№2-3551/2020
26RS0001-01-2020-006889-136
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.09. 2020 года город Ставрополь
Промышленный районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Емельяновой Т.М., с участием представителя истца прокурора <адрес>-помощника прокурора <адрес>Курбанова М.М., представителя ответчика ООО «РВД плюс»-ФИО1, действующего на основании доверенности б/н от 03.07.2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к ООО «РВД плюс» о разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
У С Т А Н О В И Л
<адрес> в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РВД-плюс», в котором просит суд обязать в месячный срок с момента вступления решения в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями ст.13.3 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» путем принятия локальных актов об обеспечении сотрудничества с правоохранительными органами, о принятии мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, о принятии мер к недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции ООО «РВД плюс».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от дата№ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов Р. граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.
Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
Целью данной Стратегии также является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в Р. обществе.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Названный закон под противодействием коррупции подразумевает три вида деятельности: 1) предупреждение; 2) борьбу с коррупцией; 3) минимизацию и (или) ликвидацию ее последствий (п. 2 ч. 1 ст. 1). При этом Закон провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч. 1 ст. 3).
В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от дата № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от дата№ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.
Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.
С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от дата№ и от дата№. а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.
В ходе проверки установлено, что ООО «РВД плюс» зарегистрировано в МИФНС России № по <адрес>, присвоен ОГРН: <***>, ИНН <***>. Юридический адрес: <адрес> общества является ФИО2.
На момент проведения проверки в ООО «РВД плюс» не обеспечено сотрудничество с правоохранительными органами, не приняты меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не принято мер к недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, иные мероприятия, направленные на предупреждение коррупционных проявлений, не проводились, что подтверждается приложенными материалами.
Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, ООО «РВД плюс» приняты не были.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки дата в адрес директора ООО «РВД плюс» внесено представление об устранении нарушений вышеуказанного законодательства.
Однако согласно полученного ответа на представление от дата ООО «РВД плюс», нарушения, выявленные в ходе проверки, до настоящего времени не устранены.
Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции.
Поскольку антикоррупционная политика является одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности государства в современных условиях, и соблюдение нормативные правовых предписаний, регламентирующих приемы, способы противодействия коррупционным отношениям, способствует снижению факторов коррупционной деятельности и порождающих ее причин, а следовательно, способствует обеспечению прав и свобод человека и гражданина, укреплению дисциплины, законности и правопорядка, формированию правового государства и высокого уровня правовой культуры общества и личности, не исполнение ООО «РВД плюс» возложенных на него обязанности по предупреждению коррупции может привести к коррупционным проявлениям и создать угрозу безопасности Российской Федерации. Таким образом, обращаясь с данным исковым заявлением, прокурор вступает как в интересах неопределенного круга лиц, так и в интересах Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес>- Курбанова М.М., поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «РВД плюс»-ФИО1, в судебном заседании исковых требований не признал по основаниям изложенным в возражении на исковое заявление, которое приобщено к материалам дела. Просил в иске отказать.
Выслушав объяснение представителей истца и ответчика, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
<адрес> проведена проверка ООО «РВД-плюс» на предмет соблюдении законодательства о противодействии коррупции в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений.
В результате проведения проверки внесено Представление от дата№ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
В пункте 1 статьи 1 закона 273-ФЗ дано определение коррупции, согласно которому коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Согласно представления, прокуратурой в ходе проведения проверки ООО «РВД-плюс» выявлено нарушение ст. 13.3 Закона 273-ФЗ, а именно не принятие в полном объеме мер: отсутствуют план мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, не обеспечено сотрудничество с правоохранительными органами, не приняты меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не принято мер к недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Фактических обстоятельств, указывающих на совершение или создание условий для совершения должностными лицами и сотрудниками ООО «РВД-плюс» коррупционных преступлений, прокуратурой в ходе проведения проверки не установлено. Соответствующих доказательств истцом не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона 273-ФЗ, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о принятых ООО «РВД-плюс» с целью соблюдения законодательства о противодействии коррупции мерах, а именно: копия приказа от дата№ о назначении ФИО3 ответственным за профилактику коррупционных преступлений и утверждении плана антикоррупционных мероприятий; копия плана мероприятий по противодействию коррупции в ООО «РВД-плюс» на 2020г.; копию приказа от дата№ о создании комиссии по противодействии коррупции; копию приказа от дата№ о утверждении Политики противодействия коррупции в ООО «РВД-плюс»;- копия приложения к приказу от дата№ Политика о противодействии коррупции в ООО «РВЛ-плюс»; копия кодекса этики и служебного поведения работников ООО «РВД-плюс» утвержденного дата; копия трудового договора от дата№ с приложением соглашения о соблюдении требований антикоррупционной политики ООО «РВД-плюс»; копия трудового договора от дата№ с приложением соглашения о соблюдении требований антикоррупционной политики ООО «РВД-плюс»; копия трудового договора от дата№ с приложением соглашения о соблюдении требований антикоррупционной политики ООО «РВД-плюс»; копия приказа от дата о назначении ФИО3 ответственным за уведомление руководства и правоохранительных органов в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 13.3 Закона 273-ФЗ, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Исходя из дословного толкования, нормы ч.2 ст. 13.3 Закона 273-ФЗ, устанавливают примерный перечень мероприятий по предупреждению коррупции, являются рекомендательными и могут применяться юридическими лицами по своему усмотрению.
