2-3553/2020
86RS0002-01-2020-005370-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 г. город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Колебиной Е.Э.,
при секретаре Витановой Н.В.,
с участием истцов Гусаровой Л.Н.,и Гусаровой И.Н., являющейся одновременно представителем истца Гусаровой Л.Н. в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ,
с участием представителя ответчика по доверенности Шляхтиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3553/2020 по исковому заявлению Гусаровой И. Н., Гусаровой Л. Н. к публичному акционерному обществу «Аэрофлот-российские авиалинии» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Гусарова И.Н., Гусарова Л.Н. обратились с вышеуказанным иском к публичному акционерному обществу «Аэрофлот-Российские авиалинии» (далее по тексту ПАО «Аэрофлот»), мотивируя ее тем, что запланировали провести отдых в Испании, для проезда куда приобрели посредством онлайн покупки <дата> на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» авиабилеты: по маршруту Москва-Барселона-Москва. Оплата за покупку авиабилетов была произведена посредством платежа с банковской карты. <дата> в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением COVID-19 были введены временные ограничения на осуществление пассажирских воздушных перевозок с территории РФ в Королевство Испания, в связи с чем ПАО «Аэрофлот» отменил рейс SU2514 по маршруту Москва-Барселона. В связи с отменой авиарейса авиаперевозчиком истцы обратились с перевозчиком с требованием о вынужденном отказе от перевозки, по маршруту Москва-Барселона-Москва ПАО «Аэрофлот» возврате истцам полной стоимости за приобретение билетов. Соистцы постоянно проживают в <адрес>, откуда вылететь в Испанию – запланированное место отдыха – прямым регулярным рейсом невозможно. Осуществить авиаперелет из <адрес> в Испанию возможно исключительно по транзитному маршруту, в связи с чем, истцы приобрели билеты по маршруту <адрес>, то есть приобрели билеты до транзитного пункта <адрес> из которого должны были далее совершить перелет в Барселону. В связи с вынужденным отказом от полета по одному из участков: Москва-Барселона-Москва, истцы были вынуждены отказаться от воздушной перевозки по маршруту <адрес> из-за невозможности совершить далее авиаперелет из <адрес> в <адрес>. При заключении <дата> договоров воздушной перевозки по маршруту <адрес> истцы не предполагали, что будут вынуждены отказаться от данного авиаперелета, считают, что перевозчик обязан возвратить провозную плату в полном объеме. Заявления истцов о возврате оплаты были оставлены без удовлетворения. На основании изложенного, просят: 1) расторгнуть договор воздушной перевозки по маршруту <адрес>, электронный билет № и №, 2) взыскать с ПАО «Аэрофлот» в пользу Гусаровой И.Н. полную стоимость 6012 рублей за приобретенный билет № и компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, 3) взыскать с ПАО «Аэрофлот» в пользу Гусаровой Л.Н. полную стоимость 6012 рублей за приобретенный билет № и компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истцы дополнили исковые требования, просят взыскать в пользу Гусаровой И.Н. почтовые расходы в размере 28,50 рублей, взыскать в пользу Гусаровой Л.Н. почтовые расходы в размере 28,50 рублей.
Истцы Гусарова Л.Н. и Гусарова И.Н., являющаяся одновременно представителем истца Гусаровой Л.Н. в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, на удовлетворении заявленных требований настаивали, по доводам изложенным в исковом заявлении и письменных дополнениях.
