ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3556/2017 от 09.01.2018 Динского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-471/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Динская Краснодарского края 09 января 2018 года

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

Судьи Костюк А.А.,

при секретаре Ивашиной А.Е.,

с участием представителя истицы Гетман Т.И. – Сапруновой Е.К., действующей на основании доверенности 23АА6999758 от 04.05.2017 г.,

представителя ответчика администрации МО Динской район – Лямкиной А.В., действующей на основании доверенности № 01-30/858 от 19.09.2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гетман Т. И. к администрации МО Динской район о признании заявления не конкурирующей заявкой,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит признать заявление ИП Главы КФХ Демидова А.С. о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 3048429 кв.м., с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная Звезда», участок , от 26.10.2012г. - не конкурирующей заявкой.

В обосновании иска указала, что она является супругой ФИО2 Брак зарегистрирован Отделом ЗАГСА <адрес>, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

У ее мужа ФИО2 возникли проблемы с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером: площадью 3048429 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная звезда» участок , по договору аренды от 06.02.2013г., заключенного между ИП Главой КФХ ФИО2 и Администрацией муниципального образования <адрес>.

На вышеуказанные действия супруга, истица никаких нотариально удостоверенных согласий не давала, хотя и заинтересована в получении доходов от использования вышеуказанного земельного участка.

Также ей стало известно, что по иску ИП Демидова А.С. Арбитражный суд <адрес> от 20.07.2015г. по Делу № вынес Постановление признать договор аренды недействительным, при этом ДД.ММ.ГГГГ<адрес> суд <адрес> отказал ИП Демидову А.С. в заявленных требованиях. ИП Демидов А.С. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в последующем ДД.ММ.ГГГГг. ИП Глава КФХ Демидов А.С. в Пятнадцатыйн арбитражный апелляционный суд подал ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле, то есть до вынесения решения Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом интерес Демидова А.С. к аренде земельных участков пропал, он уже не нуждался в земле. ДД.ММ.ГГГГ Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес резолютивную часть.

21.09.2016г. ИП Глава КФХ Демидов А.С. в адрес Департамента имущественных отношений <адрес> направил заявление, что он не нуждается в аренде земельного участка с кадастровым номером: площадью 3048429 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная звезда» участок , для сельскохозяйственного использования.

В Администрацию муниципального образования <адрес> было предоставлено заявление ИП Главы КФХ Демидова А.С. от ДД.ММ.ГГГГг. в котором указано: «В период рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции финансовая деятельность крестьянского фермерского хозяйства изменилась, ИП Глава КФХ Демидов А.С. не нуждается в аренде земельных участков с кадастровыми номерами: 3 117 482 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная Звезда», участок , для сельскохозяйственного использования; 3 048 429 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная Звезда», участок . Прошу Вас не расторгать договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровыми номерами:».

ИП Глава КФХ ФИО2 обратился в Верховный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отказал в жалобе по причине того, что доводы направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора, тогда как, в силу части 3 статьи 308.11 АПК РФ, при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В судебном заседании представитель истицы Гетман Т.И.Сапрунова Е.К. иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО <адрес>Лямкина А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.

Третье лицо глава КФХ ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

согласно свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГГетман Т. И. является супругой ФИО2, брак зарегистрирован Отделом ЗАГС <адрес>. /л.д. 8/

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности <адрес> заключенного между администрацией МО <адрес> и КФХ ФИО2, последний арендовал земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 3048429 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная Звезда», участок , сроком на 49 лет. /л.д. 9-16/

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации <адрес> делегированы Департаменту имущественных отношений <адрес>. На основании Положения о департаменте имущественных отношений <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, департамент имущественных отношений <адрес> является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности <адрес>.

Из материалов дела следует, что по иску ИП Демидова А.С. Арбитражный суд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынес Постановление о признании указанного договора аренды недействительным. При этом ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд <адрес> отказал ИП Демидову А.С. в заявленных требованиях. ИП Демидов А.С. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. В последующем ДД.ММ.ГГГГг. ИП Глава КФХ Демидов А.С. в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд подал ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле, то есть до вынесения решения Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом интерес Демидова А.С. к спорному земельному участку пропал. ДД.ММ.ГГГГ Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес резолютивную часть.

