ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3551/17 от 07.12.2017 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-3551/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2017 года г.Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Селендеевой М.В., при секретаре судебного заседания Головиной В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Елочка» о защите жилищных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ «Елочка» о признании противозаконным применение повышающих коэффициентов к действующим нормативам потребления по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению для жильцов <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего момента; обязании ответчика прекратить применение данных повышающих коэффициентов; обязании ответчика возместить истцу реальный ущерб за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 11345,96 руб., упущенную выгоду за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 94590 руб., взыскании расходов по копированию иска в размере 160 руб.

Требования мотивированы тем, что в квартире истца не установлены индивидуальные приборы учета горячего, холодного водоснабжения и водоотведения. С ДД.ММ.ГГГГ года ответчик, обслуживающий многоквартирный дом, стал осуществлять расчет платы по нормативам с применением повышающего коэффициента, и произвел соответствующие доначисления за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно. Он обращался к собственнику жилого помещения для установления счетчиков, однако никаких мер со стороны администрации города предпринято не было. Наличие технической возможности установления в его квартире счетчиков не установлено, а потому применение повышающих коэффициентов не допустимо. Согласно произведенным расчетам за период с ДД.ММ.ГГГГ года ему причинен реальный ущерб на общую сумму 11345,96 руб., включающий в себя: 6855,01 руб. – излишне уплаченная денежная сумму в связи с применением коэффициентов, 1063,44 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами, 3427,51 руб. – штраф за неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителя. Кроме того, ответчик должен возместить его упущенную выгоду в размере 94590 руб., рассчитанную им при вложении основной суммы в фонд акций США управляющей компании Eppaloosa в ДД.ММ.ГГГГ г.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что квартира, в которой он проживает, является муниципальной, и на него законодателем не возложена обязанность по установлению приборов учета, а соответственно и начисления с повышающим коэффициентом не правомерны.

Представитель ответчика ТСЖ «Елочка» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в квартирах всех жильцов <адрес> установлены приборы индивидуального учета холодного, горячего водоснабжения, в том числе и в муниципальных квартирах силами собственников. Только в квартире истца таких приборов не имеется. Неоднократно ему разъяснялось на необходимость обеспечить доступ в квартиру для установки счетчиков, приезжали подрядные организации, однако, доступ обеспечен не был, при том, что техническая возможность для установки счетчиков имеется. При изложенных обстоятельствах начисления производятся в соответствии с нормативами с применением повышающего коэффициента.

Представитель третьего лица МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» ФИО3 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истец сам препятствует установлению в его квартире приборов учета. В ДД.ММ.ГГГГ году на основании заявления ФИО1 его квартира, в которой он проживает на основании договора найма, взята на учет по установке приборов учета. Данные работы выполняются по мере поступления средств из бюджета <адрес>. Неоднократно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, подрядные организации выезжали в квартиру истца для установки счетчиков, однако доступ им обеспечен не был. В доме, в котором проживает истец, техническая возможность для установки приборов учета имеется. В других муниципальных квартирах этого дома счетчики установлены.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

ФИО1 является нанимателем <адрес>, в которой зарегистрирован совместно с матерью.

Управление домом осуществляет ТСЖ «Елочка», созданное ДД.ММ.ГГГГ

В связи с отсутствием в квартире приборов индивидуального учета, с ДД.ММ.ГГГГ года Товариществом осуществляется начисление платы за потребление коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента. Одновременно произведен перерасчет с повышающим коэффициентом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Названные действия ответчика истцом оспариваются с постановкой одновременно требований материально-правового характера о взыскании в качестве убытков переплаченные суммы в связи с применением коэффициента, и упущенной выгоды из расчета, если бы излишне уплаченные суммы им были вложены в фонд акций США управляющей компании Eppaloosa в ДД.ММ.ГГГГ г.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В силу пункта 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, в том числе, по холодному и (или) горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом повышающий коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Повышающие коэффициенты (при наличии технической возможности) предусмотрены и в приложении к Правилам N 306 (пункты 3(1), 5(1), 7(1), 8(1), 9(1)).

Судом установлено, что полномочия собственника в отношении квартиры, в которой проживает истец, осуществляет МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары».

На основании заявки ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Управлением квартира взята на учет по установке приборов учета, о чем сообщено истцу ДД.ММ.ГГГГ

Подрядной организацией для установления проборов учета в муниципальных квартирах была определена ООО «Стройрост».

Из материалов дела следует, что сотрудники ООО «Стройрост», при участии ТСЖ «Елочка» неоднократно предпринимали меры к согласованию с истцом времени установки приборов учета, однако доступ в квартиру обеспечен не был, что подтверждено суду соответствующими актами.

Сообщения ФИО1 о необходимости предоставления доступа для установки ИПУ в квартиру также направлялись Управлением посредством почтовой связи.

Вместе с тем, ФИО1, зная о необходимости установления в квартире приборов учета горячего и холодного водоснабжения, препятствовал собственнику их установлению, при том, что имеется техническая возможность для их установления, поскольку дом является типовой застройки, условия во всех квартирах одинаковые, счетчики, со слов представителя ТСЖ, установлены во всех квартирах, кроме квартиры истца.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что собственником жилого помещения предпринимались меры к установке приборов учета, действия ТСЖ «Елочка» по начислению платы по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента, равно как и произведение перерасчета с его применением, основаны на законе, а потому правовых оснований для удовлетворения как основного требования о признании противозаконным применение повышающих коэффициентов к действующим нормативам потребления по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению для жильцов <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего момента, так и производных требований об обязании ответчика прекратить применение данных повышающих коэффициентов, обязании ответчика возместить истцу реальный ущерб за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 11345,96 руб., упущенную выгоду за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 94590 руб., взыскании расходов по копированию иска в размере 160 руб. у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТСЖ «Елочка» о признании противозаконным применение повышающих коэффициентов к действующим нормативам потребления по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению для жильцов <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего момента; обязании ответчика прекратить применение данных повышающих коэффициентов; обязании ответчика возместить истцу реальный ущерб за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 11345,96 руб., упущенную выгоду за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 94590 руб., взыскании расходов по копированию иска в размере 160 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Селендеева

Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2017 года