ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/2022 от 20.06.2022 Пролетарского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-354/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года г. Пролетарск

Пролетарский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Выродовой Е.О.,

при секретаре Шишове Д.С.,

с участием помощника прокурора Пролетарского района Ростовской области, представителей ответчиков,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пролетарского района Ростовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Прокуратурой Пролетарского района Ростовской области на основании приказа прокурора области от 25.01.2022 № 4, указания прокурора области от 21.08.2018 № 109/27, поручения прокуратуры области от 17.02.2022 № Вн-07/1-4087-22 проведена проверка исполнения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства, которой установлено следующее.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000№ 554, закреплены единые санитарно-эпидемиологические требования, установленные государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.

В соответствии с п. 2.7, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию. Полы в вентиляционных камерах должны иметь покрытие, не образующее пыль в процессе его эксплуатации.

Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.

Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.

В нарушение статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, п. 2.7, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, на первом этаже коридора здания в рентгенодиагностическом отделении на стенах, потолке отмечается трещины, потертость линолеума, нарушение целостности потолочного покрытия; инженерные коммуникации (водопровод) проходят по стенам коридора; в вестибюле на первом этаже здания, в приемном отделении, в палатах детского стационарного отделения отмечается осыпание штукатурки, на стенах, потолках, в местах соединения стен имеются трещины и осыпание штукатурки, нарушена целостность потолочного покрытия; в палатах № 1,2, 3, 4, 5 детского отделения имеется плесень на откосах в оконных проемах, трещины на ступеньках при входе в отделение, в тамбуре отделения со двора; в детском поликлиническом отделении повсеместно на стенах отмечаются трещины; на втором этаже лечебного корпуса в помещениях отделения скорой медицинской помощи, кабинете УЗИ, функциональной диагностики на стенах и потолках нарушена целостность покрытия стен, потолков, потертость и дыры в линолеуме; в палатах терапевтического отделения отмечается трещины на стенах; на третьем этаже в хирургическом отделении в палатах № 4-13 на стенах, потолках нарушена целостность покрытия, потертость на линолеуме, трещины в половой плитке.

Статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплены полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности.

Статьей 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указаны требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений.

В соответствии с п. 10, пп. «е, ж, к» п. 16, п. 23, п. 26, пп. «а» п. 27, п. 30, пп. «в, и» п. 35, п. 37, п. 50, п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.

На объектах защиты запрещается проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода); размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.

Руководитель организации, а также дежурный персонал на объекте защиты, на котором возник пожар, обеспечивают подразделениям пожарной охраны доступ в любые помещения для целей эвакуации и спасения людей, ограничения распространения, локализации и тушения пожара.

При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

Руководитель организации обеспечивает 1 раз в год проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия; оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя.

Запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности.

Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.

В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы их фиксации в закрытом положении.

Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.

Руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

В нарушение ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 10, пп. «е, ж, к» п. 16, п. 23, п. 26, пп. «а» п. 27, п. 30, пп. «в, и» п. 35, п. 37, п. 50, п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, в местах установки приемноконтрольных приборов пожарных (отделении скорой помощи), отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных (терапия), отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; допущено изменение объемно-планировочных решений в детском отделении в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации); в коридоре 3-го этажа на путях эвакуации установлена мебель; допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов; в коридоре 1- го этажа (на путях эвакуации) отсутствуют знаки пожарной безопасности; не обеспечивается возможность свободного открывания изнутри без ключа двери (эвакуационная дверь со стороны приемного отделения) эвакуационного выхода; на путях эвакуации установлены раздвижные двери без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации; срок годности средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека находящиеся на постах истекли; в подвальном помещении и коридоре терапевтического отделения допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией завода изготовителя; в коридоре отделения терапии допущено оставление без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также других бытовых электроприборов (электрическая плита, микроволновая печь), в том числе находящихся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя; на 1-ом этаже, 2-ом этаже, 3-ем этаже на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение; над эвакуационным выходом (отделение терапии, помещения экономиста, гинекология, в отделении скорой помощи, в детском отделении) световой оповещать «ВЫХОД» не исправен; светильник аварийного освещения, расположенный на пути эвакуации в отделении функциональной диагностики не исправен; в отделении функциональные диагностики над эвакуационным выходом (гинекология) световой оповещать «ВЫХОД» не исправен; на путях эвакуации в детском отделении отсутствует аварийное освещение; пожарный рукав в отделении гинекологии не подсоединен к пожарному крану; срок огнетушителя установленного в ПК-2 истек и не перезаряжен; срок огнетушителя установленного в отделении функциональной диагностики истек и не перезаряжен.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.20002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.8, 6.2.9, 6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143- 2009 планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием: а) эвакуационных путей и выходов; б) лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, предназначенные для эвакуации людей; в) места размещения самого плана эвакуации; г) места размещения средств противопожарной защиты, спасательные и медицинские средства связи, обозначаемые знаками пожарной безопасности и символами ИМО;

Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюции ИМО А.654(16) для судов, имеющих дату закладки киля до 1 января 2004 г., и новой Резолюции ИМО А.952(23) для судов, имеющих дату закладки киля после 1 января 2004 г., Резолюции ИМО А.760(18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения.

Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями.

Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

При необходимости конкретизации признаков (технических характеристик) средств противопожарной защиты, обозначаемых на планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ 28130.

Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации.

На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.

В текстовой части следует излагать: - способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.); - порядок и последовательность эвакуации людей; - обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.; - порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п. - порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами.

В левом нижнем углу плана эвакуации необходимо указать наименование организации - разработчика плана эвакуации. В правом нижнем углу плана эвакуации наносится маркировка в соответствии с требованием 10.1 настоящего стандарта.

Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от их назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов: 600 х 400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации; 400 х 300 мм - для локальных планов эвакуации.

Пути эвакуации, ведущие к эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.

Пути эвакуации, ведущие к аварийным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.

Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов.

Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.

Шрифт надписей на плане эвакуации - по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта - не менее 3 мм.

Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации. ,

В нарушение ст. 4 Федерального закона от 27.12.20002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.8, 6.2.9, 6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143-2009, план эвакуации в коридоре 1-го этажа не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Статьями 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплено понятие технического регулирования в области пожарной безопасности, требования к ним, а также нормативные документы по пожарной безопасности и условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с п. 5.4 СП 3.13130.2009 эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать: в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров; в незадымляемых лестничных клетках; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

В нарушение ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4 СП 3.13130.2009 над эвакуационным выходом (дверь со стороны приемного отделения) отсутствует световые оповещали «Выход».

Статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» закреплены полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464 утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии с п. 4.4, 4.12 приказа МЧС России от 20.07.2020 № 539 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений: - с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; - венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; - категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток; - тамбуров и тамбур-шлюзов; - чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2), а также установлено, что здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий свод правил, оборудуются системами противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В нарушение ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п. 4.4, 4.12 приказа МЧС России от 20.07.2020 № 539 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», бытовые помещения в отделении функциональной диагностики и в детской консультации не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Кроме того, проверкой с выходом на место установлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - требования).

Пунктом 16 (1) Требований установлен перечень дополнительных мероприятий помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 Требований, осуществляемых в целях антитеррористической защищенности объектов 3 категории.

В ходе проведённой проверки установлено, что МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области отнесен к объектам, которому присвоена 3 категория безопасности.

Согласно паспорту безопасности, на территории МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области имеются критические элементы, одним из которых является кислородный шкаф для главного корпуса МБУЗ «ЦРБ Пролетарского района», однако в нарушении пп. «б» п. 16 Требований, указанный элемент не охватывается обзором системы видеонаблюдения, то есть установленные камеры в местах их размещения не обеспечивают непрерывное видеонаблюдение за данным элементом.

Помимо этого, не охватывается обзором системы видеонаблюдения одно из зданий инфекционного моногоспиталя, расположенного севернее главного корпуса МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области.

В нарушение пп. «г» п. 16 (1) Требований МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области не обеспечено охраной сотрудниками охранных организаций.

Кроме того, в нарушение пп. «з» п. 16 (1) Требований контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений не осуществляется.

Помимо того, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм- это идеология насилия и практика10 воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Проверкой установлено, что МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области не оснащен инженерно-техническими средствами (рамочными металлодетекторами, ручными металлодетекторами).

Согласно пп. «г» п. 16 (1) Требований в целях антитеррористической защищенности объект 3 категории при необходимости оснащается инженерно- техническими средствами и системами охраны.

Учитывая, что террористический акт- это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий (в том числе большое количество человеческих жертв), а в МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области постоянно находятся ориентировочно 160 человек, то в целях надлежащей антитеррористической защищенности указанного объекта необходимо оснастить его инженерно- техническими средствами (рамочными металлодетекторами, ручными металлодетекторами).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ, государственное ли муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Учредителем и собственником имущества МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области является муниципальное образование «Пролетарский район».

