ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3553/18 от 24.12.2018 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-3553/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего: Ботовой М.В..

При секретаре: Валинуровой К.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора города Копейска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Копейска Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, где в обоснование указано, что 16.05.2018 года между Управлением по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа и ФИО1 заключен трудовой договор НОМЕР, согласно которому последняя принята на муниципальную службу с замещением должности начальника отдела учета и отчетности Управления. Указанный договор заключен с нарушением законодательства о муниципальной службе и подлежит расторжению, поскольку указанная должность отнесена к главным должностям и в соответствии с законодательством для ее занятия требуется наличие высшего профессионального образования, что у ФИО1 отсутствует. Просит возложить на Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа обязанность по прекращению трудового договора от ДАТАНОМЕР с ФИО1 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом в качестве соответчика по делу привлечена ФИО1.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представитель прокуратуры заместитель прокурора г.Копейска, младший советник юстиции ФИО2 требования поддержал, просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы иска.

В судебном заседании представитель Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа ФИО3 с требованиями не согласилась, ссылаясь, что ФИО1 исполняет фактические обязанности главного бухгалтера, то есть должности, которая имелась до 2013 года и не относилась к муниципальным служащим, кроме того, занятие должности было вызвано необходимостью.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

Согласно ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 N 144-ЗО (ред. от 30.10.2018) "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 08.06.2007) для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются частью 3 настоящей статьи в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Типовые квалификационные требования для замещения: высших и главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, а также стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет.

Пунктом 11 части первой статьи 77 ТК РФ предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).

Согласно части первой статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 26.11.2018 года Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области зарегистрировано 06.10.1993 года, учредителем является администрация города Копейска Челябинской области.

Судом установлено, что Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа ДАТА заключило с ФИО1 трудовой договор НОМЕР, согласно которого последняя назначена на должность начальника отдела учета и отчетности с ДАТА, что также подтверждается заявлением о приеме на работу, приказом НОМЕР от ДАТА, личной карточкой государственного (муниципального) служащего, копией трудовой книжки (л.д.25-28, 74-76, 85-93).

Согласно положения об отделе учета и отчетности Управления, отдел является структурным подразделением управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области и подчиняется непосредственно руководителю Управления по имуществу. Основными задачами отдела являются формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ, контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, осуществление контроля за целевым расходованием средств, начисление и выплата заработной платы, проведение инвентаризации и т.п. ( л.д.29-30).

Согласно должностной инструкции начальника отдела учета и отчетности управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области на должность начальника назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы(государственной службы) не менее одного года или стаж работы по специальности не менее двух лет. (пункт 2 инструкции л.д.34-36).

Согласно решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 22.04.2015 № 1090-МО «Об утверждении квалификационных требований к должностям муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования «Копейски городской округ» следует, что конкретные квалификационные требования к отдельно взятой должности муниципальной службы, включенной в штатное расписание органа местного самоуправления, определяются должностной инструкцией, утвержденной в установленном законом порядке.

Основные квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения: высших и главных должностей муниципальной службы- высшее профессиональное образование, стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее трех лет ( раздел 1 пункт 2, раздел 2 пункт 4,5 л.д. 42 оборот).

Согласно решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области № 295-МО от 22.02.2017 года следует, что в реестре должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Копейский городской округ» начальник отдела относится к главной должности.

В представленном суду штатном расписание по состоянию на 01.03.2013 года структуре управления с 12.12.2018 года числится отдел учета и отчетности, предусмотрена должность начальника отдела.

В материалы дела представлен документ о среднем профессиональном образовании ФИО1, окончании горно-экономического колледжа с присвоением квалификации бухгалтера в 2004 году.

Представителем прокуратуры в материалы дела представлены обращения Л.И.Г. о проведении проверки по факту нарушения законодательства на предмет неправомерного назначения на должность начальника отдела в отсутствие высшего образования, представление прокуратуры города Копейска об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе от 28.08.2018 года, ответ начальника Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа от 27.09.2018 года об отсутствии оснований для удовлетворения представления прокуратуры.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требования прокурора города Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности прекратить трудовой договор правомерны и обоснованы, подлежат удовлетворению.

К указанному выводу, суд пришел исходя из того, что поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы.

ФИО1 была назначена на главную должность муниципальной службы в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к высшему образованию, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи, с чем такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы.

Указанное судом согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года.

Доводы представителя ответчика о наличии соответствующего стажа работы у ФИО1, фактического исполнения ею обязанностей главного бухгалтера, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку должность главного бухгалтера не относится к должностям муниципальной службы, при этом исходя из должностной инструкции главного бухгалтера также необходимо наличие у кандидата высшего профессионального (экономического) образования ( п.1.4. л.д.102).

Таким образом, суд пришел к выводу, что следует возложить на Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа обязанность по прекращению трудового договора с ФИО1 по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 ТК РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Возложить на Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа обязанность по прекращению трудового договора с ФИО1 по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Ботова М.В.