ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3554/2014 от 28.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

2-3554/18-2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 28 июля 2014 года г.Курск

 Ленинский районный суд г.Курска в составе:

 председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,

 при секретаре Половневой М.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Барбашиной <данные изъяты> о признании незаконным и отмене отказа Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> в изменении вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., обязании Администрации <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

 Барбашина А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> в изменении вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., обязании Администрации <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 449 кв м, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, с кадастровым номером №, с «для обслуживания жилого дома» на «для размещения административных и офисных объектов». В обоснование заявленных требований указала, что данный участок, принадлежащий ей на праве собственности, расположен в территориальной зоне Ж-4, одним из видов разрешенного использования для которого является «Для размещения административных и офисных зданий». При обращении в кадастровую палату в изменении имеющегося вида разрешенного использования «для обслуживания жилого дома» на «для размещения административных и офисных объектов» ей было отказано и рекомендовано предоставить акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с соответствующим заявлением к главе администрации <адрес>. Ответом Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в изменении вида разрешенного использования со ссылкой на п.2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС. Однако, по мнению заявителя, данное Положение регулирует отношений, касающиеся земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена, и не может применяться к ее участку, находящемуся в личной собственности. Каких-либо обременений в отношении ее участка не зарегистрировано. Действующее законодательство наделяет собственника правом без какого-либо разрешения и согласования выбирать основной вид разрешенного использования. Кроме того, Комитетом не было учтено, что вид разрешенного использования «для обслуживания жилого дома» не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором жилой дом либо иной объект капитального строительства отсутствует, и обслуживать фактически нечего. Принятие такого рода решения об отказе в изменении разрешенного вида использования не относится к компетенции Комитета архитектуры и градостроительства <адрес>, а находится в ведении непосредственно Администрации <адрес>.

 Заявитель Барбашина А.А., надлежаще извещенная о рассмотрении дела, не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя.

 Ее представитель по доверенности Хмелевская Т.В. поддержала требования по основаниям, указанным в заявлении, и просила удовлетворить их в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> по доверенности Васильева Н.В. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве, и просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что изначально земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, с кадастровым номером № был предоставлен в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС, для целей, не связанных со строительством, для обслуживания жилого дома, который располагался на смежном земельном участке. Данное Положение в п.2.2 устанавливает запрет на изменение разрешенного использования земельного участка под строительство объекта капитального строительства. Разрешенный вид земельного участка может быть изменен лишь на иные, которые указаны в п.2.1 данного Положения. При этом действующее законодательство прямо указывает на полномочия Администрации <адрес> по принятию решений в части изменений условно разрешенного вида использования земельных участков, а потому при разрешении вопроса об изменении разрешенного вида использования Комитет архитектуры и градостроительства <адрес> не вышел за рамки своей компетенции и вправе был направить заявителю сообщение об отказе.

 Представитель заинтересованного лица Комитета архитектуры и градостроительства <адрес>, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, о причинах неявки не известил. Ранее в ходе предварительного судебного заседания возражал против удовлетворения заявления, предоставив письменные возражения.

 Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.

 В судебном заседании установлено, что Барбашина А.А. является собственником земельного участка, площадью 449 кв м., из категории земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается копиями договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи (л.д.14-15), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 46-АК № (л.д.13), с видом разрешенного использования – для обслуживания жилого дома.

 Согласно сообщению Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-31) данный земельный участок располагается в территориальной зоне «Ж-4» - для жилой застройки высокой этажности (9 этажей и более).

 В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

 Согласно ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 Градостроительный регламент, в силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса, яв­ляется составной частью правил землепользования и застройки, которые, в свою очередь, согласно п.1 ст.32 Градостроительного кодекса, утверждаются представительным орга­ном местного самоуправления.

 Согласно п. 10.2 Правил землепользования и застройки муниципального образова­ния «<адрес>», утв. Решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №388-3-РС, виды разрешенного использования земельных участ­ков и объектов капитального строительства, а также предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определены ко всем территориальным зонам и установлены в градостроительных регламентах.

 В соответствии с пунктом 1.1.1 Правил виды использования, указанные в градостроительном регламенте в качестве разрешенных к применению в границах территори­альной зоны без согласований и дополнительных условий являются основными видами разрешенного использования (применительно к земельным участкам и объектам капи­тального строительства в границах территориальной зоны).

