копия
Дело № 2-411/2024
24RS0017-01-2023-003064-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2024 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Фоменко И.А.,
при секретаре Лукьяненко К.О.,
с участием:
представителя третьего лица Побегало С.К. директора
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вакулина Алексея Ивановича к ООО «Регион Туризм» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Вакулин А.И. обратился в суд с иском к ООО «Регион Туризм» о защите прав потребителей, мотивировав свои требования тем, что Между мной, Бакулиным Алексеем Ивановичем и ООО «Актив Инвест» действующего под торговой маркой «Турагентство География) заключён договор о реализации туристского продукта № от 28.05.2023г. на сумму 185000,00 рублей об оказании туристических услуг и организации отдыха в стране Турция, с размещением в отеле 5 ***** Grand Cortez Resort & Spa (Konakli), тип питания NON-ALCOHOLIC AI, срок оказания услуг с 05.06.2023г. по 15.06.2023г., трансферт по маршруту Аэропорт/Отель/Аэропорт, медицинская страховка стандартная, туристы Бакулин Алексей Иванович, Бакулин Александра Николаевна, Бакулин Михаил Алексеевич (сын 13 лет). В соответствии с договором о реализации туристского продукта и Ваучера № тур должен быть совершен с 05.06.2023г. по 15.06.2023г., продолжительность тура составила 10 дней. По прибытию в отель обнаружилось не соответствие звездности отеля и качества оказываемых слуг: Гостиничный номер отеля: -номер находился в кране изношенном состоянии (сломанная сушилка на балконе, разбитый журнальный столик, сломанный шкаф для повседневного пользования, сломанные и отсутствующие предметы умывальной комнаты (стакан); -не работающий телевизор; - отсутствует минимальный набор умывальных принадлежностей (только мыло, шампунь и туалетная бумага - на рекламных фото присутствует полный набор); - отсутствуют столовых приборов (стаканы); - отсутствие халатов, одноразовых тапочек. Территории отеля: -часть конструкций отеля находилась в неокрашенном состоянии; - в секции отеля А производились строительные работы (вероятнее всего с фонтанами); - периодически не работали лифты в секции отеля А; -во входной группе отсутствуют либо не работает воздушная завеса, в связи с чем кондиционирование воздуха не осуществлялось; - на территории ресторана столовые приборы состоят преимущественно из битых тарелок, помутненных либо слегка мытых стаканов, сломанных столовых приборах; - в течении 2-х дней в гостинице с номерным фондом более 600 номеров отсутствовали пляжные полотенца; - сейф в номере отсутствовал, сейфовые ячейки были лишь в холле гостиницы. Инфраструктура: - на всем протяжении нахождения в отеле из 7 взрослых горок аквапарка работало лишь 2; - детский аквапарк не работал включительно до 14.06.2023г.; -на всей территории отельного комплекса происходил текущий ремонт инфраструктуры (окраска, сварка ограждающих конструкций, ремонт душевых леек, ремонт лифтового оборудования); Пляж: - вход в воду с 2х сторон ограничен бетонными плитами, пляж в большей степени состоит из мелкого камня, чем из нормального песка, вход в воду преимущественно из мелкой гальки, что затрудняет нормальное купание; - на территории пляжа был найден шприц, мелкая проволока; - на территории пляжа стоит лишь 1 заброшенная кабинка для переодевания без дверей; - при выходе с пляжа стоит лишь 1 периодически работающая лейка для очистки от песка; - на пляже обустроилась стая собак; - на выходе с пляжа было устроено болото из постоянно бьющего фонтана воды. В случае если предоставленные фото и видеоматериалы будут вызывать у вас сомнения о месте и времени их создания, я готов предоставить данные геолокации каждой сделанной фотографии и видеоролика. Кроме того. Туроператор не обеспечил информирование туристов как за сутки, так и в день выезда из гостиницы о времени организации трансферта по маршруту От ель/Аэропорт путем информирования путешественников на информационной стойке ресепшина отеля, опоздания трансферта на пол часа от заявленного времени отельным гидом Анекс тура. Из всего Выше перечисленного можно сделать вывод, что отель находился долгое время в заброшенном состоянии и был открыт, лишь с момента начала туристического сезона (в конце мая в начале июня). Отель не был подготовлен в полной мере к приему туристов и осуществляет текущий ремонт в период наполнения отеля, что говорит об отсутствии проверки и контроля со стороны туроператора о качестве предоставляемых услуг указанным отелем. Таким образом. Ответчик оказал Истцу услуги ненадлежащего качества, не соответствующие условиям Договора. Ответчик