Закон 273-ФЗ не содержит норм устанавливающих обязанность юридических лиц принимать меры по предупреждению коррупции в объёме установленном ч.2 ст.13.3 Закона 273-ФЗ. Истцом не представлено доводов и доказательств обратного.
Ответчиком в материалы проверки и материалы судебного дела представлен достаточный комплект документов, свидетельствующий о принятии мер с целью соблюдения законодательства противодействия коррупции.
Истцом в свою очередь не представлено доводов и доказательств недостаточности принятых ООО «РВД-плюс» мер.
Требование о необходимости принятия локальных актов об обеспечении сотрудничества с правоохранительными органами, о принятии мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, о принятии мер к недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов мотивировано лишь содержанием указанных пунктов в ч.2 ст. 13.3 Закона 273-ФЗ.
Истцом ни как не мотивировано наличие угрозы возникновения коррупционных правонарушений в случае не принятия указанных мер.
При таких обстоятельствах, довод прокуратуры о неполном объеме принятых мер не подтверждается материалами судебного дела и не соответствует нормам ч. 2 ст. 13.3 Закона 273-ФЗ.
Ссылка истца на нарушение методических рекомендаций, утвержденных дата Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (Далее по тексту – Методические рекомендации) так же не обоснована и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разделом 1 Методических рекомендаций определены основные цели и задачи: «Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации».
Таким образом, применение Методических рекомендаций для решения задач утвержденных Разделом 1 не соответствуем установленным целям: «Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств».
<адрес> процитированные Методические рекомендации применены для целей проведения прокурорского надзора, т.е. не для решения установленных методическими рекомендациями задач. Следовательно, целью применения указанных методических рекомендаций ни как не может явиться «формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств».
Таким образом, применение Методических рекомендаций в целях осуществления прокурорского или иного надзора и контроля выходит за рамки установленных этими же Методическими рекомендациями пределов и в соответствии со ст. 65 ГПК РФ результат этого использования, т.е. выводы и предположения, не могут явиться достаточными и допустимыми доказательствами установления каких-либо нарушений или несоответствий.
При этом <адрес> полностью игнорируется нормы ст. 2 Закона 273-ФЗ в соответствии с которыми правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Антикоррупционная политика юридического лица представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в своей деятельности.
Для осуществления положений Закона N 273-ФЗ в помощь бизнесу Министерством труда и социальной защиты России совместно с Торгово-промышленной палатой, Р. союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" были подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Данный документ опубликован на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
Методические рекомендации нацелены на формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.
В Методических рекомендациях изложены одинаковые для всех юридических лиц принципы, на которых должна основываться система мер противодействия коррупции в организации. Организационные же подходы у каждой компании разные, а также способы, которые подходят им исходя из специфики деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.
О безусловной необходимости соблюдения конституционного положения по публикации нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, свидетельствует и Указ Президента Российской Федерации от дата "О порядке вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". В пункте 8 данного Указа закреплено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также не зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от дата N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:а) содержащие правовые нормы, затрагивающие: гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей;) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции; имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок).
При таких обстоятельствах Методические рекомендации не могут считаться нормативным правовым актом, являющимся одной из основ противодействия коррупции.
В частности, в п.п. 1.1. Раздела 2 Методических рекомендаций прямо указано на рекомендательный характер мер, установленных п. 2 ст. 13.3 Закона 273-ФЗ: «Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи».
Иное толкование указанного положения Методических рекомендаций существенно уменьшает права и ущемляет законные интересы коммерческих организаций по предоставлению права самостоятельного выбора объема и ориентированности мероприятий противодействия коррупции по сравнению с объёмом, установленным ст. 13.3 Закона 273-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворению не подлежат.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований к ООО «РВД плюс» о возложении обязанности на ООО «РВД плюс» в месячный срок с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: разработать и принять положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, принять локальные нормативные акты по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, по обеспечению сотрудничества с правоохранительными органами.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено дата
Судья Т.М. Емельянова