дело №2-355/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2013 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района РК Умновой Б.О.,
представителя ответчика ФИО3,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о возложении обязанности устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (далее прокурор, истец) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» (далее Администрация, ответчик) о возложении обязанности устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности Троицко-Печорского района ГУ МЧС РФ по РК была проведена внеплановая проверка Администрации требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой, ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- не проложена защитная противопожарная минерализованная полоса, или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах в районе <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Требования пожарной безопасности установленные стандартами, нормами и правилами в РФ ответчиком не соблюдены. Данные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на территории городского поселения людей, а также могут серьезным образом повлиять на возможность тушения пожара, привести к массовой гибели людей. Прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор уточнил исковые требования, просит суд возложить на ответчика обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему иску устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- создать минерализованную полосу в районе <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> городского поселения «Троицко-Печорск» на территории, граничащей с лесничествами (лесопарками), либо совершить другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах (устройство обвалования границ населенного пункта, устройство земляного рва по всей границе населенного пункта, удаление надпочвенного покрова и засыпка грунтом, щебнем, песком, возведение преграды из негорючего материала в границе населенного пункта).
В судебном заседании помощник прокурора Троицко-Печорского района РК Умнова Б.О. частично уточнила исковые требования, указав, что данные мероприятия необходимо выполнить в районе домов №, №<адрес>, а не у дома №<адрес>, как было указано в первоначально заявленном иске. С учетом уточнения исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что леса в местностях, граничащих с лесничествами (лесопарками), на которых прокурор просит ответчика создать минерализованные полосы или совершить другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах не отнесены к памятникам. В отношении данных лесов не имеется ограничений, которые бы препятствовали совершению ответчиком действий, направленных на предупреждение распространения огня при природных пожарах.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, сославшись на основания и доводы, приведенные в письменном отзыве.
В письменном отзыве на иск представитель администрации городского поселения «Троицко-Печорск» с предъявленным иском не согласился. Указал, что ответчиком выполнены требования пожарной безопасности указанные в ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 80 Правил противопожарного режима в РФ. На данный момент земли и леса, расположенные на территории городского поселения не разграничены и прав по их распоряжению у ответчика не имеется. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В связи с поданным иском ответчиком было направлено письмо в адрес ГУ «Троицко-Печорское лесничество» о проведении разграничения в натуре участков, на которых необходимо создание противопожарных полос. Помимо этого, считает, что п. 80 Правил противопожарного режима не конкретизирует исполнителя по прокладке противопожарных полос.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО4, действующая на основании доверенности, с иском прокурора согласилась. Пояснила, что в 1991 г. определена черта городского поселения «Троицко-Печорск», утвержден генеральный план. Земли, на которых прокурор просит ответчика создать минерализованные полосы или произвести другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, отнесены к землям городского поселения, поскольку не относятся к межмуниципальным землям. Полномочия по пожарной безопасности в данной части Администрации муниципального района не передавались.
Допрошенный в суде в качестве специалиста начальник ОНД Троицко-Печорского УНД ГУ МЧС РФ по РК ФИО1 показал, что на основании постановления Правительства РФ и принятым в его развитие постановлением Правительства РК Троицко-Печорский район признан районом подверженным лесным пожарам. На основании распоряжения ОНД Троицко-Печорского района была проведена внеплановая проверка администрации городского поселения «Троицко-Печорск». В ходе ее проведения с привлечением представителя администрации были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Данные нарушения были отражены в акте проведенной проверки. На основании проведенной проверки ответчику было выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Ответчиком данное предписание в судебном порядке не обжаловалось. Одним из мероприятий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности является создание минерализованных полос или выполнение иных мероприятий, направленных на предупреждение распространения огня при природных пожарах. К иным мероприятиям относятся устройство обвалования границ населенного пункта, устройство земляного рва по всей границе населенного пункта, удаление надпочвенного покрова и засыпка грунтом, щебнем, песком, возведение преграды из негорючего материала в границе населенного пункта. Указанные в отзыве ответчикам действия по содержанию пожарных водоемов, приобретению мотопомп, созданию пожарной дружины отнесены законодательством к осуществлению первичных мер пожарной безопасности и не могут обеспечить надлежащую пожарную безопасность при лесных пожарах, поскольку создание минерализованных полос предполагает защиту от наземного и, распространяющегося по верхушкам деревьев, лесных пожаров. Наименее затратным способом считается создание именно минерализованных полос. Лесной пожар относится к чрезвычайным ситуациям, вследствие чего, обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в данной части возложена законодательством на орган местного самоуправления.
