ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3550/202123Д от 23.12.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-3550/2021 23 декабря 2021 года

49RS0001-01-2021-005438-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Садыковой А.Б.

с участием заявителя ФИО1, в отсутствие заинтересованного лица

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 23 декабря 2021 года гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Магаданской области более трех лет на момент рождения второго ребенка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Магаданский городской суд с вышеназванным заявлением.

В обоснование требований указано, что заявитель является супругой ФИО2 собственника жилого помещения по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении у заявителя имеется временная регистрация, а у супруга и детей постоянная.

Законом Магаданской области от 14.03.20219 № 2356-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) второго ребенка» предусмотрена мера социальной поддержки в виде регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка, однако право на его получение имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Магаданской области не менее 3 лет.

Поскольку заявитель имеет временную регистрацию на территории Магаданской области, в получении материнского капитала ему было отказано (письмо ГКУ «Магаданский социальный центр» от 01.07.2021 № 24/5782).

Утверждает, что установление факта проживания на территории Магаданской области имеет юридическое значение и необходимо для получения регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка.

Просит суд установить факт постоянного проживания на территории Магаданской области более трех лет на момент рождения второго ребенка.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица ГКУ «Магаданский социальный центр» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Согласно отзыву, в случае невозможности получения ФИО1 в ином порядке документов, подтверждающих сведения о ее проживании на территории Магаданской области не менее 3 лет, не имеет возражений на установление данного факта в судебном порядке.

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения заявителя, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения заявителя, допросив свидетелей ФИО3 и ФИО4, исследовав представленные в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Анализ изложенной нормы позволяет сделать вывод, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является матерью ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, уроженца г. <адрес> (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 в г. Магадане родился второй ребенок – ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма ГКУ «Магаданский социальный центр» от 01.07.2021 № 04/5782 следует, что решением от 30.06.2021 № 20 ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на региональный материнский (семейный) капитал, и разъяснено, что документом, подтверждающим постоянное проживание на территории Магаданской области является паспорт, выписка из финансово-лицевого счета, домовая книга, решение суда о признании гражданина постоянно проживающим на территории Магаданской области.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом предусмотрена пунктом 6 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 05.10.2000 года № 199-О), место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органам.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 3 данного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и не отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Регистрация не входит в понятие «место жительства» или «регистрация на занимаемой площади» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Магаданской области от 14.03.2019 N 2356-ОЗ (ред. от 19.06.2020) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) второго ребенка" право на материнский капитал в случае рождения (усыновления) второго ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, возникает у следующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Магаданской области не менее 3 лет: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2019 года, если ранее им не был выдан сертификат; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго ребенка, если ранее им не был выдан сертификат и если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2019 года.

Право на материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго ребенка и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 6 настоящего Закона (пункт 7 статьи 2 названного Закона).

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона Магаданской области от 14.03.2019 N 2356-ОЗ (ред. от 19.06.2020) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) второго ребенка" при рассмотрении заявления о выдаче сертификата организация социального обслуживания проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.

В силу пункта 6 статьи 4 Закона Магаданской области от 14.03.2019 N 2356-ОЗ (ред. от 19.06.2020) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) второго ребенка" основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на материнский капитал в соответствии с настоящим Законом;

2) прекращение права на материнский капитал по основаниям, установленным пунктами 3, 4 и 6 статьи 2 настоящего Закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на материнский капитал;

4) прекращение права на материнский капитал в связи с использованием средств материнского капитала в полном объеме.

Таким образом, право на материнский капитал в случае рождения (усыновления) второго ребенка законодатель связывает не с фактом наличия у гражданина, обращающегося за получением сертификата на материнский капитал, регистрации по месту жительства не менее 3 лет на территории Магаданской области, а с фактом проживания такого гражданина в Магаданской области в течение указанного срока.

Само по себе наличие либо отсутствие регистрации по месту жительства в Магаданской области не является основанием для отказа в реализации права заявителя на материнский капитал в случае рождения (усыновления) второго ребенка.

Иное толкование противоречит статье 1 Закона РФ от 25.06 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункту 1 статьи 2 Закона Магаданской области от 14.03.2019 N 2356-ОЗ (ред. от 19.06.2020) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) второго ребенка" и приводит к ограничению права как на свободу выбора места жительства в пределах Российской Федерации, предусмотренного статьей 27 Конституции Российской Федерации, так и на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, установленных названным Законом Магаданской области.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> по настоящее время (<данные изъяты>

По данным УМВД России по Магаданской области ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. <адрес>

Аналогичные сведения указаны в справке с места регистрации МБУ г. Магадана «Горжилсервис» от 25.05.2021.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3 и ФИО4 утверждали, что ФИО1 стала постоянно проживать в г. Магадане со своей свадьбы, т.е. 2012 и проживает до настоящего времени, работает в <данные изъяты>

Оснований сомневаться и не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности по статьям 307 - 308 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных показаний, их показания согласуются между собой, неприязненных отношений к сторонам по делу не испытывают.

Таким образом, из совокупности и взаимосвязи имеющихся в деле доказательств следует, что заявитель ФИО1, начиная с 2012 по настоящее время проживает в г. Магадане, т.е. более трех лет проживает на территории Магаданской области на момент рождения второго ребенка ФИО6

Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и опровергающих указанное обстоятельство заинтересованным лицом не представлено, и в судебном заседании не добыто.

Принимая во внимание вышеуказанные доказательства, и отдавая приоритет показаниям свидетелей, а также учитывая отсутствие в деле достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель постоянно проживал в Магаданской области менее 3 лет на момент рождения второго ребенка, суд приходит к выводу, что требование заявителя об установлении факта постоянного проживания на территории Магаданской области более трех лет на момент рождения второго ребенка, являются обоснованными.

Согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Однако в данном случае какой-либо спор о праве отсутствует.

При изложенных обстоятельствах суд, исходя из установленных статьями 19, 123 Конституции Российской Федерации и статьями 6, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принципов равенств сторон перед судом, диспозитивности и состязательности сторон по гражданскому спору, а также положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая обязывает стороны самостоятельно доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 262-264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить факт постоянного проживания ФИО1 на территории Магаданской области более трех лет на момент рождения второго ребенка – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день изготовления мотивированного решения – 27 декабря 2021 года.

Судья О.Ю. Маркова

Дело № 2-3550/2021 23 декабря 2021 года

49RS0001-01-2021-005438-47