не предоставил Истцу необходимую и достоверную информацию об оказываемой услуге в момент заключения договора о реализации туристского продукта № от 28.05.2023г., а именно: не предоставил Истцу достоверную и полную информацию о состоянии отеля, об условиях проживания в отеле пребывания. Об этом свидетельствуют информация на сайте туроператора, фото номера, территории отеля, пляжа. Истец "22" июня 2023г. направлял Ответчику претензию о несоответствии номера в отеле и самого отеля ожидаемому уровню качества и соразмерном уменьшении стоимости услуги в сумме 40 700,00 рублей, которую Ответчик не удовлетворил. Претензия получена ответчиком 28.06.2023 г. Ответчик нарушил сроки удовлетворения требований Истца, в том числе сроки возврата денежных средств, о чем свидетельствует ответ Ответчика на претензию Истца от 07.07.2023 №/АБ-23. Таким образом, по мнению Истца, Ответчиком были нарушены права Истца как потребителя. Сложившаяся ситуация причинила Истцу значительные неудобства, а также нравственные страдания. В результате недобросовестного поведения ответчика претерпел нравственные страдания, которые выразились в том, что мне и моей семье был испорчен совместный отдых. Моральный вред оценивает в сумме 20000,00 рублей. Также поскольку Ответчик в добровольном порядке не удовлетворил требования Истца, Истец считает возможным взыскать с Ответчика штраф. Просит обязать Ответчика выплатить Истцу уплаченную за туристский продукт денежную сумму в размере 40700,00 руб., неустойку за просрочку исполнения требования Истца о возврате денежных средств за оказание услуг Истцом ненадлежащего качества в размере 88800,00 руб., моральный вред в размере 20000,00 руб., штраф в размере 20350,00 руб.
Ранее в судебном заседании истец Вакулин А.И. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснял, что ни на сайте оператора, отеля не было информации о том, что ведутся ремонтные работы на территории отеля, не было указано о не работающем аквапарке, либо о недостатках которые он увидел приехав отдыхать с семьей. По его мнению отель не соответствует 5 звездам и цене, настроение было испорчено всеми перечисленными недостатками, был расстроен, переживал. Просил рассмотреть в отсутствие и удовлетворить иск.
Представитель ответчика ООО «Регион Туризм» не явился. Ранее направили возражения в которых указали, что что ООО "Отдых онлайн» 28.05.2023 года осуществило бронирование туристских услуг в ООО «Регион Туризм» для туристов А.Вакулина, А.Вакулиной, М.Вакулина. В соответствии с выбранным истцом порядком- подбором тура, в соответствии с заявленными характеристиками, сбором информации и предложений занимались непосредственно Истец и турагент ООО "Отдых Онлайн", что регламентируется действующими нормами ФЗ-132 и, заключенным между сторонами, договором. Туристский продукт сформирован, ему присвоен номер №. В комплекс туристских услуг вошло: • Grand Cortez Resort & Spa 5 ***** (Конаклы) 05.06.2023 - 15.06.2023 Standard Room Land View (DBL+EX.BED), NON-ALCOHOLIC AI (бывшее название BAYAR FAMILY RESORT HOTEL SPA), • Авиаперелет no маршруту Красноярск-Анталья- Красноярск, • Групповой трансфер по маршруту аэропорт-отель-аэропорт, • Медицинское страхование на весь период путешествия. В счет оплаты услуг ООО "Отдых Онлайн" перечислила в адрес ООО «Регион Туризм» 170 920,80 рублей. Разница, между оплаченными истцом денежными средствами и перечисленными на счет туроператора, является агентским вознаграждением, удержанным турагентом в свою пользу. ООО «Регион Тризм», в свою очередь, оплатило указанную сумму в полном объеме иностранному туроператору, сформировавшему туристский продукт - «Аnех Tourism Worldwide DMCC». По окончанию тура, исходя из субъективной оценки и желания, истец направил в адрес ООО «Регион Туризм» претензию. При этом, в период проживания в отеле запросов на переселение или расторжение договора с дальнейшим отправлением к месту проживания истцом не подавалось. Согласно п.9.9 ст. 9 Договора, заключенного между сторонами, ТУРАГЕНТ должен информировать Туриста о том, что, если Турист считает, что им обнаружены существенные отступления от условий договора или существенные недостатки оказанной услуги, то Турист вправе отказаться от исполнения договора реализации туристского продукта, заключенного с ТУРАГЕНТОМ. В этом случае ТУРОПЕРАТОР оказывает содействие Туристу в возвращении в пункт отправления, и обязан возместить разницу между ценой ранее забронированных и реально предоставленных Услуг (на момент досрочного возвращения), а также документально подтвержденные расходы, понесенные Туристом в связи с