ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-355/19 от 21.08.2019 Карачевского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-355/2019

УИД 32RS0012-01-2019-000288-78

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 августа 2019 года г.Карачев Брянской области

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Приходько Р.Н.,

при секретаре Егоренковой Е.А.,

с участием истцов ФИО1 и ФИО2,

представителя ответчика ОМВД России по Карачевскому району Брянской области по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к ОМВД России по Карачевскому району Брянской области об обязании произвести выплату денежной компенсации взамен основного и дополнительных отпусков за 2019 год и выплату материальной помощи в связи с увольнением,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Карачевский районный суд с исковым заявлением к ОМВД России по Карачевскому району Брянской области об обязании произвести выплату денежной компенсации взамен основного и дополнительных отпусков за 2019 год и выплату материальной помощи в связи с увольнением.

В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 указал, что с 2002 года он проходил службу в ОМВД России по Карачевскому району Брянской области, замещая должность старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска. С 10.04.2018 г. по 20.02.2019 г. ему были предоставлены оплачиваемые отпуска и дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с последующим увольнением из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии до 20 февраля 2019 года с сохранением денежного довольствия. 07.02.2019 года в адрес ответчика им был направлен рапорт о предоставлении (выплате) денежной компенсации взамен основного и дополнительного отпусков за 2019 года, а также материальной помощи, в связи с увольнением из органов внутренних дел с 20.02.2019 года. Согласно части 10 статьи 22 федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ 20 февраля 2019 года (день расторжения контракта) является его последним днем службы, соответственно, окончательный расчет согласно ч.8 ст.89 федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ должен быть произведен до 20 февраля 2019 года.

В обоснование заявленных исковых требований ФИО2 указал, что с 2011 года он проходил службу в ОМВД России по Карачевскому району Брянской области, занимаемая им должность - старший оперуполномоченный группы по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции. С 03.07.2018 г. по 11.03.2019 г. ему были предоставлены оплачиваемые отпуска и дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с последующим увольнением из органов внутренних дел по собственному желанию 11 марта 2019 года с сохранением денежного довольствия. 07.02.2019 года в адрес ответчика им был направлен рапорт о предоставлении (выплате) денежной компенсации взамен основного и дополнительного отпусков за 2019 года, а также материальной помощи, в связи с увольнением из органов внутренних дел с 11.03.2019 года (по инициативе сотрудника). В соответствии с ч.10 ст.22 федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ 11 марта 2019 года (день расторжения контракта) является его последним днем службы, соответственно, окончательный расчет согласно ч.8 ст.89 федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ должен быть произведен до 11 марта 2019 года.

Истцы указали, что решением суда по гражданскому делу №2-542/2018 установлено, что их основные и дополнительные отпуска приходятся на 2019 года.

Считают, что решения инспектора ФИО4 за №№3/197702334066, 3/197702333045 от 11 марта 2019 года, подписанные заместителем начальника ОМВД России по Карачевскому району Брянской области ФИО5 – незаконны, т.к. на день убытия в отпуск с последующим увольнением денежное довольствие истцам было сохранено и подлежит выплате, исходя из установленных на день убытия в отпуск оклада денежного содержания (состоящего из должностного оклада и оклада по специальному званию), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Доводы, изложенные в решениях №№3/197702334066, 3/197702333045 от 11 марта 2019 года, о том, что их увольнение осуществлено в 2018 году, являются незаконными, т.к. по состоянию на 01.01.2019 года контракт с ним расторгнут не был, правоотношения не были прекращены, о чем свидетельствуют выплаты денежных компенсаций, произведенных в январе 2019 года.

На основании вышеизложенного, истца просят взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованные основной и дополнительный отпуска за 2019 года, а также взыскать с ответчика в пользу ФИО1 материальную помощь, в связи с его увольнением из органов внутренних дел с 20 февраля 2019 года, а также взыскать с ответчика в пользу ФИО2 - материальную помощь, в связи с его увольнением из органов внутренних дел с 11 марта 2019 года.

Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОМВД России по Карачевскому району Брянской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Предоставила возражения на исковое заявление, согласно которых истцам в 2018 году был предоставлен основной отпуск с последующим увольнением, им была оказана материальная помощь к отпуску в размере одного оклада денежного содержания в год увольнения. Также истцам в 2018 году были предоставлены все неиспользованные ими отпуска с последующим увольнением. При нахождении в отпусках, истцы были освобождены от выполнения служебных обязанностей, следовательно, в 2019 года служебные обязанности они не осуществляли. Считает, что последним рабочим днем фактического исполнения истцами служебных обязанностей, является день, предшествующий первому дню их отпуска. Учитывая дату издания приказов об увольнении истца ФИО1 (09.04.2018 г.) и ФИО2 (02.07.2018 г.), у истцов отсутствует право на получение денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 2019 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление ФИО1 и ФИО2 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 проходил службу в ОМВД России по Карачевскому району с 09 декабря 2002 года (приказ УВД по Брянской области от 06.12.2002 года №183 л/с, архивная выписка из приказа УВД по Брянской области от 15.03.2003 года №37 л/с) по 20 февраля 2019 года в должности старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска.

Рапортом от 20 марта 2018 года истец ФИО1 просил предоставить ему с 10 апреля 2018 года основной отпуск за 2018 год и дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2012 году (10,4 дня), в 2013 года (48,6 дня), в 2014 году (52 дня), в 2015 году (71 день), в 2016 году (23,5 дня), в 2017 году (55,1 дня), в 2018 году (16,4 дня) с последующим увольнением из органов полиции по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

На основании данного рапорта приказом начальника ОМВД России по Карачевскому району по личному составу №145 от 22 марта 2018 года истцу ФИО1 предоставлена компенсация в виде дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с февраля 2012 года по март 2018 года (277 дней), а также основной отпуск за 2018 год с 10 апреля 2018 года по 20 февраля 2019 года.

Согласно приказа начальника ОМВД России по Карачевскому району по личному составу №177 от 09 апреля 2018 года с ФИО1 расторгнут контракт с увольнением со службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным п.4 ч. 2 ст.82 федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 №342-ФЗ - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии - с 20 февраля 2019 года, с выплатой единовременного пособия.

В соответствии со справкой главного бухгалтера ОМВД России по Карачевскому району истцу ФИО1 единовременное пособие при увольнении в сумме 193 210 рублей выплачено 16 апреля 2018 года. Денежное содержание за апрель 2018 года выплачено 20 апреля 2018 года; за май 2018 года- 21 мая 2018 года; за июнь 2018 года- 20 июня 2018 года; за июль 2018 года- 20 июля 2018 года; за август 2018 года – 27 августа и 3 сентябрь 2018 года; за сентябрь-декабрь 2018 года- 13 сентября 2018 года, за январь-февраль 2019 года- 14 января 2019 года.

ФИО2 был принят на службу в органы внутренних дел 01 сентября 2006 года (приказ Московского Университета МВД РФ от 15.08.2006 года №368л/с), последняя занимая должность - старший оперуполномоченный группы экономической безопасности и противодействия коррупции в звании капитала полиции.

Рапортом от 21 мая 2018 года истец ФИО2 просил предоставить ему с 03 июля 2018 года дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с января 2012 года по апрель 2018 года (172 дня), а также основной отпуск за 2017-2018 годы, с последующим увольнением из органов внутренних дел по ч.2 ст.82 федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 №342-ФЗ (по инициативе работника).

На основании данного рапорта приказом начальника ОМВД России по Карачевскому району по личному составу №315 от 19 июня 2018 года истцу ФИО2 предоставлена компенсация в виде дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с января 2012 года по апрель 2018 года (172 дня), а также основной отпуск за 2017-2018 годы с 03 июля 2018 года по 11 марта 2019 года.

Согласно приказа начальника ОМВД России по Карачевскому району по личному составу №340 от 02 июля 2018 года с ФИО2 расторгнут контракт с увольнением со службы в органах внутренних дел по пункту 2 части 2 статьи 82 федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 №342-ФЗ (по инициативе сотрудника) с 11 марта 2019 года, с выплатой единовременного пособия.

В соответствии со справкой главного бухгалтера ОМВД России по Карачевскому району истцу ФИО2 единовременное пособие пр увольнении в сумме 41 340 рублей выплачено 16.07.2018 года. Денежное содержание за июль 2018 года- 20 июля 2018 года; за август 2018 года – 20 августа и 3 сентября 2018 года; за сентябрь-декабрь 2018 года - 13 сентября 2018 года; за январь-март 2019 года – 14.01.2019 года.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Отношения, связанные с порядком прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Пунктами 2 и 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника и по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Частью 5 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренным пунктами 2, 4 ч.2 ст.82 данного федерального закона, осуществляется по инициативе сотрудника органов внутренних дел.