Допрошенный в суде в качестве специалиста инженер по лесопользованию ГУ «Троицко-Печорское лесничество» ФИО2 показал, что ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя прокуратуры был осуществлен выезд на места предполагаемых созданий минерализованных полос. Леса, расположенные в данных местностях не относятся в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ к федеральной собственности, они отнесены к муниципальным. Также леса, граничащие с предполагаемыми участками создания минерализованных полос не относятся к памятникам. По мнению специалиста, создание минерализованных полос в районах, указанных прокурором в иске возможно, вырубка лесов при создании минерализованной полосы в данной местности не запрещена законодательством.
Выслушав мнение участников процесса, объяснения специалистов, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Уставу муниципального образования городское поселение «Троицко-Печорск» в состав городского поселения входят поселок городского типа Троицко-Печорск и деревня Большая Сойва.
В соответствии с Уставом городского поселения «Троицко-Печорск» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 8, 9, 23 ст. 7 Устава).
На основании распоряжения начальника ОНД Троицко-Печорского УНД ГУ МЧС РФ по РК ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная внеплановая проверка администрации городского поселения «Троицко-Печорск» по результатам которой, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №. В результате проверки были установлены нарушения пожарной безопасности, которые указаны прокурором в рассматриваемом иске.
В этот же день начальником ОНД Троицко-Печорского района УНД ГУ МЧС России по РК ФИО1 в адрес ответчика вынесено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения данных нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными и исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.
Согласно п. 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статей 37, 38 Федерального закона от 12.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона.
Таким образом, на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и Федеральных законах.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст. 4 ФЗ № 123-ФЗ, техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 6 данного Закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации). Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ № 123-ФЗ противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы: противопожарные стены, противопожарные перегородки, противопожарные перекрытия, противопожарные разрывы, противопожарные занавесы, шторы и экраны, противопожарные водяные завесы, противопожарные минерализованные полосы.
На основании ч. 2 ст. 69 вышеуказанного Закона противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: вне территорий лесничеств (лесопарков); на территориях лесничеств (лесопарков); от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
В развитие положений ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее ППР в РФ), которые носят обязательный для применения и исполнения характер.
Пунктом 78 ППР в РФ предусмотрено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды. Лесные пожары оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов, местного самоуправления, которые обязаны принимать меры по обеспечению пожарной безопасности в поселениях, по защите лесопарковой зоны, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.
Согласно статье 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п. 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Пунктом 6 части 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
На основании п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Из системного анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что в рассматриваемом случае, обязанность по созданию защитных противопожарных минерализованных полос или совершение других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах, лежит на органе местного самоуправления, т.е. на администрации городского поселения «Троицко-Печорск».
Доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации прав по распоряжению землями и лесами, расположенными на территории городского поселения ввиду их не разграничения признаются судом не состоятельными в связи с недоказанностью стороной ответчика данных обстоятельств.
Помимо прочего, несостоятельность данных доводов нашла свое подтверждение в пояснениях инженера по лесопользованию ГУ «Троицко-Печорское лесничество» ФИО2 о том, что леса, граничащие с территорией на которой, по мнению прокурора, следует создавать минерализованные полосы, не относятся к федеральной собственности, поскольку расположены на землях муниципалитета и как следствие отнесены к муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отсутствие минерализованных полос либо совершение других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах на территории городского поселения «Троицко-Печорск» граничащей с лесничествами (лесопарками) ответчиком не отрицается.
В судебном заседании стороной ответчика не представлено доказательств того, что данная обязанность не подлежит возложению на администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» и что нарушения требований пожарной безопасности устранены.
Данное бездействие ответчика в части ненадлежащего исполнения требований пожарной безопасности на территории городского поселения, по мнению прокурора, может негативным образом сказаться на возможности тушения пожара, привести к массовой гибели людей. Суд соглашается с данным утверждением.
Таким образом, из установленных судом обстоятельств, определена обязанность администрации городского поселения «Троицко-Печорск» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, поскольку данные требования основаны на законе, выявлены органом, уполномоченным осуществлять надзор за выполнением требований пожарной безопасности в пределах компетенции, предоставленной ему законом, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку администрация городского поселения «Троицко-Печорск», как орган местного самоуправления, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- создать защитную противопожарную минерализованную полосу в районе <адрес>, <адрес> у домов №, №; <адрес>; <адрес> в районе домов №, №, №, №, №; <адрес> у дома №; <адрес> у дома №; <адрес>; <адрес> городского поселения «Троицко-Печорск», граничащих с лесничествами (лесопарками), либо совершить другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах (устройство обвалования границ населенного пункта, устройство земляного рва по всей границе населенного пункта, удаление надпочвенного покрова и засыпку грунтом, щебнем, песком, возведение преграды из негорючего материала в границе населенного пункта).
Резолютивная часть решения изготовлена и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 17 сентября 2013 г.
Судья Р.В. Чулков