непредвиденным выездом и документально подтвержденный ущерб, связанный с непредставлением Услуг. Данные положения также отражены в ст. 29 Закона «О защите прав потребителей». Как указано в преамбуле договора, согласие ТУРАГЕНТА с условиями настоящей оферты (акцепт оферты) означает заключение агентского договора на реализацию турпродукта между ТУРОПЕРАТОРОМ и ТУРАГЕНТОМ и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2020 г. Согласием ТУРАГЕНТА является направление ТУРАГЕНТОМ заявки на бронирование Услуг или получение ТУРОПЕРАТОРОМ Заявления о присоединении к настоящей оферте по форме, утвержденной ТУРОПЕРАТОРОМ в Приложении № 2 к настоящему Договору. ТУРАГЕНТ реализует Услуги на основе сделок - Договоров о реализации Туристского продукта, заключаемых с Туристами, используя рекомендованную ТУРОПЕРАТОРОМ форму такого договора, размещенную на Сайте или в Личном кабинете. ТУРАГЕНТ вправе заключать договоры с Туристами по иной форме, условия которой не должны противоречить рекомендованной ТУРОПЕРАТОРОМ форме договора. Договор ТУРАГЕНТА с Туристом должен включать все существенные условия рекомендованной ТУРОПЕРАТОРОМ формы, относящиеся к обязательствам Сторон перед Туристом, в том числе условия о порядке отказа от Услуг, проведение минимизации, а также условия в части обязательств ТУРАГЕНТА по информированию Туриста и оплате. ТУРАГЕНТ на стадии заключения письменной сделки обязан информировать Туриста обо всех без исключения условиях настоящего Договора, относящихся к обязательствам Сторон перед Туристом. Если Туристу на основании его жалобы взамен услуги, которая по тем или иным причинам не могла быть исполнена или была исполнена ненадлежащим образом, была предложена повторная или альтернативная услуга, и Турист эту услугу принял и ею воспользовался, то Стороны будут считать претензию о непредоставлении или ненадлежащем предоставлении услуги удовлетворенной, и в этом случае услуга в рамках настоящего Договора считается Сторонами исполненной надлежащим образом. С учетом обозначенного, турист и его семья воспользовались полным комплексом услуг, правом на отказ от договора не воспользовались, таким образом, считаем заявленные требования - ненадлежащими. ООО «Регион Туризм» самостоятельно не формирует туристский продукт, а реализует на территории РФ туристский продукт, сформированный иностранной компанией «Аnех Tourism Worldwide DMCC» (на основании агентского соглашения о внешней торговле услугами, что соответствует ст. 4.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». ООО «Регион Туризм» не имеет прямых контрактных взаимоотношений с поставщиками услуг. По информации от иностранного туроператора, отель (Grand Cortez Resort & Spa 5 ***** (бывшее название BAYAR FAMILY RESORT НОTEL SPA) полностью соответствует завяленной категории и звездности, о чем имеется сертификат звездности, полученный в Министерстве Туризма Турецкой Республики. Прилагаем сертификат звездности, а также письмо о смене наименования, включая перевод из открытого источника-Googlе переводчик. Относительно качества проживания хотим отметить следующее. Несоответствие субъективных ожиданий истца не является надлежащим подтверждением каких-либо отступлений от заявленной звездности. Все существенные условия договора соблюдены- регион, звездность, категория номера, тип питания. Иных указаний со стороны истца в систему бронирования внесено не было. Существенными условиями Договора о реализации туристского продукта являются, в том числе, информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, категории гостиницы) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; Обращаем внимание суда, что представленные фотодоказательства не соответствуют принципам относимости и допустимости. Большая часть снимков лишена четкого признака, позволяющего установить, что фотографии сделаны на территории отеля, также фотографии не датированы, в связи с чем, невозможно установить в какой именно период и кем были сделаны снимки, не заверены подписью уполномоченного сотрудника отеля или гидом. Кроме того, на части представленных фотоматериалов отражено наличие большого спектр услуг, не являющихся существенным условием договора, но представляемые отелем - наличие кофемашины, надлежащее оснащение номеров (наличие вешалок, туалетных принадлежностей), регулярные уборки помещений и благоустройство территории, наличие аквапарка. Требования о взыскании полной стоимости тура является злоупотреблением право. Как указано ранее, стоимость туристского продукта составила 170 920,80 рублей. В указанную цену- 170 920,80 рублей-вошли: авиаперелет для