Согласно части 1 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Согласно пункту 11 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи (п. 1 - по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям - пропорционально периоду службы в год увольнения.

Согласно п. 101 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.01.2013 №65, при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск.

Между тем, в соответствии с п. 81 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.01.2013 №65 денежная компенсация за отпуск выплачивается в случаях увольнения из органов внутренних дел сотрудников, не использовавших отпуск, в порядке, указанном в пунктах 100 - 105 настоящего Порядка.

Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник органов внутренних дел вправе до истечения срока контракта о службе в органах внутренних дел расторгнуть его по собственной инициативе и уволиться со службы в органах внутренних дел, в том числе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, подав рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. В этом случае работодатель, чтобы надлежаще исполнить обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является день, предшествующий первому дню отпуска. Именно поэтому право отозвать заявление об увольнении по собственному желанию, представляющее собой дополнительную гарантию трудовых прав работника, может быть реализовано им только до окончательного прекращения работы в связи с использованием отпуска и последующим увольнением.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 года №131-О-О, а также в разъяснениях, данных в подпункте «в» пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью 2 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. В этом случае работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска.

Неиспользованный отпуск в натуре с последующим увольнением предоставляется работнику только на основании его личного письменного заявления. Работодатель вправе, но не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе. Изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, работник тем самым изъявляет желание прекратить трудовые отношения с работодателем по собственному желанию, в связи с чем с момента начала такого отпуска работодатель не несет каких-либо обязательств перед работником, получившим отпуск с последующим увольнением.

Исходя из вышеизложенного, при предоставлении отпуска с последующим увольнением фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска, когда служебные отношения с ним фактически прекращены.

Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте «в» пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из содержания части 4 статьи 80 и части 4 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации работник, предупредивший работодателя о расторжении трудового договора, вправе до истечения срока предупреждения (при предоставлении отпуска с последующим увольнением - до дня начала отпуска) отозвать свое заявление, и увольнение в этом случае не производится при условии, что на его место в письменной форме не приглашен другой работник, которому в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

По смыслу приведенных норм трудового законодательства, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при предоставлении отпуска с последующим увольнением фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска, о чем свидетельствует и предоставленное работнику (в данном случае - сотруднику органов внутренних дел) право отозвать заявление об увольнении по собственному желанию (рапорт сотрудника органов внутренних дел об увольнении по собственной инициативе) только до прекращения работы (службы) в связи с использованием отпуска и последующим увольнением, то есть до дня начала отпуска.

На 2019 год отпуск истцам не планировался, в связи с подачей истцами 20.03.2018 года (ФИО1) и 21.05.2018 г. (ФИО2) рапортов о предоставлении отпуска с 10.04.2018 г. (ФИО1) и с 03.07.2018 года (ФИО2) с последующим увольнением со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе. Все не использованные отпуска истцам были предоставлены в соответствии с действующим законодательством и на момент рассмотрения судебного спора с истцами произведен окончательный расчет. После предоставления отпусков истцы на службу 2019 году не выходили и к выполнению служебных обязанностей сотрудника органа внутренних дел не привлекались.

При разрешении судебного спора для расчета с увольняемым работником юридическое значение имел последний день его работы (несения службы) – день, предшествующий первому дню отпуска. А поскольку отпуск, предшествующий увольнению истцов, начался в 2018 году, и за этот календарный год расчет с истцами произведен в полном объеме, то правовых оснований считать, что у истцов возникло право на денежную компенсацию за неиспользованные в 2019 году основной и дополнительные отпуска, а также на материальную помощь, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2 к ОМВД России по Карачевскому району Брянской области, поскольку увольнение истцов состоялось в 2018 году, то есть с даты издания приказов об увольнении ФИО1 (от 09.04.2018 г.) и ФИО2 (от 02.07.2018 года), данное обстоятельство не влечет за собой обязанность ОМВД России по Карачевскому району Брянской области выплатить истцу денежную компенсацию взамен основного и дополнительных отпусков за 2019 год и материальную помощь в связи с увольнением.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ОМВД России по Карачевскому району Брянской области об обязании произвести выплату денежной компенсации взамен основного и дополнительных отпусков за 2019 год и выплату материальной помощи в связи с увольнением - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: . Р.Н. Приходько

Мотивированное решение изготовлено: 23.08.2019 года.

.