ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3552/20 от 17.12.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Сыреновой Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» о признании решения незаконным и признании права на получение диплома,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей», в котором просил суд признать незаконным решение квалификационной комиссии ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» от ДД.ММ.ГГГГу-05 в части несоответствия представленных документов, признать за ФИО2 право на получение диплома капитана-помощника механика.

В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец подал необходимые документы ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» для получения диплома капитана, помощника механика в связи с окончанием срока его действия (без проведения квалификационных испытаний). В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение о несоответствии установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а именно не представлены документы, подтверждающие стаж плавания не менее 12 месяцев, в должности, указанной в дипломе. На данный момент истец из-за отсутствия действующего диплома и отказа ответчика в выдаче нового не может продолжать свою трудовую деятельность по профессии, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

В судебное заседание истец ФИО2, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ФИО2ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» – ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала, что заявленные исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указывала, что в связи с отсутствием подтверждения истцом стажа плавания за последние пять лет в должности, указанной в дипломе, а также документа, подтверждающего уровень соответствующего образования, истцу было отказано в выдаче диплома капитана-механика.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта» (далее - Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, Положение).

В пункте 1 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта указано, что Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение) устанавливает требования к профессиональному образованию и стажу плавания кандидатов на получение дипломов и квалификационных свидетельств (далее - квалификационные документы), порядок формирования и работы квалификационных комиссий (далее - комиссии), проведения квалификационных испытаний, порядок выдачи и учета квалификационных документов, а также их аннулирования для членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.

Согласно п. 2 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта формирование комиссий осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (далее - АБВВП). Выдача и учет квалификационных документов, а также их аннулирование, проведение квалификационных испытаний осуществляется АБВВП или филиалами АБВВП, в которых созданы комиссии.

Квалификационные документы выдаются лицам не моложе 18 лет, представившим подтверждение стажа плавания, необходимого для получения квалификационного документа, имеющим соответствующее образование и заключение о годности к работе в составе экипажей судов внутреннего водного транспорта по состоянию здоровья (п.5 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта квалификационные испытания проводятся при: первичном получении квалификационного документа; получении диплома в случае повышения в должности; получении диплома при истечении срока действия диплома, и отсутствии необходимого стажа плавания; первичном получении диплома лицами, имеющими военно-морское образование; получении диплома судоводителя маломерного судна; получении диплома судоводителя прогулочного судна.

Согласно п. 23 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта к прохождению квалификационных испытаний допускаются лица, представившие в комиссию не менее чем за 10 рабочих дней до заседания следующие документы (копии): заявление; копию документа, удостоверяющего личность, с предъявлением оригинала документа, либо копию документа, удостоверяющего личность, заверенную в соответствии с законодательством Российской Федерации; копию документа об образовании с предъявлением оригинала документа либо копию документа об образовании, заверенную в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие стаж плавания; медицинское заключение, подтверждающее годность для работы на судах по состоянию здоровья; две фотографии размером 3 x 4,5 см (на матовой бумаге).

Дипломы, выданные на основании Положения о дипломировании, являются действительными до истечения срока действия этих дипломов. По истечению срока действия такого диплома новый диплом выдается в соответствии с настоящим Положением (п.101 Положения).

Для получения диплома по той же должности после окончания срока действия имеющегося диплома владелец диплома представляет, кроме документов, указанных в пункте 23 настоящего Положения, следующие документы:

- копию диплома на право занятия должности члена экипажа судна с представлением оригинала диплома, либо его копию, заверенную в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- справки о плавании, подтверждающие наличие стажа плавания не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет в должности, указанной в дипломе.

При отсутствии 12 месяцев стажа плавания за последние пять лет необходимо пройти подготовку в образовательной организации при длительном перерыве в работе по специальности по программе, согласованной Росморречфлотом (п. 106 Положения).

В соответствии с п. 67 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, для получения диплома капитана-механика необходимо пройти курсы повышения квалификации капитана-механика по программе, согласованной Росморречфлотом, и, кроме документов, перечисленных в пункте 23 настоящего Положения, представить следующие документы:

а) диплом старшего помощника капитана - первого помощника механика;

б) справки о стаже плавания не менее 18 месяцев в должности старшего помощника капитана - первого помощника механика.