троих пассажиров по направлению Красноярск-Анталья-Красноярск, проживание и питание в отеле для троих туристов, трансфер и медицинское страхование для всех участников тура. Истцом заявлено ко взысканию 40700 рублей. Исходя из представленной сметы услуг иностранным туроператором видно, что стоимость проживания и питания для троих туристов за 10 ночей составила 34 892,64 рубля, что меньше, чем заявлено истцом ко взысканию. Ответственность за информирование обо всех без исключения условиях предстоящего путешествия возложена на компанию, осуществляющую консультацию, подбор и бронирование услуг, а также заключает с потребителем Договор. Турагентство, реализовавшее туристский продукт, в соответствии с принятыми на себя договорными обязательствами должно доводить до сведения туристов всю информацию, полученную от туроператора, в т.ч. отраженную в договоре и размещенную на сайте Туроператора www.anextour.com в разделе «Памятки туристам». Нормами положений ст. 10 Закона № 2300-1, ст. 9,10 № 132-ФЗ, разделом 3 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Письмом Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания", договоре-оферте: п. 2.1 ст. 2, п. 7. 3 ст. 7, п. 9.2, 9.4 ст. 9, ответственность та надлежащее информирование обо всех без исключения условиях свершения путешествия, возложена на организацию, заключившую с туристом договор на реализацию комплекса туруслуг. ООО «Регион Туризм» прав истца не нарушало, приняло все предусмотренные законом меры к исполнению принятых на себя обязательств. Согласно положениям ст. 401 ГК РФ в рамках рассматриваемого спора, неправомерно возложение на ООО «Регион Туризм» гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов и штрафа. Согласно законодательству требования о компенсации морального вреда подлежат отказу. При рассмотрении требования о компенсации морального вреда необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6). ООО «Регион Туризм» никаких действий, нарушающих права Истца, не совершало, объективные причины для претерпевания страданий у Истца вследствие виновных действий ООО «Регион Туризм» отсутствовали. Поскольку требования предъявлены при отсутствии вины ООО «Регион Туризм», а также при отсутствии причинно-следственной связи между какими-либо действиями Туроператора и моральным вредом Истца, решение в этой части также подлежит отмене. ООО «Регион Туризм» прав истца не нарушало-туристам предоставлен отель, соответствующий по качеству и стоимости, забронированному. Услуги истец принял и полностью ими воспользовался. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В связи с чем, требования о взыскании с ООО «Регион Туризм» неустойки- незаконно и не обосновано. Виновных действий ООО «Регион Туризм» в сложившейся ситуации не имелось. В случае удовлетворения данного требования, просили применить ст. 333 ГК РФ и уменьшить размер неустойки, учитывая фактические обстоятельства дела, до О рублей. Поскольку никаких действий, нарушающих права Истца, наша компания не совершала, то отсутствуют основания для удовлетворения требований потребителя, и, соответственно, для взыскания штрафа. Прав истца ООО «Регион Туризм» не нарушало. Ответчик исполнил принятые на себя обязательства в полном объеме. Просили в исковых требованиях к ООО «Регион Туризм» отказать в полном объеме
Так же из письменных пояснений следует, что ООО «Регион Туризм» самостоятельно не формирует туристский продукт, а реализует на территории РФ туристский продукт, сформированный иностранной компанией «Anех Tourism Worldwide DMCC» (далее по тексту - «Иностранный туроператор») на основании агентского соглашения о внешней торговле услугами, что соответствует ст. 4.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». ООО «Регион Туризм» не имеет прямых контрактных взаимоотношений с поставщиками услуг. В связи с тем, что туристский продукт сформирован на территории иностранных государства, стоимость исчисляется в международной валюте и реализуется но российскому курсу на день оплаты, что обозначено в представленной смете. Исходя из полученного документа следует, что курс равен 1 EUR - 88,56 рублей. Таким образом, стоимость авиаперелета составила 130183,20 рубля, проживание 34892,64 рубля, трансфер 4250,88, страхование- 1594,08 рубля. Общая стоимость туристского продукта составила 170920,80 рублей. Данная сумма была перечислена туристами в ООО «Регион Туризм» согласно платежному поручению 11759 от 30.05.2023 года. Относительно запроса о получении жалобы в момент совершения путешествия (05.06.2023 - 15.06.2023), что жалоб в адрес ООО «Регион Туризм» не поступало.