Администрацией Пролетарского района Ростовской области в соответствии со ст. 294 ГК РФ вышеуказанное имущество передано МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на праве хозяйственного ведения.

Администрацией МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области -надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, как сотрудников, так и лиц, обратившихся за оказанием медицинской помощи, охране подведомственных территорий, зданий и сооружений МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области не приняты.

В МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Пролетарск, ул. Чернышевского, 29, не созданы надлежащие условия, которые бы гарантировали охрану здоровья и безопасности, не приняты меры по обеспечению охраны территорий организации, ограничению свободного входа и пребывания на территории организаций посторонних лиц, а ттакже соблюдение законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, санитарно- эпидемиологического законодательства.

В связи с вышеизложенными нарушениями закона прокуратурой района 14.03.2022 Главному врачу МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений, которое в установленном законом порядке рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения законодательства по результатам его рассмотрения не устранены.

На основании вышеизложенного, прокурор просит обязать МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области и администрацию Пролетарского района Ростовской области в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения:

- на первом этаже коридора здания в рентгенодиагностическом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на стенах, потолке устранить трещины, потертость линолеума, восстановить целостность потолочного покрытия; устранить прохождение инженерных коммуникаций (водопровода) по стенам первого этажа рентгенодиагностического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области; в вестибюле на первом этаже здания, в приемном отделении, а также в палатах детского стационарного отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить осыпание штукатурки, на стенах, потолках, в местах соединения стен устранить трещины и осыпание штукатурки, восстановить целостность потолочного покрытия; в палатах № 1,2, 3, 4, 5 детского отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить плесень на откосах в оконных проемах, трещины на ступеньках при входе в отделение, в тамбуре отделения со двора; в детском поликлиническом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить трещины на стенах; на втором этаже лечебного корпуса в помещениях отделения скорой медицинской помощи, кабинете УЗИ, функциональной диагностики МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на стенах и потолках восстановить целостность покрытия стен, потолков, потертость и дыры в линолеуме; в палатах терапевтического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить трещины на стенах; на третьем этаже в хирургическом отделении в палатах № 4-13 на стенах, потолках восстановить целостность покрытия, потертость на линолеуме, устранить трещины в половой плитке в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», и. 3 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, п. 2.7, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 в местах установки приемно- контрольных приборов пожарных отделения скорой помощи МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных в терапевтическом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; устранить изменение объемно-планировочных решений в детском отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации); в коридоре 3-го этажа МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на путях эвакуации ликвидировать мебель; устранить хранение под лестничным маршем МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области горючих материалов; в коридоре 1-го этажа МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на путях эвакуации установить знаки пожарной безопасности; обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа эвакуационной двери со стороны приемного отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области эвакуационного выхода; на путях эвакуации МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить двери с возможностью вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии; установить на постах МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека находящиеся; в подвальном помещении и коридоре терапевтического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией завода изготовителя; в коридоре терапевтического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить оставление без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательных приборов, а также других бытовых электроприборов (электрической плиты, микроволновой печи), в том числе находящихся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя; на 1-ом этаже, 2-ом этаже, 3-ем этаже МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на путях эвакуации установить аварийное освещение; над эвакуационным выходом (терапевтическое отделение, помещение экономиста, гинекологическое отделение, в отделении скорой помощи, в детском отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области) установить исправный световой оповещать «ВЫХОД»; установить исправный светильник аварийного освещения на пути эвакуации в отделении функциональной диагностики МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области; в отделении функциональные диагностики над эвакуационным выходом гинекологического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить исправный световой оповещать «ВЫХОД»; на путях эвакуации в детском отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить аварийное освещение; подсоединить к пожарному крану пожарный рукав в гинекологическом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области; установить в ПК-2 и отделении функциональной диагностики МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области исправный огнетушитель в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 10, пп. «е, ж, к» п. 16, п. 23, п. 26, пп. «а» п. 27, и. 30, пп. «в, и» п. 35, п. 37, п. 50, п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479;

- установить в коридоре 1-го этажа МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области план эвакуации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.20002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.8, 6.2.9, 6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- установить над эвакуационным выходом-дверью со стороны приемного отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области световые оповещатели «Выход» в соответствии со ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4 СП 3.13130.2009;

- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией бытовые помещения в отделении функциональной диагностики и в детской консультации МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», и. 4.4, 4.12 приказа МЧС России от 20.07.2020 № 539 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»;

- установить непрерывное видеонаблюдение за критическим элементом-кислородным шкафом для главного корпуса, зданиями инфекционного моногоспиталя, расположенного севернее главного корпуса МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в соответствии с пп. «б» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8;

- обеспечить охраной сотрудниками охранной организации территории МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в соответствии с пп. «г» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8;

- обеспечить контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений в соответствии с пп. «з» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8;

- оснастить территорию МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области инженерно-техническими средствами - рамочными металл детекторами, ручными металл детекторами в соответствии с пп. «г» п. 16 (1) Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8.