Судом установлено, что ФИО2 обратился к Председателю квалификационной комиссии ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» ФИО6 с заявлением (вход. от ДД.ММ.ГГГГ) о выдаче диплома в связи с окончанием срока его действия (без проведения квалификационных испытаний) по должности капитана водоизмещающего судна – механика водоизмещающего судна.

Вместе с заявлением ФИО2 также предоставил ответчику пакет соответствующих документов, предусмотренных п.23 Положения.

В качестве документа об образовании к указанному выше заявлению истец приложил копию диплома серии ВТ Благовещенского речного училища, регистрационный , из которого следует, что ФИО2 в 1980 году окончил полный курс названного училища по специальности «водные пути сообщения», решением Государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена квалификация «техник водных путей».

Кроме того, истец представил ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» копию дубликата диплома судоводителя, выданного в 1984 году, согласно которому ФИО2 имеет право занимать должности 1 штурмана – 1 помощника механика третьей группы судов речного и озерного флота; копию диплома № выданного в 2010 году, подтверждающий право истца занимать должность капитана второй группы судов мощностью от 451 до 750 л/с; копию диплома № , выданного в 2010 году, подтверждающий право истца занимать должность механика второй группы судов мощностью от 451 до 750 л/с.

Также ФИО2 были представлены справки о стаже плавания в должности капитана-помощника механика.

По результатам рассмотрения проданного ФИО2 заявления, квалификационной комиссией было принято решение о несоответствии представленных документов установленным законодательством требованиям, со ссылкой на п. 27 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, документы были возвращены заявителю.

Уведомление о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГу-05 вручено истцу ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись ФИО2

Из содержания уведомления следует, что при обращении ФИО2 им нарушены пункты 5,23,106 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, не представлен документ о соответствующем образовании, не представлены документы, подтверждающие стаж плавания по заявленной должности.

Согласно ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что решение, вынесенное ответчиком по обращению истца принято с нарушением закона.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В силу статьи 2 данного Федерального закона профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий (пункт 13).

Согласно пп. 12 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности

Согласно ч. 1 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Согласно ч. 6 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц

Суду не представлено доказательств наличия у ФИО2 базового образования, позволяющего претендовать на получение диплома капитана - механика судна без прохождения квалификационных испытаний.

В соответствии с положениями трудового законодательства, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ)

Так, профессиональный стандарт в отношении профессии капитана-механика (помощника капитана-механика) содержит, помимо прочего, требования к образованию по данной профессии (Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 612н "Об утверждении профессионального стандарта "Судоводитель-механик", рег.), где в частности, указано на необходимость наличия высшего образования или среднего профессионального образования по специальности "Судовождение", специализации (профессиональному модулю) "Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки".

Тогда как, Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 33н "Об утверждении профессионального стандарта "Командир земснаряда - механик" установлены иные требования к образованию в отношении профессии командира земснаряда – механика, где указано на наличие среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена).

Согласно пункта 3 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта должность капитана-механика относится к категории «судоводители с правом эксплуатации судовой двигательной установки».

В соответствии с указанным пунктом, членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются дипломы по следующим должностям:

- а) судоводители: капитан; старший помощник капитана; помощник капитана; судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях (далее - маломерное судно); судоводитель прогулочного судна;

- б) судоводители судов со скоростью более 30 км/ч (далее - скоростные суда): капитан скоростного судна; старший помощник капитана скоростного судна;

- в) судовые механики: механик; первый помощник механика; помощник механика;

- г) судоводители с правом эксплуатации судовой двигательной установки: капитан-механик; старший помощник капитана - первый помощник механика; помощник капитана - помощник механика; капитан скоростного судна - механик скоростного судна; старший помощник капитана скоростного судна - первый помощник механика скоростного судна;

- д) члены экипажа земснаряда: командир земснаряда; первый помощник командира земснаряда; помощник командира земснаряда;

- е) члены экипажа земснаряда с правом эксплуатации судовой двигательной установки: командир земснаряда - механик; первый помощник командира земснаряда - первый помощник механика; помощник командира земснаряда - помощник механика;

- ж) судовые электромеханики: электромеханик; первый помощник электромеханика; помощник электромеханика;

- з) судовые радиоспециалисты: начальник радиостанции.

Таким образом, судом отклоняются доводы стороны истца о том, что профессиональное образование истца позволяет осуществлять функции судовождения, что подтверждается дипломом Благовещенского речного училища серии ВТ , выданном ФИО2ДД.ММ.ГГГГ., а также протоколом заседания государственной квалификационной комиссии Благовещенского речного училища от 29.02.1980г. по выпуску техников водных путей, копии которых представлены в материалы дела.