Как установлено судом на момент обращения ИП Главы КФХ Демидовой О.Н.ДД.ММ.ГГГГг. в администрацию МО <адрес> с письменным заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602019:3, полномочия по распоряжению указанным земельным участком, находящимся в собственности <адрес>, администрации МО <адрес> переданы не были в соответствии с <адрес> от 10.10.2006г. -КЗ.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, ст. 10 и 11 ЗК РФ.

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент имущественных отношений <адрес> передал, а администрация муниципального образования <адрес>, в целях исполнения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- КЗ, приняла земельный участок с кадастровым номером

У администрации МО <адрес>, после передачи полномочий по распоряжению спорным земельным участком, не было оснований применять процедуры, предусмотренные положениями ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к заявлению Демидовой О.H., по которому был дан отказ, так как повторно ранее рассмотренное заявление не рассматривается. Предоставление земельных участков носит в себе заявительный характер, в связи с чем администрация МО <адрес> не должна была уведомлять Демидову О.Н., о том, что департамент передал полномочия по распоряжению спорным земельным участком органу местного самоуправления.

С заявлением на имя главы администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 3, площадью 3048429 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная Звезда», участок для сельскохозяйственного использования, обратился глава КФХ ФИО2

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок с кадастровым номером , был предоставлен главе КФХ ФИО2 и был заключен договор аренды указанного земельного участка.

Конкурирующими заявлениями могут быть признаны в случае одновременного поступления заявлений на предоставление земельного участка.

Законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.

Положения ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса РФ и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 12 Закона о фермерском хозяйстве не предусматривает обязательной публикации сообщения о предстоящем представлении специальным субъектам (фермерам) земельных участков сельскохозяйственного назначения.

21.09.2016г. ИП Глава КФХ Демидов А.С. в адрес Департамента имущественных отношений <адрес> направил заявление, что он не нуждается в аренде земельного участка с кадастровым номером , площадью 3048429 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в границах СПК «Красная Звезда», участок , для сельскохозяйственного использования.

В Администрацию муниципального образования Динской район было предоставлено заявление ИП Главы КФХ Демидова А.С. от ДД.ММ.ГГГГг. в котором указано: «В период рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции финансовая деятельность крестьянского фермерского хозяйства изменилась, ИП Глава КФХ Демидов А.С. не нуждается в аренде земельного участка с кадастровым номером площадью 3048429 кв.м. Просил не расторгать договор аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровыми номерами

ИП Глава КФХ ФИО2 обратился в Верховный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отказал в жалобе по причине того, что доводы направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора, тогда как, в силу части 3 статьи 308.11 АПК РФ, при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялся в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 1 марта 2015 года), в случае, если имелось только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона N 101-ФЗ).

Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса РФ (в редакции до 1 марта 2015 года), предоставляются в соответствии с названным Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).

Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.

Заявление заинтересованного лица в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка.

Законом «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» установлен специальный порядок предоставления земель из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Указанный порядок не предусматривает опубликования сообщения о земельных участках, предполагаемых к передаче.

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.

Исходя из специфики предоставления земельного участка в аренду в целях создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, адресованное заявление ИП Главы КФХ Демидова А.С. департаменту и администрации о предоставлении земельного участка в аренду не может быть расценено как конкурирующей заявкой.

При таких обстоятельствах суд полагает иск обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 34, 35 Семейного Кодекса РФ, статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гетман Т. И. к администрации МО Динской район о признании заявления не конкурирующей заявкой – удовлетворить.

Признать заявление ИП Главы КФХ Демидова А.С. о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 3048429кв.м., с кадастровым номером: 23:07:0602019:3, расположенного по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная Звезда», участок , от 26.10.2012г. не конкурирующей заявкой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Динского районного суда А.А. Костюк