Представитель истца помощник прокурора Пролетарского района Ростовской области Ткаченко М.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области Вагина М.В. в судебное заседание явилась, исковые требования признала, пояснила, что для устранения выявленных нарушений необходимо больше времени, чем просит прокурор и дополнительное финансирование со стороны Администрации, в связи чем, просила установить 2 года для исполнения решения суда. Кроме того, указала, что частично выявленные нарушения в настоящее время больницей устранены, однако документального подтверждения в настоящем судебном заседании не имеется.

Представитель администрации Пролетарского района Ростовской области Федоряченко Е.В. в судебном заседании исковые требования к администрации не признала, просила исключить администрацию из состава ответчиков и отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000№ 554, закреплены единые санитарно-эпидемиологические требования, установленные государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.

В соответствии с п. 2.7, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию. Полы в вентиляционных камерах должны иметь покрытие, не образующее пыль в процессе его эксплуатации.

Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.

Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.

В соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п. 1 и 2 Положения о государственном пожарном надзоре (утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 820) в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность по проверке соблюдения юридическими лицами требований пожарной безопасности, основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан.

Исходя из основных понятий, данных в ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для целей настоящего Федерального закона пожарный риск - это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Настоящий свод правил разработан в соответствии со ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях строениях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом либо в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности

То есть, соответствие пожарного риска предельно допустимым значениям представляет собой соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

При этом, исходя из приведенной нормы пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий, каждое из которых предусматривает выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Различаются эти условия лишь по второй составляющей: либо пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом "Технический регламент о пожарной безопасности" (п. 1); либо в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности (п. 2).

Согласно Указу Президента РФ от 11.07.2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изменениями и дополнениями на 12 марта 2015 г.) МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, помощником прокурора Пролетарского района Ростовской области во исполнение приказа прокурора области от 25 января 2022 года № 4 проведена проверка МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области, по вопросу исполнения законодательства о пожарной безопасности (с привлечением сотрудников ОНДи ПР по Пролетарскому (с) району МЧС России), о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе проведенной проверки установлено, что на первом этаже коридора здания в рентгенодиагностическом отделении на стенах, потолке отмечается трещины, потертость линолеума, нарушение целостности потолочного покрытия; инженерные коммуникации (водопровод) проходят по стенам коридора; в вестибюле на первом этаже здания, в приемном отделении, в палатах детского стационарного отделения отмечается осыпание штукатурки, на стенах, потолках, в местах соединения стен имеются трещины и осыпание штукатурки, нарушена целостность потолочного покрытия; в палатах № 1,2, 3, 4, 5 детского отделения имеется плесень на откосах в оконных проемах, трещины на ступеньках при входе в отделение, в тамбуре отделения со двора; в детском поликлиническом отделении повсеместно на стенах отмечаются трещины; на втором этаже лечебного корпуса в помещениях отделения скорой медицинской помощи, кабинете УЗИ, функциональной диагностики на стенах и потолках нарушена целостность покрытия стен, потолков, потертость и дыры в линолеуме; в палатах терапевтического отделения отмечается трещины на стенах; на третьем этаже в хирургическом отделении в палатах № 4-13 на стенах, потолках нарушена целостность покрытия, потертость на линолеуме, трещины в половой плитке;