Истцы Гусарова И.Н. и Гусарова Л.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» по доверенности Шляхтина С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных отзывах. Пояснила, что истцами заключены самостоятельные договоры воздушной перевозки, удостоверенные авиабилетами на рейс SU1647 от <дата> по маршруту <адрес>. Бронирования были аннулированы в связи с неявкой пассажиров на рейс <адрес>. Согласно тарифу, авиабилеты являются невозвратными. Бронирования по авиабилетам по маршруту Москва-Барселона-Москва на рейсы SU2514 – <дата> и SU2649 – <дата> были аннулированы с возвратом их стоимости. Требования о возврате уплаченной платы за авиабилеты по маршруту <адрес> не были удовлетворены, в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку отказ истцов по данному маршруту является добровольным, по правилам выбранного истцами тарифа стоимости авиабилета не предусмотрен. Также указано, что ограничения для передвижения по маршруту <адрес> отсутствовали, рейсы выполнялись без изменений. Требования о взыскании компенсации морального вреда находят необоснованными, поскольку в действиях ответчика отсутствует вина, неправомерных действий в отношении истцов не совершено. Просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Кроме того, указала, что на основании Постановления Правительства от 06.07.2020г. истцы вправе отказаться от перевозки по авиабилетам, получив возмещение в порядке и сроки, которые установлены утвержденным положением, то есть пассажиры будут иметь право требованиям осуществления возврата денежных средств по авиабилету через три года, то есть срок возврата еще не наступил. До указанного моменты истцы вправе использовать уплаченные за авиабилет денежные средства в счет будущих авиарейсов в течение трех лет с момента отмены рейса. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
В силу с п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
В судебном заседании установлено, что для следования к месту отдыха (Испания) и обратно <дата>Гусаровой И.Н. и Гусаровой Л.Н. были приобретены авиабилеты ПАО «Аэрофлот» № и № на рейсы SU2514 – <дата> и SU2649 – <дата> по маршруту Москва-Барселона-Москва, также были приобретены стыковочные авиабилеты № и № на рейсы SU1647 – <дата> и SU1472 – <дата> по маршруту <адрес>, что подтверждается представленными в материалы дела маршрутными квитанциями электронных билетов.
Стоимость авиабилетов на стыковочные рейсы SU1647 – <дата> и SU1472 – <дата> по маршруту <адрес> составила 6 012 рублей за каждый билет.
Таким образом, судом установлен факт заключения договоров перевозки, по которому перевозчик ПАО «Аэрофлот» обязался перевезти пассажиров Гусарову Л.Н. и Гусарову И.Н. по маршрутам <адрес> и Москва-Барселона-Москва.
В связи с введенными ограничениями на осуществление пассажирских воздушных перевозок, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) истцы были вынуждены отказаться от поездки по маршруту Москва-Барселона-Москва, соответственно отказались от полета по стыковочным авиабилетам по маршруту <адрес>.
<дата> истцы обратились в ПАО «Аэрофлот» с заявлениями о возврате оплаченных денежных средств по авиабилетам № и № на рейсы SU1647 – <дата> и SU1472 – <дата> по маршруту <адрес>.
В ответ на заявления истцов ответчик ПАО «Аэрофлот» производить возврат денежных средств за авиабилеты отказался, ссылаясь на то, что авиабилеты были приобретены истцами по невозвратному тарифу, также указал, что на дату вылета какие-либо ограничения для передвижения по территории РФ отсутствовали, а рейс по маршруту <адрес> выполнялся без изменения.
Полагая, что действиями ответчика были нарушены их права как потребителей, истцы обратились с настоящими требованиями.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Истцы как потребители воспользовались своим правом на одностороннее расторжение договора перевозки, отказавшись от его исполнения и направив ответчику заявление о возврате провозной платы.
Согласно пункту 1.1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 93.1 Приказа Минтранса России от 25.09.2008 N 155 установлено, что в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки, и уведомления об этом перевозчика до окончания, установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (полностью или в части) пассажиру не возвращается, за исключением сборов иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4.7.1 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот».
Согласно Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденным Приказом ПАО «Аэрофлот» от <дата>№ при покупке перевозки через контакт-центр пассажир информируется об условиях договора воздушной перевозки.
Из маршрутных квитанций авиабилетов № и № на рейсы SU1647 – <дата> и SU1472 – <дата> по маршруту <адрес> усматривается, что тариф является невозвратным.
Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса РФ установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно статье 64 Воздушного кодекса РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186) (далее по тексту ФАП).
