Дело №2-3557/2023
УИД 50RS0044-01-2023-004547-60
Решение
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Емелине А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3557/2023 по заявлению Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
Установил:
Заявитель Комитет по управлению имуществом г.о. Серпухов Московской области обратился в суд с заявлением и просит признать право муниципальной собственности на: бесхозяйный объект недвижимого имущества, назначение – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенный по <адрес>; бесхозяйный объект недвижимого имущества, назначение – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенный по <адрес>; бесхозяйный объект недвижимого имущества, назначение – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенный по <адрес>; бесхозяйный объект недвижимого имущества, назначение – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенный по <адрес>.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что при инвентаризации объектов, расположенных на территории г.о. Серпухова, и формировании реестра муниципальной собственности было установлено, что объекты недвижимого имущества: сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенное по <адрес>, было принято на учет как бесхозяйный объект, кадастровый номер присвоен 17.04.2023. Сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенное по <адрес>, было принято на учет как бесхозяйный объект, кадастровый номер присвоен объекту 17.04.2023. Сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенное по <адрес>, было принято на учет как бесхозяйный объект, кадастровый номер присвоен 17.04.2023. Сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенное по <адрес>, было принято на учет как бесхозяйный объект, кадастровый номер присвоен объекту 17.04.2023. Согласно ответу Министерства имущественных отношений Московской области от 11.05.2021, 14.05.2021 указанные выше объекты дорожной инфраструктуры в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, не значатся. Согласно ответу Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области от 07.04.2021, 27.04.2021 указанные объекты в базе данных «Реестр федерального имущества» отсутствуют. Согласно ответу ГБУ МО «МОБТИ» от 30.03.2021, 28.04.2021, сведения о правообладателях вышеуказанных объектов отсутствуют. Техническая инвентаризация не проводилась. Согласно ответу Архивного отдела Администрации городского округа Серпухов на объекты проектная, разрешительная и техническая документация в архиве отсутствует.
Представитель заявителя Комитета по управлению имуществом г.о. Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, возражений против удовлетворения заявления не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Право оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении объекта недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>, присвоен кадастровый номер 17.04.2023, объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, правообладателем указано Муниципальное образование «Городской округ Серпухов Московской области» (л.д. 9-11, 69-71).
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении объекта недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>, присвоен кадастровый номер 17.04.2023, объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, правообладателем указано Муниципальное образование «Городской округ Серпухов Московской области» (л.д. 12-14, 77-79).
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении объекта недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>, присвоен кадастровый номер 17.04.2023, объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, правообладателем указано Муниципальное образование «Городской округ Серпухов Московской области» (л.д. 15-17, 73-75).
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении объекта недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес>, присвоен кадастровый номер 17.04.2023, объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, правообладателем указано Муниципальное образование «Городской округ Серпухов Московской области» (л.д. 18-20, 81-83).
Согласно ответу Министерства имущественных отношений Московской области от 11.05.2021 и от 14.05.2021 сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, не значится (л.д. 21-24, 25-27).
По сведениям Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области от 07.04.2021 и от 27.04.2021 сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области в базе данных «Реестр федерального имущества» отсутствует (л.д. 28-35, 36-38).
Согласно ответу ГБУ МО «МОБТИ» от 30.03.2021 и от 28.04.2021 сообщается, что сведения о правообладателях сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес> реестре имущества, находящегося в собственности Московской области отсутствуют. Техническая инвентаризация не проводилась (л.д. 39-44, 45-48).
По сведениям архивного отдела Администрации г.о. Серпухов от 23.03.2021 и от 27.05.2021 на сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес>, проектная, разрешительная и техническая документация в архиве отсутствуют (л.д. 49-53).
В соответствии с Решением Совета депутатов города Серпухова от 19.12.2005 №75/9 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом г. Серпухова» заявитель осуществляет от имени муниципального образования формирование и управление муниципальной собственностью (л.д. 54).
В соответствии с Положением Комитет выявляет и оформляет в муниципальную собственность бесхозяйное и неиспользуемое имущество на территории города Серпухова в порядке, установленном действующим законодательством (л.д. 55-62).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 37 указанного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании действующего в настоящее время Решением Совета депутатов города Серпухова от 19.12.2005 г. №75/9 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом г. Серпухова» заявитель осуществляет от имени муниципального образования формирование и управление муниципальной собственностью.
В соответствии с Положением Комитет выявляет и оформляет в муниципальную собственность бесхозяйное и неиспользуемое имущество на территории города Серпухова в порядке, установленном действующим законодательством. Указанные действия являются обязанностью именно Комитета по управлению имуществом г. о. Серпухов, как органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен главой 33 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории г.о. Серпухов Московской области находятся бесхозяйные недвижимые вещи - сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес>.
Из п. п. 1, 7 ст. 3 Федерального закона от 01.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в том числе на автомобильные дороги местного значения.
Частью 10 ст. 5 названного Закона установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.
Согласно п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение №1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Судом установлено, что на основании заявлений, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесены записи о принятии на учет выше названных бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.
Из материалов дела следует, что спорные сооружения не включены в перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что у имущества - сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>; сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес>, собственник отсутствует.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 56 и 71 ГПК РФ, учитывая, что собственник спорного имущества отсутствует, то объект правомерно квалифицированы как "бесхозяйный", в связи с чем, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, п. п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федеральным законом от 16.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований (ч. 2 ст. 293 ГПК РФ) для удовлетворения заявления Комитета по управлению имуществом г.о. Серпухов о признании права муниципальной собственности на выше названный бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Городской округ Серпухов Московской области» право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 425 м., расположенная по <адрес>;
- сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 255 м., расположенная по <адрес>;
- сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 130 м., расположенная по <адрес>;
- сооружение дорожного транспорта, наименование – автомобильная дорога с кадастровым <номер>, протяженностью 138 м., расположенная по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.В.Козлова
Мотивированное решение составлено 06 октября 2023 года