- в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных (отделении скорой помощи), отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных (терапия), отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; допущено изменение объемно-планировочных решений в детском отделении в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации); в коридоре 3-го этажа на путях эвакуации установлена мебель; допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов; в коридоре 1- го этажа (на путях эвакуации) отсутствуют знаки пожарной безопасности; не обеспечивается возможность свободного открывания изнутри без ключа двери (эвакуационная дверь со стороны приемного отделения) эвакуационного выхода; на путях эвакуации установлены раздвижные двери без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации; срок годности средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека находящиеся на постах истекли; в подвальном помещении и коридоре терапевтического отделения допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией завода изготовителя; в коридоре отделения терапии допущено оставление без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также других бытовых электроприборов (электрическая плита, микроволновая печь), в том числе находящихся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя; на 1-ом этаже, 2-ом этаже, 3-ем этаже на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение; над эвакуационным выходом (отделение терапии, помещения экономиста, гинекология, в отделении скорой помощи, в детском отделении) световой оповещать «ВЫХОД» не исправен; светильник аварийного освещения, расположенный на пути эвакуации в отделении функциональной диагностики не исправен; в отделении функциональные диагностики над эвакуационным выходом (гинекология) световой оповещать «ВЫХОД» не исправен; на путях эвакуации в детском отделении отсутствует аварийное освещение; пожарный рукав в отделении гинекологии не подсоединен к пожарному крану; срок огнетушителя установленного в ПК-2 истек и не перезаряжен; срок огнетушителя установленного в отделении функциональной диагностики истек и не перезаряжен;

- план эвакуации в коридоре 1-го этажа не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- бытовые помещения в отделении функциональной диагностики и в детской консультации не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

Кроме того, проверкой установлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - требования).

Пунктом 16 (1) Требований установлен перечень дополнительных мероприятий помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 Требований, осуществляемых в целях антитеррористической защищенности объектов 3 категории.

МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области отнесен к объектам, которому присвоена 3 категория безопасности.

Согласно паспорту безопасности, на территории МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области имеются критические элементы, одним из которых является кислородный шкаф для главного корпуса МБУЗ «ЦРБ Пролетарского района», однако в нарушении пп. «б» п. 16 Требований, указанный элемент не охватывается обзором системы видеонаблюдения, то есть установленные камеры в местах их размещения не обеспечивают непрерывное видеонаблюдение за данным элементом. Также не охватывается обзором системы видеонаблюдения одно из зданий инфекционного моногоспиталя, расположенного севернее главного корпуса МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области.

В нарушение пп. «г» п. 16 (1) Требований МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области не обеспечено охраной сотрудниками охранных организаций.

Кроме того, в нарушение пп. «з» п. 16 (1) Требований контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений не осуществляется.

Согласно пп. «г» п. 16 (1) Требований в целях антитеррористической защищенности объект 3 категории при необходимости оснащается инженерно- техническими средствами и системами охраны.

МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области не оснащен инженерно-техническими средствами (рамочными металл детекторами, ручными металл детекторами).

Доказательств обратного ответчики суду не представили.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму.

На основании Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации 05.10.2009, предупреждение (профилактика) терроризма должна осуществляться по трем направлениям, одним из которых является осуществление мер правового, организационного, административного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Основными задачами противодействия терроризму, согласно п. 11 вышеуказанной Концепции являются: поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма, согласно пункту 21 Концепции, относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий но обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствования механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Учреждение является важным объектом жизнеобеспечения, в связи с чем, является потенциальным объектом террористических посягательств. Нарушение требований закона существенно ущемляют права граждан на охрану здоровья, а также на антитеррористическую защиту. Круг этих лиц невозможно определить, поскольку он включает всех граждан, на законных основаниях находящихся на территории данного учреждения.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.

В силу ст. 37 и 38 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ответчиком МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области не устранены выявленные нарушения, поскольку документального подтверждения частичного устранения нарушений, указанных в письменных возражениях главного врача Чеботарева А.П. от 25 мая 2022 года представителем ответчика суду не представлено.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку нарушение данных требований создает реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников и посетителей учреждения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учитывая изложенное, бремя содержания имущества переданного в оперативное управление бюджетному учреждению лежит на этом учреждении.

В соответствии с частью 2 пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества бюджетного учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, лишь по обязательствам связанным с причинением вреда гражданам (глава 59 ГК РФ, деликтные обязательства).

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Как установлено в судебном заседании, что организационно-правовая форма МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области - государственное бюджетное учреждение. Тип: бюджетное.

Учредителем МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области является Администрация Пролетарского района Ростовской области.

Собственником имущества МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области является муниципальное образование «Пролетарский район», которое не несет ответственности по обязательствам МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области.

Согласно договору № 5/09 от 27 июля 2009 года муниципальное имущество передано в оперативное управление бюджетного учреждения - МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области.

Однако, из содержания искового заявления следует, что требования истца не основаны на деликтных обязательствах ответчика.

В связи с чем, у суда не имеется законных оснований для привлечения администрации Пролетарского района Ростовской области к субсидиарной ответственности в связи с недостаточностью собственных средств бюджетного учреждения для исполнения его обязательств, в том числе по исполнению законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства.