Согласно п.30 ФАП провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком. Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.
Пунктом 38 ФАП установлено, что при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет грузоотправителю достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию об условиях применения тарифа.
Согласно пункту 44 ФАП договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной. Договор воздушной перевозки пассажира оформляется одним билетом или оформленным вместе с ним дополнительным(и) билетом(ами), в котором(ых) указывается номер билета, к которому он(и) оформлен(ы).
Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» в пункте 12 установлено, что между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается прямой пассажирский тариф (далее - прямой тариф).
Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы), регистрируется и опубликовывается сквозной пассажирский тариф (далее - сквозной тариф).
Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается стыковочный пассажирский тариф, используемый только для построения тарифа (далее - стыковочный тариф).
Тариф, определяемый как сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и прямого тарифа или сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и сквозного тарифа, является построенным тарифом (п.28).
Стоимость типа перевозки, для определения которой применен тариф в одну сторону или тариф туда и обратно или комбинирование половин тарифов туда и обратно, составляет ценовую единицу. Если иное не установлено перевозчиком в условиях применения тарифа, то разрешается комбинирование двух и более ценовых единиц. Перевозка пассажира, оцененная одной ценовой единицей или комбинацией ценовых единиц, оформляется единым договором воздушной перевозки пассажира (п.41,44,51).
Как следует из материалов дела, истцами были приобретены отдельные авиабилеты по маршруту <адрес> и Москва-Барселона-Москва, единый договор перевозки (единый авиабилет) с ответчиком не заключался, таким образом, рейс по указанному маршруту по смыслу действующих ФАС, транзитным по отношению к рейсу Моксва-Барселона-Москва, за который денежные средства уже были возвращены авиаперевозчиком, не являлся.
При этом частью 2 пункта 107 Воздушного кодекса РФ установлено, что в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части”.
Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
Спорные договоры перевозки были заключены 22.01.2020 года, с выполнением рейса 04.04.2020 и 13.05.2020 года.
Согласно пункту 3 данного положения в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (п.4).
В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами (п.5).
Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
Действительно по информации Правительства РФ от 11 марта 2020 года в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции на территории России, а также в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в Италии, Германии, Испании и Франции приняты следующие решения с 00 часов 00 минут 13 марта 2020 года временно ограничить пассажирские воздушные перевозки с территории Российской Федерации на территорию Итальянской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, Французской Республики и в обратном направлении.
В связи с поручением Правительства РФ № ТГ-П12-2111 от 20.03.2020 с 00:00 часов по московскому времени 23 марта 2020 года введено временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории России на территорию иностранных государств.
Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (с изменениями и дополнениями) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 41 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы был введен режим повышенной готовности.
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.03.2020 №20 «О введении режима повышенной готовности в ХМАО-Югре» с 18 марта 2020 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре также был введен режим повышенной готовности.
Учитывая положения Постановления Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991, предусматривающее право на возврат оплаченных за перевозку денежных средств по истечении 3 лет с даты отправления рейса, с учетом текущего правого регулирования рассматриваемых правоотношений в период действия режима повышенной готовности, суд считает, что истцы вправе получить возмещение в порядке и сроки, установленные указанным Положением. Однако, установленный законодательством срок возврата провозной платы в условиях введения режима повышенной готовности на территории РФ, не наступил. За истцами сохраняется право оформления электронного ваучера для полной или частичной оплаты будущей авиаперевозки ПАО «Аэрофлот» в порядке, установленном авиакомпанией, что согласуется позицией Международной ассоциации воздушного транспорта от 06 апреля 2020г., согласно которой, депозитные ваучеры также признаны законной формой возврата денежных средств за авиабилеты.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано. Поскольку в удовлетворении основного искового требования истцам было отказано, не подлежат удовлетворению и производные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заявлению Гусаровой И. Н., Гусаровой Л. Н. к публичному акционерному обществу «Аэрофлот- российские авиалинии» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.
Судья Е.Э. Колебина