организацию в границах муниципального района предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п.11 ст.15).

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст.ст. 294, 296).

Согласно, уставу МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ» имени М.И.Чебодаева, учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Бейского района, отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет Управление образования администрации Бейского района.

Предметом деятельности учреждения является оказание услуг по реализации конституционного права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха детей и создание условий для их культурной, спортивной и иной деятельности (п.2.2.). Пунктом 2.3 установлено, что основной деятельностью, является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего образования.

Из муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подрядчик в лице ООО «ГЕНПРОЕКТ» принял на себя обязательства выполнить визуально – инструментальное обследование технического состояния объекта капитального строительства «здание школы расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д.Усть-Киндирла, <адрес> (лит.А)». Результатом выполненных работ является передача подрядчиком заказчику МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ» имени М.И.Чебодаева – заключения (отчета) по результатам визуально – инструментального обследования (п.1.1, 1.2.), стоимость работ за выполнение визуально – инструментального обследования объекта составляет 90000 рублей, что также подтверждается счетом – фактурой от ДД.ММ.ГГГГ.

К муниципальному контракту приложена смета на обмерные работы и обследование технического состояния здания школы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д.Усть-Киндирла, <адрес> (лит.А).

Согласно технического отчета по результатам визуально – инструментального обследования здания МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ» имени М.И.Чебодаева, исполненного ООО «ГЕНПРОЕКТ» специалисты пришли к выводу, что здание школы МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ» имени М.И.Чебодаева построено в разный период времени, наиболее сохранилась старая часть здания в осях «7-10» блок А в следствии наличия ленточного фундамента из плитняка, защиты рубленых из бревен стен – наружной обшивкой досками с окраской, качественного соединения бревен в углах – рубка в лапу типа ласточкин хвост; дефекты новой части здания в осях «2-7» блок Б и в осях «1-2» блок В, вызваны длительной эксплуатацией без проведения планового капитального ремонта, общим физическим износом строительных конструкций: разрушение фундаментов из деревянных стульев, не достаточной жесткости соединений брусчатых стен между собой и стенами блока А, отсутствие защиты (обшивки, антисептированной пропитки) брусчатых стен от атмосферных осадков и УФ облучения. Прогиб деревянных ферм в спортзале блок В вызван из-за не рациональной конструктивной схемы ферм, монтажом элементов из сырой древесины и превышения нагрузок в следствии замачивания чердачного утеплителя. Дефекты крыши и кровельного покрытия всего здания вызваны общим физическим износом примененных материалов.

Блок А: фактический износ строительных конструкций 31%. Необходимо проведение капитального ремонта этой части здания в осях «7- 10», в том числе: частичным ремонтом фундаментов с восстановлением горизонтальной и вертикальной гидроизоляции, устройство отмостки, замена нижнего (окладного) венца рубленных стен и нижнего венца под оконными проемами, утепление наружных стен и чердачного перекрытия с заменой утеплителя, капитальный ремонт внутренней отделки, замена полов, частичная замена стропильных ног и рядовой обрешетки крыши с полной заменой кровельного покрытия, полная замена заполнения дверных проемов, капитальный ремонт главного входа в здание, устройство вытяжной вентиляции в помещениях приготовления пищи и столовой. Дальнейшая эксплуатация допускается до проведения капитального ремонта без ограничений, требуется срочный ремонт кровельного покрытия с устранением протечек.

Блок Б: физический износ строительных конструкций 61%. Капитальный ремонт этой части здания в осях «2-7» невозможен - необходима полная замена несущих стен, требуется реконструкция. Дальнейшая эксплуатация допускается с постоянным наблюдением (не реже 1 раза в 1 месяц) за состоянием строительных конструкций - фундаментов, стен и перекрытия, требуется срочный ремонт кровельного покрытия с устранением протечек.

Блок В: физический износ строительных конструкций 61%. Необходимо проведение капитального ремонта этой части здания в осях «1-2», в том числе: замена фундаментов из деревянных стульев на каменные или бетонные столбы с восстановлением горизонтальной и вертикальной гидроизоляции, устройство отмостки, замена нижнего (окладного) венца брусовых стен и нижнего венца брусовых стен и нижнего венца под оконными проемами, замена поврежденного бруса, смена деревянных ферм, утепление наружных стен и чердачного перекрытия с заменой утеплителя, капитальный ремонт внутренней отделки, замена полов, частичная замена обрешетки крыши с полной заменой кровельного покрытия, полная замена заполнения дверных проемов. Дальнейшая эксплуатация не допускается. В качестве временных мер выполнить подпорки ферм согласно листа 7 приложения 2, требуется срочный ремонт кровельного покрытия с устранением протечек.

Разрешая требования, суд принимает во внимание, что ответчиком проведена проверка сметной документации по капитальному ремонту здания школы МБОУ «Усть-Киндирлинская ООШ» имени М.И.Чебодаева, по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д.Усть-Киндирла, <адрес> (лит.А), что подтверждается заключением отдела регионального центра по ценообразованию в строительстве Республики Хакасия, согласно которой эксперты пришли к выводу, что метод расчета сметной документации не противоречит требованиям МДС 81-35.2004 и другим нормативным и методическим документам по ценообразованию в строительстве. Сметная документация соответствует принятым для определения сметной стоимости объекта физическим объектам работ, предусмотренным проектом. В текущих ценах на 2 квартал 2019 года стоимость работ по объекту с учетом НДС составляет 44886,2 тыс.рублей, в том числе СМР – 39018,03 тыс.рублей, оборудование – 4927,73 тыс.рублей, прочие 940,44 тыс.рублей.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что одной из целей его принятия является защита жизни и здоровья граждан.

Согласно ст. 7 указанного закона, строительные конструкции и основания здания должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, разрушения всего здания или сооружения или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

В силу пункта 5 части 1 ст. 9 от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих территорий, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Правило названной статьи имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования прокурора Бейского района подлежащими удовлетворению, обязав администрацию Бейского района профинансировать работы по капитальному ремонту и обязав руководство школы устранить нарушения требований технических правил и норм.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, следовательно, суд учитывает обстоятельства и причины бездействия ответчика, а также условия, необходимые для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, считает необходимым установить срок для исполнения обязательства администрации муниципального образования Бейский район профинансировать работы по капитальному ремонту здания школы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д. Усть-Киндирла, <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, а для устранения нарушения требований технических правил и норм, а также законодательства об образовании в здании школы до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Бейский район профинансировать работы по капитальному ремонту здания школы, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д. Усть- Киндирла, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать «Усть-Киндирлинская основная общеобразовательная школа» имени М.И. Чебодаева устранить нарушения требований технических правил и норм, а также законодательства об образовании в здании, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, д. Усть- Киндирла, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Председательствующий О.С.Путинцева

Мотивированное решение изготовлено 30.09. 2021 года