 В соответствии п. 4.1.4. Правил землепользования и застройки муниципального об­разования «<адрес>», изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории муниципального образо­вания «<адрес>» физическими и юридическими лицами осуществляется в соответ­ствии с перечнем видов разрешенного использования на территории соответствующей территориальной зоны, установленным настоящими Правилами.

 Согласно п.11.2.5 Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №388-3-РС, одним из разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне «Ж-4» является «для размещения административных и офисных зданий».

 Из материалов дела следует, что письмом Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) Барбашиной А.А. было отказано в удовлетворении ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) в изменении вида разрешенного использования данного земельного участка на «для размещения административных и офисных объектов» со ссылкой на 2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС, что, по мнению заявительницы, является незаконным.

 Однако суд не может согласиться с позицией заявителя, исходя из следующего.

 В соответствии с п.2.18 Положения о Комитете архитектуры и градостроительства <адрес>, утв.Решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №30-4-РС, комитет рассматривает обращения граждан и участвует в подготовке решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов ка­питального строительства на другой вид такого использования в соответствии с градо­строительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов.

 Согласно п.2.42 данного Положения Комитет участвует в рассмотрении писем, за­явлений и обращений граждан и юридических лиц, поступающих в Администрацию <адрес>, готовит ответы на указанные обращения по вопросам своей компетенции.

 А потому, направляя Барбашиной А.А. отказ, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ г., Комитет архитектуры и градостроительства <адрес> действовал в пределах своих полномочий.

 Ссылки на то, что выдача разрешений на изменение вида разрешенного использования относится к исключительной компетенции Администрации <адрес>, не нашла своего подтверждения, так как такая исключительная компетенция прямо предусмотрена Градостроительным кодексом РФ применительно к принятию решения об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка.

 Также судом установлено, что земельный участок, площадью 449 кв м., расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, кадастровый номер №, изначально постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, которые являлись собственниками смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, для обслуживания жилого дома, то есть в порядке, установленном Решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для це­лей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>».

 Данные обстоятельства подтверждаются копиями заявления (л.д.65-66), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67), постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-69), договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи (л.д.70-72).

 В силу п.2.5 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС, земельные участки, предоставляемые для целей, не связанных со строительством, могут использоваться только в соответствии с разрешенным использованием. Изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами <адрес>, Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами <адрес>.

 При этом абз.2 п.2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС, закреплено, что земельные участки, представленные для целей, не связанных со строительством, могут быть использованы только под цели, не связанные со строительством. При этом установлен запрет на изменение разрешенного использования земельного участка под строительство объекта капитального строительства.

 Поскольку Барбашина А.А. приобрела земельный участок, предоставленный прежним собственникам в соответствии с данным нормативным актом, то на него, вопреки доводам заявления, распространяется действие Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС, и установленные им запреты.

 Отсутствие объекта недвижимости на зе­мельном участке с кадастровым номером №, не меняет правового статуса и вида разрешенного использования этого земельного участка, и свидетельствует лишь о том, что участок предоставлялся для обслуживания жилого дома, расположенного на смежном земельном участке, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.

 В то же самое время, принимая во внимание отсутствие какого-либо объекта недвижимости на земельном участке, площадью 449 кв м., расположенном по адресу: <адрес>, около <адрес>, кадастровый номер №, запрашиваемое изменение вида разрешенного использования на «для размещения офисных и административных объектов» свидетельствует о намерении осуществить строительство объекта капитального строительства на земельном участке, что подтверждается также и подготовленным чертежом градостроительного плана земельного участка (л.д.25-29).

 Однако использование данного земельного участка под данные цели прямо запрещено абз.2 п.2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «<адрес>», утв.решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №91-4-РС.

 При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> в изменении вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., обязании Администрации <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 449 кв м, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, с кадастровым номером № с «для обслуживания жилого дома» на «для размещения административных и офисных объектов» не имеется.

 На основании изложенного суд отказывает Барбашиной А.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ  :

 Отказать Барбашиной <данные изъяты> в признании незаконным и отмене отказа Комитета архитектуры и градостроительства <адрес> в изменении вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., обязании Администрации <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 449 кв м, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, с кадастровым номером №, с «для обслуживания жилого дома» на «для размещения административных и офисных объектов» в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: