ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3556/18 от 29.08.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2- 3556/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 29 августа 2018 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Чистый берег» о признании бездействия, выразившегося в неисполнении требований лесного законодательства незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие ответчика - ООО «Чистый берег», выразившееся в неисполнении требований лесного законодательства - не разработке проекта освоения лесов, непринятии мер, направленных на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также в нарушении правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесного участка общей площадью 0,15 га, расположенного в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинского национального парка».

Обязать ответчика - ООО «Чистый берег» разработать проект освоения лесов, принять меры, направленные на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок общей площадью 0,15 га, расположенный в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинского национального парка».Обязать ответчика - ООО «Чистый берег» устранить нарушения пожарной и санитарной безопасности в лесах - обеспечить наличие па лесном участке площадью 0,15 га, расположенном в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинского национального парка» противопожарного инвентаря согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, очистить лесной участок от строительных отходов.

Исковые требования мотивированы тем, что ООО «Чистый берег» (<данные изъяты>) на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ б/н является арендатором лесного участка площадью 0,15 га, расположенного в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк».

Участок предоставлен ответчику сроком на 49 лет для рекреационной деятельности - размещения пункта питания с целью облуживания туристов.

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ за , утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно которому проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

Проект освоения лесов, как это определено ст.89 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проверкой, проведенной Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, установлено, что при эксплуатации указанного лесного участка ответчиком нарушаются требования природоохранного законодательства.

Так, в нарушение вышеуказанных требований ООО «Чистый берег» не разработан и не согласован в установленном законом порядке проект освоения лесов используемого лесного участка.

Кроме того, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима на территории города Сочи, установленного постановлением Главы города, Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования город-курорт Сочи» на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4.1.2 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров - обеспечивать их тушение.

Указанные нарушения подтверждаются объяснением генерального директора ООО «Чистый берег» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой участвующего в проверке специалиста органа Росприроднадзора.

Отсутствие необходимых средств пожаротушения не позволит немедленно принять комплекс исчерпывающих мер к ликвидации лесных пожаров, которые могут возникнуть в местах использования лесов, что создаст угрозу распространения огня на примыкающие естественные лесные массивы, расположенные на территории Сочинского национального парка, являющейся особо охраняемой природной территорией федерального значения.

Сложившаяся ситуация при осуществлении ООО «Чистый берег» хозяйственной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемой территории, является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона.

В судебном заседании помощник Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Димитров А.И. на удовлетворении искового заявления настаивал.

Представитель ответчика – ООО «Чистый берег», заинтересованного лица – Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, ФГБУ «Сочинский национальный парк» в суд не явились, причину неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении иска в свое отсутствие. Неявка ответчика и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не является препятствием к рассмотрению настоящего заявления в силу ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив представленные материалы, заслушав помощника прокурора, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Судом установлено, что ООО «Чистый берег» () на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ б/н является арендатором лесного участка площадью 0,15 га, расположенного в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк».

Участок предоставлен ответчику сроком на 49 лет для рекреационной деятельности - размещения пункта питания с целью облуживания туристов.

Статья 42 Конституции Российской Федерации определяет право каждого на благоприятную окружающую среду, а ст.58 - обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отношения, возникающие при пользовании лесными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 1 ст.615 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Пунктам 4.1.5. договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ б/н определено, что арендатор обязан соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Исходя из требований ч.1 ст.34 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.

В соответствии со ст.12 данного Кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода должны осуществляться мероприятия по их охране, защите, воспроизводству, а также мероприятия по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

По смыслу ст.ст.53 и 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов должен предусматривать мероприятия по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах.

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ за , утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно которому проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

Проект освоения лесов, как это определено ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проверкой, проведенной Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, установлено, что при эксплуатации указанного лесного участка ответчиком нарушаются требования природоохранного законодательства.

Так, в нарушение вышеуказанных требований ООО «Чистый берег» не разработан и не согласован в установленном законом порядке проект освоения лесов используемого лесного участка.

Кроме того, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима на территории города Сочи, установленного постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования город-курорт Сочи», на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4.1.2 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров - обеспечивать их тушение.

Статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов лесного законодательства относит обеспечение охраны и защиты лесов. В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии слесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

В силу положений ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов (в том числе эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, а также содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения являются составной частью мероприятий по предупреждению лесных пожаров.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

В соответствии с ч.4 Приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» на лесном участке, предоставленном для осуществления рекреационной деятельности (до 10 га арендованной площади), необходимо иметь в наличии следующий пожарный инструмент: ранцевые лесные опрыскиватели (ранцыпротивопожарные) - 2 шт., топоры - 1 шт., лопаты - 10 шт., емкость для доставки воды 10-15л - 1 шт., бидоны или канистры для питьевой воды - 1 шт., средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров.

Вместе с тем, количество имеющегося на лесном участке пожарного инвентаря не является достаточным. Отсутствуют 7 лопат.

Статья 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации к мероприятиям по защите лесов относит выполнение мер санитарной безопасности в лесах.

Меры санитарной безопасности в лесах, как это определено ст. 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при использовании лесов не допускается загрязнение их отходами производства и потребления, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Вместе с тем, в ходе проверки установлен факт захламления лесного участка строительными отходами (досками).

Указанные нарушения подтверждаются объяснением генерального директора ООО «Чистый берег» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой участвующего в проверке специалиста органа Росприроднадзора.

Отсутствие средств пожаротушения не позволит немедленно принять комплекс исчерпывающих мер к ликвидации лесных пожаров, которые могут возникнуть в местах использования лесов, что создаст угрозу распространения огня на примыкающие естественные лесные массивы, расположенные на территории Сочинского национального парка, являющейся особо охраняемой природной территорией федерального значения.

Сложившаяся ситуация при осуществлении ООО «Чистый берег» хозяйственной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемой территории, является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Несоблюдение ответчиком требований лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима создает угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих леса и эксплуатируемый ответчиком рекреационный объект. Названные обстоятельства в своей совокупности являются основанием для обращения прокурора в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Чистый берег» о признании бездействия, выразившегося в неисполнении требований лесного законодательства незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Чистый берег», выразившееся в неисполнении требований лесного законодательства - не разработке проекта освоения лесов, непринятии мер, направленных на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также в нарушении правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесного участка общей площадью 0,15 га, расположенного в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинского национального парка».

Обязать ООО «Чистый берег» разработать проект освоения лесов, принять меры, направленные на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок общей площадью 0,15 га, расположенный в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинского национального парка».

Обязать ООО «Чистый берег» устранить нарушения пожарной и санитарной безопасности в лесах - обеспечить наличие па лесном участке площадью 0,15 га, расположенном в квартале 18, выделе 26 Адлерского участкового лесничества ФГБУ «Сочинского национального парка» противопожарного инвентаря согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, очистить лесной участок от строительных отходов.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»