Представитель третьего лица ООО «Актив Инвест» Побегало С.К. директор, пояснила, что истец сам выбрал тур поскольку на другие отдели цена была выше. Сотрудник разъяснил истцу о том что этот отель только открылся после ремонта. Также на сайте отсутствовала информация об указанных истцом недостатках.
Третье лицо Вакулина А.Н. в зал судебного заседания не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, так же указала, что исковые требования истца Вакулина А.И. поддерживает.
Суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав в совокупности представленные доказательства, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ. суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.
Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом (абз. 6 указанной статьи).
К отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта применяются положения ст. ст. 10, 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года N 17 применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.05.2023г. между Вакулиным А.И. и ООО «Актив Инвест» (турагент) действующий под торговой маркой «Турагентство География) заключён договор о реализации туристского продукта № от 28.05.2023г. на сумму 185 000 рублей об оказании туристических услуг и организации отдыха в стране Турция, с размещением в отеле 5 *, Grand Cortez Resort & Spa 5*, тип питания NON-ALCOHOLIC AI, срок оказания услуг с 05.06.2023г. по 15.06.2023г., трансферт по маршруту Аэропорт/Отель/Аэропорт, медицинская страховка стандартная, туристы Вакулин Алексей Иванович, Вакулин Александра Николаевна, Вакулин Михаил Алексеевич.
Из условий заключенного договора следует, что Турагент по поручению Заказчика от имени и за счет Заказчика обязуется приобрести туристский продукт для Заказчика и/или туристов, поименованных в настоящем договоре, а Заказчик обязуется уплатить Турагенту вознаграждение. В соответствии с настоящим Договором Туроператор обязуется обеспечить оказание Заказчику комплекса услуг, входящих в туристский продукт, полный перечень и потребительские свойства которого указаны в Заявке на бронирование (Приложение N 1 к настоящему Договору). Права и обязанности по сделке заключенной Турагентом от имени Заказчика возникают непосредственно у Заказчика (п. 1.1).
Пунктом 1.3. предусмотрено, что лицом, непосредственно оказывающим услуги входящие в туристский продукт, как для Заказчика, так и для туристов, поименованных настоящим договором является Туроператор. В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. По договору о реализации туристского продукта, заключенному Турагентом. Туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
Пункто 1.4. указано, Турагент исполняя поручение Заказчика, осуществляет бронирование туристского продукта у Туропераюра: ООО "Регион Туризм"" (торговая марка Анекс Тур).
Свои обязательства по договору истец исполнил в полном объеме, оплатил сумму в размере 185 000 руб., что не отрицалось сторонами.
Как пояснил в судебном заседании истец, по прибытию в отель обнаружилось не соответствие звездности отеля и качества оказываемых слуг, так гостиничный номер отеля находился в крайне изношенном состоянии (сломанная сушилка на балконе, разбитый журнальный столик, сломанный шкаф для повседневного пользования, сломанные и отсутствующие предметы умывальной комнаты (стакан); не работающий телевизор; отсутствует минимальный набор умывальных принадлежностей (только мыло, шампунь и туалетная бумага - на рекламных фото присутствует полный набор); отсутствуют столовых приборов (стаканы); отсутствие халатов, одноразовых тапочек. На территории отеля часть конструкций находилась в неокрашенном состоянии; в секции отеля А производились строительные работы (вероятнее всего с фонтанами); периодически не работали лифты в секции отеля А; во входной группе отсутствуют либо не работает воздушная завеса, в связи с чем кондиционирование воздуха не осуществлялось; на территории ресторана столовые приборы состоят преимущественно из битых тарелок, помутненных либо слегка мытых стаканов, сломанных столовых приборах; в течении 2-х дней в гостинице с номерным фондом более 600 номеров отсутствовали пляжные полотенца; сейф в номере отсутствовал, сейфовые ячейки были лишь в холле гостиницы. На всем протяжении нахождения в отеле из 7 взрослых горок аквапарка работало лишь 2;детский аквапарк не работал включительно до 14.06.2023г.; на всей территории отельного комплекса происходил текущий ремонт инфраструктуры (окраска, сварка ограждающих конструкций, ремонт душевых леек, ремонт лифтового оборудования); Вход в воду с 2х сторон ограничен бетонными плитами, пляж в большей степени состоит из мелкого камня, чем из нормального песка, вход в воду преимущественно из мелкой гальки, что затрудняет нормальное купание; на территории пляжа был найден шприц, мелкая проволока; на территории пляжа стоит лишь 1 заброшенная кабинка для переодевания без дверей; при выходе с пляжа стоит лишь 1 периодически работающая лейка для очистки от песка; на пляже обустроилась стая собак; на выходе с пляжа было устроено болото из постоянно бьющего фонтана воды, указанные доводы подтверждены истцом с помощью фото материала.
