ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-354/2022 от 25.03.2022 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2022 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Богдановой Е.Н., при секретаре Сахтабергеновой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хусаинова Н.А. к Ткачевой С.А., Бузлановой Л.О., Измайловой И,Д. об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

истец Хусаинова Н.А. обратилась в суд с иском к ответчикам об установлении границ земельного участка, в котором указала, что является собственником земельного участка площадью 500 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. С целью установления границ земельного участка в соответствии с действующим законодательством истец обратилась к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ. При проведении кадастровых работ кадастровым инженером был подготовлен межевой план земельного участка. Межевой план был представлен в Приволжский отдел Управления Росреестра по Астраханской области. Однако действия по осуществлению государственного кадастрового учета в отношении земельного участка были приостановлены, в связи с отсутствием подтверждения границ земельного участка на местности 15 и более лет. В связи с чем, истец просила суд установить местоположение границ земельного участка площадью 565 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> согласно характерным точкам границ земельного участка:

X

Y

В судебное заседание истец Хусаинова Н.А. не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы представителю.

Представитель истца Нуржанова Я.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчики Ткачевой С.А., Бузлановой Л.О., Измайловой И,Д. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, предоставили суду письменное заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признали в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, кадастровый инженер Золина О.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, возражений не представлено.

При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о следующем.

В соответствии со статьёй 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник может требовать устранения всяких нарушения его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 60, ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Одним из способов защиты нарушенного права на земельный участок является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Федеральный закон N218-ФЗ от 13.07.2015 г. (в ред. 01.01.2017) "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7 ст. 1 закона).

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.

По правилам части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 3 статьи 39 указанного Федерального закона, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).

В соответствии со статьями 38, 39 указанного Федерального закона, согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости", регулирующем правоотношения в отношении определения местоположения границ земельного участка, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть изменения описания границ земельного участка.

В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со ст. 22 ФЗ-218, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Таким образом, при разрешении данного спора правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования и наличие сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Хусаинова Н.А. является собственником земельного участка площадью 500 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок имеет статус «актуальные незасвидетельствованные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Поставлен на государственный кадастровый учет 17.02.1992 года.

В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка кадастровым инженером проведены кадастровые работы и подготовлен межевой план.

В соответствии с пунктом 70 Требований по подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых грани ц земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

Как устанавливает часть 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Частью 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.

Из изложенного следует, что местоположение границ земельного участка возможно путем производства кадастровых работ.

Кадастровые работы осуществляют кадастровые инженеры.

Кадастровый инженер является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, правовой статус которого закреплен в Законе о кадастре, Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июня 2016 года №420 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров».

В соответствии с п. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при государственном кадастровом учете в связи с уточнением сведений о площади земельного участка допускается увеличение значения такой площади:

не более чем на 10 процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, если для разрешенного использования и категории земель, к которым отнесен такой земельный участок, не установлен предельный минимальный размер;

не более чем на предельный минимальный размер земельного участка, который установлен в соответствии с федеральным законом для разрешенного использования и категории земель, к которым отнесен такой земельный участок.

Как следует из заключения кадастрового инженера Золдиной О.А., кадастровые работы основаны на сборе сведений ЕГРН и геодезическом замере, согласно сведениям ЕГРН в виде КПТ № КУВИ- от 18.08.2020г., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (не уточнены).

В границах уточняемого земельного участка с кадастровым номером расположено здание (жилой дом) с кадастровым номером .

По факту границы земельного участка с кадастровым номером сложились более 15 лет, земельный участок предоставлен был 17.02.1992г. (дата внесения в сведений в ЕГРН) и закреплены забором, с западной стороны граница проходит по стене здания. По сведениям Государственного предприятия Астраханской области "Проектно-производственного архитектурно-планировочного предприятия" Справка от 07.08.2020г. предприятие располагает топографическим планом земельного участка с кадастровым номером созданным в 1983г., на котором отображены границы уточняемого земельного участка, на основе Топографического плана подготовлен раздел Межевого плана "Схема расположения земельных участков".

По меже в точках н1-н2-нЗ-н4-н5-н6 расположены земли общего пользования - <адрес>; по меже в точках н6-3 расположен смежный земельный участок с кадастровым номером: , по меже в точках н6-3 отсутствует смежество, что говорит о возможном наличии реестровой ошибки; по меже в точках 1-н10-4-н11 по фактическим границам забор соответствует стереотопографической сьемке (и представляет собой прямую линию), но с целью устранения пересечения, по настоянию заказчика кадастровых работ Хусайновой Н.А., координаты уточняемого земельного участка с кадастровым номером пересчитаны с учетом смежного земельного участка с кадастровым номером (который уточнен с реестровой ошибкой) таким образом по меже в точках н10-4-н11 расположен земельный участок принадлежащий Хусайновой Н.А., фактическое пользование которым осуществляется с 17.02.1993г. и общей не является со смежный земельным участком с кадастровым номером ; по меже в точках 1-н10 расположен смежный земельный участок с кадастровым номером: . По меже в точках н11-н12-н1 расположен смежный земельный участок с кадастровым номером . Поскольку обоснованных возражений не возникало, то границы считаются согласованными.

Согласно правилам землепользования и застройки на территории МО "Евпраксинский сельсовет" уточняемый земельный участок относится к жилой зоне Ж-1, где предельная минимальная площадь участка и предельная максимальная площадь для данного вида разрешенного вида использования не установлены.

У суда нет оснований сомневаться в достоверности заключения кадастрового инженера.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу действия в гражданском процессе принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, бремя доказывания которого лежит исключительно на заявителе обращения.

В данном случае истцом представлены суду бесспорные доказательства, подтверждающие правомерность заявленных требований.

Поскольку в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах истца на земельный участок отсутствуют сведения о координатах границ принадлежащего ему участка, суд приходит к выводу о том, что при определении координат указанного земельного участка надлежит исходить из сложившегося на протяжении последних 15 лет землепользования.

Как установлено судом, границы и площадь земельного участка с кадастровым номером соответствуют фактическим границам и площади земельного участка, существующим на местности более 15 лет, и при отсутствии споров по границам участка.

Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права, и пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

При таких обстоятельствах доказательств, свидетельствующих о нарушении прав третьих лиц, при уточнении границ принадлежащего истцу земельного участка, материалы дела также не содержат.

На основании письменных доказательств, представленных в дело, судом установлено, что границы земельного участка, принадлежащего Хусаинова Н.А., сформировались более 15 лет назад, нарушений прав смежных землепользователей не установлено, спорный земельный участок не является ограниченным в обороте, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об установлении местоположения границ земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Хусаинова Н.А. к Ткачевой С.А., Бузлановой Л.О., Измайловой И,Д. об установлении границ земельного участка, удовлетворить.

Установить границы земельного участка площадью 565 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> согласно характерным точкам границ земельного участка:

X

Y

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 30 марта 2022 года.

Судья Е.Н. Богданова