ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-355/2 от 19.08.2011 Красногорского районного суда (Брянская область)

                                                                                    Красногорский районный суд Брянской области c. Гордеевка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Красногорский районный суд Брянской области c. Гордеевка — Судебные акты

Дело № 2-355/2/2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Гордеевка 19 августа 2011года

Красногорский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Пальшина Ю.С.

при секретаре судебного заседания Куцей И.И.

заявителя прокурора Гордеевского района Ананенко С.Н.

представителя ответчика администрации МО «Гордеевское сельское поселение» в лице Самусенко Е.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Гордеевского района в порядке ст. 45 ГПК РФ, о понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Гордеевского района Брянской области, обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о понуждению к совершению действий.

В судебном заседании прокурор Гордеевского района, поддержал требования пояснив при этом, что в ходе проверки установлено, в с. Великий Бор Гордеевского района на территории МО «Гордеевкое сельское поселение» находится Православный Храм 1809 года постройки - Церковь Вознесения, являющийся памятником архитектуры начала 19 века. Указанный объект недвижимого имущества является бесхозяйным объектом недвижимости и находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения реставрационных работ по воссозданию первоначального облика Храма начала 19 века. На указанный объект недвижимости - Церковь Вознесения - право собственности не зарегистрировано, каким-либо субъектам в собственность либо пользование не передавался, что подтверждается актами приема-передачи муниципального имущества в собственность муниципальных образований района и реестрами муниципальной собственности сельских (городского) поселения. Администрация МО «Гордеевское сельское поселение» до настоящего времени не обратилась в территориальный орган УФРС с заявлением о признании бесхозяйным указанного объекта недвижимого имущества. В связи с чем, просит признать незаконным бездействия администрации МО «Гордеевкое сельское поселение» Гордеевского района по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в ТО УФРС - Православного Храма во имя Церковь Вознесения 1809 года постройки и обязать администрацию Муниципального образования «Гордеевское сельское поселение» обратиться в территориальный орган УФРС по Брянской области (Гордеевский сектор) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества Православного Храма - Церковь Вознесения 1809 года постройки, с местонахождением в с. Великий Бор Гордеевского района Брянской области.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о переносе дела слушанием не заявлял. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав доводы прокуратуры Гордеевского района, представителя администрации Гордеевского сельского поселения Самусенко Е.И., которая поддержала заявленные требования, изучив материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, в с. Великий Бор Гордеевского района на территории МО «Гордеевское сельское поселение» находится Православный Храм 1809 века постройки - Церковь Вознесения, являющийся памятником архитектуры начала 19 века. Указанный объект недвижимого имущества является бесхозяйным объектом недвижимости и находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения реставрационных работ по воссозданию первоначального облика храма начала 19 века. На указанный объект недвижимости - Церковь Вознесения - право собственности не зарегистрировано, каким-либо субъектам в собственность либо пользование не передавался, что подтверждается актами приема-передачи муниципального имущества в собственность муниципальных образований района и реестрами муниципальной собственности сельских (городского) поселения. Администрация МО «Гордеевское сельское поселение» до настоящего времени не обратилась в территориальный орган УФРС с заявлением о признании бесхозяйным указанного объекта недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона РФ «Об объектах культурного наследия» от 25.06.2002 года № 73 к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Таким образом, Церковь Вознесения, расположенная в с. Великий Бор является объектом историко-культурного наследия.

Памятник архитектуры, расположенный в с. Великий Бор Гордеевского района представляет собой архитектурное сооружение, датированное 1809 годом постройки с частично уцелевшими архитектурными ансамблями внутри здания. На момент проведения осмотра технического состояния Церкви Вознесения в с. Великий Бор, здание имеет кирпичную кладку, земляной пол, сводные (не остекленные) оконные и дверные проемы с отсутствием целостных куполов. Здание Церкви выложено из красного кирпича, основные стены и несущие конструкции здания в целом уцелели и представляют собой единый ансамбль с центральным помещением и прилегающими к нему с трех сторон постройками, находящимися в полуразрушенном состоянии.

Передача объектов культурного наследия в собственность вновь образованных муниципальных образований Гордеевского района произведена в соответствии с Законом Брянской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Мирнинское городское поселение», «Глинновское сельское поселение», «Гордеевское сельское поселение», «Уношевское сельское поселение» и муниципальным образованием «Гордеевский муниципальный район», в границах которого они образованы» от 22.01.2007 года № 8-З (далее по тексту Закон).

Частью 3 ст. 48 Федерального Закона РФ «Об объектах культурного наследия» предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного культурного наследия.

Частями 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется территориальным органом Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Указанный объект историко-культурного наследия в Реестр муниципального образования «Гордеевское сельское поселение» Гордеевского района не включен, а также в перечне объектов муниципальной собственности в Реестрах Глинновского, Рудня-Воробъевского, Гордеевского, Мирнинского, Петровобудского, Уношевского поселений Церковь Вознесения не внесена, что не позволяет обеспечить сохранность Православного храма в интересах настоящего будущего поколений, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту и хранение источников информации о развитии истории и культуры.

Статьей 49 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу органов местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Однако бездействие администрации МО «Гордеевское сельское поселение» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам МО «Гордеевское сельское поселение», связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанные объекты культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в ТО УФРС.

В соответствии с п. 13 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу ст. 9.3 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений;

государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ РФ «об объектах культурного наследия» источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе и местные бюджеты.

При этом ст. 6 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия» под государственной охраной объектов историко-культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинении им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Ст. 33 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся, предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменение облика и интерьера, нарушение установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

При сохранении объектов культурного наследия ст. 40 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия…» понимается комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ направленных на приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно- методического руководства, технического и авторского надзора.

В связи с тем, что на протяжении длительного периода времени Гордеевской сельской администрацией, наделенной Уставом Гордеевского поселения функциями исполнительно-распорядительного органа, не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда (ст. 44 Конституции РФ, ст. 7 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ).

Таким образом, непринятие администрации МО «Гордеевское сельское поселение» на баланс бесхозяйного объекта культуры - Православного Храма Церкви Вознесения - и не обеспечение соответствующих мер по поддержанию их в технически исправном и безопасном состоянии, может привлечь за собой их разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Гордеевского района Брянской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Гордеевской сельской администрации МО «Гордеевское сельское поселение» Гордеевского района по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в ТО УФРС - Православного Храма Церкви Вознесения 1809 года постройки.

Обязать администрацию Муниципального образования «Гордеевское сельское поселение» обратиться в территориальный орган УФРС по Брянской области (Гордеевский сектор) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества Православного Храма - Церкви Вознесения 1809 года постройки, с местонахождением в с. Великий Бор Гордеевского района Брянской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Красногорский районный суд с. Гордеевка Брянской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Пальшин Ю.С.