При таких обстоятельствах в иске прокурора к администрации Пролетарского района Ростовской области следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пролетарского района Ростовской области удовлетворить.

Обязать МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:

- на первом этаже коридора здания в рентгенодиагностическом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на стенах, потолке устранить трещины, потертость линолеума, восстановить целостность потолочного покрытия; устранить прохождение инженерных коммуникаций (водопровода) по стенам первого этажа рентгенодиагностического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области; в вестибюле на первом этаже здания, в приемном отделении, а также в палатах детского стационарного отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить осыпание штукатурки, на стенах, потолках, в местах соединения стен устранить трещины и осыпание штукатурки, восстановить целостность потолочного покрытия; в палатах № 1,2, 3, 4, 5 детского отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить плесень на откосах в оконных проемах, трещины на ступеньках при входе в отделение, в тамбуре отделения со двора; в детском поликлиническом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить трещины на стенах; на втором этаже лечебного корпуса в помещениях отделения скорой медицинской помощи, кабинете УЗИ, функциональной диагностики МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на стенах и потолках восстановить целостность покрытия стен, потолков, потертость и дыры в линолеуме; в палатах терапевтического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить трещины на стенах; на третьем этаже в хирургическом отделении в палатах № 4-13 на стенах, потолках восстановить целостность покрытия, потертость на линолеуме, устранить трещины в половой плитке в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», и. 3 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, п. 2.7, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.10 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44;

- в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных отделения скорой помощи МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных в терапевтическом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; устранить изменение объемно-планировочных решений в детском отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации); в коридоре 3-го этажа МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на путях эвакуации ликвидировать мебель; устранить хранение под лестничным маршем МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области горючих материалов; в коридоре 1-го этажа МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на путях эвакуации установить знаки пожарной безопасности; обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа эвакуационной двери со стороны приемного отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области эвакуационного выхода; на путях эвакуации МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить двери с возможностью вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии; установить на постах МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека находящиеся; в подвальном помещении и коридоре терапевтического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией завода изготовителя; в коридоре терапевтического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области устранить оставление без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательных приборов, а также других бытовых электроприборов (электрической плиты, микроволновой печи), в том числе находящихся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя; на 1-ом этаже, 2-ом этаже, 3-ем этаже МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области на путях эвакуации установить аварийное освещение; над эвакуационным выходом (терапевтическое отделение, помещение экономиста, гинекологическое отделение, в отделении скорой помощи, в детском отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области) установить исправный световой оповещать «ВЫХОД»; установить исправный светильник аварийного освещения на пути эвакуации в отделении функциональной диагностики МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области; в отделении функциональные диагностики над эвакуационным выходом гинекологического отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить исправный световой оповещать «ВЫХОД»; на путях эвакуации в детском отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области установить аварийное освещение; подсоединить к пожарному крану пожарный рукав в гинекологическом отделении МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области; установить в ПК-2 и отделении функциональной диагностики МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области исправный огнетушитель в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 10, пп. «е, ж, к» п. 16, п. 23, п. 26, пп. «а» п. 27, и. 30, пп. «в, и» п. 35, п. 37, п. 50, п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479;

установить в коридоре 1-го этажа МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области план эвакуации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.20002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.2.8, 6.2.9, 6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

установить над эвакуационным выходом-дверью со стороны приемного отделения МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области световые оповещатели «Выход» в соответствии со ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4 СП 3.13130.2009;

оборудовать автоматической пожарной сигнализацией бытовые помещения в отделении функциональной диагностики и в детской консультации МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», и. 4.4, 4.12 приказа МЧС России от 20.07.2020 № 539 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»;

установить непрерывное видеонаблюдение за критическим элементом-кислородным шкафом для главного корпуса, зданиями инфекционного моногоспиталя, расположенного севернее главного корпуса МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в соответствии с пп. «б» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8;

- обеспечить охраной сотрудниками охранной организации территории МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области в соответствии с пп. «г» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8;

обеспечить контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений в соответствии с пп. «з» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8;

оснастить территорию МБУЗ «ЦРБ» Пролетарского района Ростовской области инженерно-техническими средствами-рамочными металл детекторами, ручными металл детекторами в соответствии с пп. «г» п. 16 (1) Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Пролетарского района Ростовской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский рационный в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Е.О. Выродова

Мотивированный текст решения изготовлен – 27 июня 2022 года.