Из содержания копии представленного в материалы дела протокола следует, что учащимся Благовещенского речного училища была присвоена квалификация пом.командира - пом.механика всех групп судов технического флота (водоуглубление) согласно списка выпускников училища.

В списочном составе группы ВП Благовещенского речного училища среди прочих указан выпускник училища - ФИО2

Вместе с тем к области профессиональной деятельности техников водных путей относятся: эксплуатация и обслуживание судов технического флота и судовых установок, механизмов и устройств; выполнение геодезических, гидрометрических и гидрологических работ при производстве водных изысканий; обеспечение надежного действия навигационного оборудования.

Объектами профессиональной деятельности техников водных путей являются: суда технического флота, вспомогательные суда и другие плавучие средства, используемые при путевых работах; судовые энергетические установки, судовые механизмы и устройства, системы, их агрегаты, узлы, детали; внутренние водные и морские пути и т.п.

При этом, к судам технического флота относятся суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей, а также суда для промышленно-хозяйственной деятельности.

Суда технического флота делятся на две основные группы. В первую группу входят суда для технического обслуживания транспортных судов, портового хозяйства и водных путей (плавучие доки, дноуглубительные снаряды, природоохранные суда, суда для обслуживания навигационной обстановки на реках и озерах и пр.).

Вторую группу составляют суда промышленно-хозяйственного назначения (плавучие буровые установки, плавучие электростанции, трубоукладочные суда, лесосплавные суда и др.).

В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 24-ФЗ инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов.

Тем самым, суд приходит к выводу о том, что наличие у ФИО2 диплома Благовещенского речного училища, свидетельствующего о получении специальности техника водных путей не является документом, подтверждающим наличие соответствующего для получения диплома капитана-механика образования в порядке, предусмотренном п.106 Положения.

Оценивая содержания письма Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО2, на которое ссылался представитель истца в подтверждение своей позиции, суд полагает, что оно не является правовым актом, кроме того, оно не опровергает позицию ответчика, поскольку в нем указано, что отказ в выдаче ФИО2 диплома механика полностью соответствует требованиям Положения.

Доводы представителя истца о том, что ранее при наличии тех же условий ФИО2 неоднократно выдавались рабочие дипломы судоводителя, механика, однако у выдающего их органа претензий по уровню образования не возникало, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку законность действий ответчика по выдаче дипломов в иные периоды времени, предметом настоящего спора не является и не исследуется судом.

Ссылки представителя истца на проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта», в котором содержаться разъяснения по уровню образования, не влияют на выводы суда, поскольку данный документ нормативной силы не имеет. Кроме того, несмотря на продолжительный период времени с момента его подготовки, данный приказ так и не был утвержден, при этом, последние изменения в Положение были внесены Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 396 "О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 87", однако, они не содержат каких-либо разъяснений в отношении требований к профессиональному образованию.

Кроме того, одним из оснований для отказа по заявлению истца о выдаче диплома ответчиком было указано на то, что ФИО2 не представлены сведения, подтверждающие наличие стажа плавания не менее 12 месяцев за предшествующие 5лет в должности, указанной в дипломе.

Из представленных ФИО2 справок, копии трудовой книжки следует, что он с 2016г. по настоящее время работает в должности капитана - помощника механика т/х «Энергетик». Тем самым, истцом не были представлены документы, подтверждающие необходимый стаж в должности механика, тогда как в заявлении о выдаче диплома ФИО2 указано на получение диплома капитана-механика.

При этом, истец в качестве способа восстановления нарушенного права просит признать за ним право на получение диплома капитана-помощника механика, вместе с тем с таким заявлением в квалификационную комиссию ФБУ «администрация Байкало-Ангарского бассейна» он не обращался, соответствующий пакет документов не представлял.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовые основания для признания незаконным решения квалификационной комиссии ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» от ДД.ММ.ГГГГу-05 в части несоответствия предоставленных документов, о признания за истцом права на получение диплома капитана-помощника механика отсутствуют, в связи с чем, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 о признании незаконным решения квалификационной комиссии ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» от ДД.ММ.ГГГГ в части несоответствия предоставленных документов, признании за истцом права на получение диплома капитана-помощника механика, – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.