Истцом представлены были фотографии указанным несоответствиям и повреждениям, направлена претензия, ответчиком не опровергнуто, проверка не проведена по претензии истца.
В связи с ненадлежащим оказанием услуги, истец в адрес ответчика ООО «Регион туризм» направил претензию в которой просил уменьшить цену оказанной услуги на 22% или на сумму 40700руб., которая не была удовлетворена, а доводы истца не опровергнуты в том числе и в период судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Как предусмотрено абзацем первым статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
Согласно абзацу третьему той же статьи к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора.
Согласно абзацу 5 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению, исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.
В силу абз. 2 ст. 10 Закона РФ "Об основах туристской деятельности" в Российской Федерации" к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории и т.д.)
В силу ст. 10.1 Закона договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также включать, в частности, информацию о том, что лицом (исполнителем, оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор.
Согласно пункту 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 452 от 18 июля 2007 года, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
При таком положении, суд полагает, что ответчиком были нарушены права истца как потребителя на получение полной и достоверной информации об услуге, обеспечивающую возможность компетентного выбора.
Согласно положениям статьи 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в том числе соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
Таким образом, поскольку судом установлено, что истец воспользовался услугами, предоставленными по договору в части: стоимость авиаперелета 130183,20 рубля, проживание 34892,64 рубля, трансфер 4250,88, страхование- 1594,08 рубля. Общая стоимость туристского продукта составила 170920,80 рублей, суд полагает возможным взыскать с ответчика туроператора ООО «Регион Туризм» в пользу истца денежные средства за проживание в отеле в размере 34892,64руб. в пользу Вакулина А.И. на основании статьи 29 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку именно данная услуга не была истцу оказана надлежащего качества. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Так же истцом частично правомерно заявлено требование о взыскании неустойки.
Согласно п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.
В соответствии с абз. 5 п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Руководствуясь статьями 28, 31 Закона о защите прав потребителей", принимая во внимание, что требование потребителя от 22.06.2023г. ответчиком не исполнено, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки согласно заявленного истцом периода ( в рамках исковых требований) с 09.07.2023 по 24.07.2023, что составит 16 748,47руб. (34892,64руб.*16дн. 3%)
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения туроператором прав Вакулина А.И. нашел свое подтверждение в процессе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что его требования о взыскании морального вреда являются обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению.
Определяя размер морального вреда, суд учитывает доводы, изложенные в исковом заявлении, степень вины ответчика по несоблюдению прав туриста, гарантированных законом, и, как следствие, с учетом принципа разумности и справедливости, взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
На основании п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
По смыслу приведенной нормы, указанный штраф является мерой ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), а также имеет назначением стимулировать своевременное исполнение обязательства в досудебном порядке.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований потребителя в размере 30820,55 руб., исходя из расчета: 34892,64руб+(16748,47руб.)+10000руб./50%.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ООО «Регион Туризм» госпошлину в доход местного бюджета в размере, в котором истец был освобожден от ее уплаты при подаче иска, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ (от пропорционально удовлетворенных требований имущественного характера от суммы и не имущественного характера) в сумме 2049 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вакулина Алексея Ивановича удовлетворить.
Взыскать с ООО «Регион Туризм» (ИНН № ) в пользу Вакулина Алексея Ивановича ДД.ММ.ГГГГ.р. (паспорт 5004 №) денежные средства в размере 34892,64руб., неустойку 16 748,47 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000руб., штраф 30820,55 рублей, а всего 92461,66рублей.
Взыскать с ООО «Регион Туризм» в доход местного бюджета госпошлину в размере 2049рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Судья подпись
Мотивированное решение изготовлено 6 марта 2024года
Копия верна:
Судья И.А. Фоменко