ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-355/2021 от 19.01.2022 Солнцевского районного суда (Курская область)

Изготовлено в совещательной комнате Дело № 2-42/2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Солнцево Курской области 19 января 2022 года

Солнцевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Боровлева Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Авакян Е.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора Солнцевского района Курской области Маркова С.И.,

представителей ответчика – главы Администрации Бунинского сельсовета Солнцевского района Курской области ФИО1, директора КУК «Бунинский центральный сельский Дом культуры» Солнцевского района Курской области – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бунинского сельсовета Солнцевского района Курской области, КУК «Бунинский центральный сельский Дом культуры» Солнцевского района Курской области о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солнцевского района Курской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Бунинского сельсовета Солнцевского района Курской области, КУК «Бунинский центральный сельский Дом культуры» Солнцевского района Курской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего КУК «Бунинский ЦСДК» Солнцевского района Курской области в соответствии с ч.6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего высшего образования либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Солнцевского района проверка исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в Администрации Бунинского сельсовета Солнцевского района. В соответствии с распоряжением и.о. главы Бунинского сельсовета Солнцевского района № 10 от 14.03.2016 года ФИО2 назначена контрактным управляющим КУК «Бунинский ЦСДК».

В ходе проверки установлено, что ФИО2 имеет среднее профессиональное образование по специальности «техник-электромеханик».

В нарушение части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, контрактный управляющий КУК «Бунинский ЦСДК» ФИО2 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, неэффективному расходованию бюджетных средств МО «Бунинский сельсовет», что в свою очередь может привести к нарушению прав неопределенного круга ли и интересов муниципального образования «Бунинский сельсовет».

В судебном заседании помощник прокурора Солнцевского района Курской области Марков С.И. поддержал исковое заявление по вышеизложенным основаниям и просил суд его удовлетворить.

Представитель ответчика – глава Администрации Бунинского сельсовета Солнцевского района Курской области ФИО1 исковые требования прокурора признала в полном объёме и не возражала против их удовлетворения. По существу иска пояснив, что ФИО2 в ближайшее время получит дополнительное образование по программе профессиональной переподготовки.

Представитель ответчика - директор КУК «Бунинский центральный сельский Дом культуры» Солнцевского района Курской области ФИО2 заявленные требования прокурора Солнцевсукого района признала, указав, что принимает меры по получению дополнительного образования по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом- графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

На основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч.2 ст. 9 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 (далее - Типовое положение).

В силу части 2 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

При этом, в соответствии с частями 1-6 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Согласно пункту 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

В соответствии с Уставом КУК «Бунинский ЦСДК» учредителем и собственником казенного учреждения является муниципальное образование «Бунинский сельсовет» Солнцевского района Курской области, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании утвержденной учредителем бюджетной сметы.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с распоряжением и.о. главы Бунинского сельсовета Солнцевского района № 10 от 14.03.2016 ФИО2 назначена контрактным управляющим КУК «Бунинский ЦСДК», которая имеет среднее профессиональное образование по специальности «техник-электромеханик».

В 2014 году ФИО2 получила удостоверение о повышении квалификации в ОГБОУ ДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования» в объеме 120 часов.

Однако, учитывая положения ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ ФИО2, имеющей среднее профессиональное образование по специальности «техник-электромеханик» для осуществления деятельности контрактного управляющего, что для нее является новым видом профессиональной деятельности и квалификации, необходимо было получить дополнительное образование по программе профессиональной переподготовки, а не по программе повышения квалификации.

Между тем, в нарушение части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, контрактный управляющий КУК «Бунинский ЦСДК» ФИО2 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.

Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему КУК «Бунинский ЦСДК» ФИО2 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на него функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, неэффективному расходованию бюджетных средств МО «Бунинский сельсовет», что в свою очередь может привести к нарушению прав неопределенного круга ли и интересов муниципального образования «Бунинский сельсовет».

Суд принимает во внимание доводы ответчиков о том, что в ближайшее время контрактным управляющим будет получено дополнительное профессиональное образование в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов, однако на момент рассмотрения дела у контрактного управляющего ФИО2 отсутствует образование необходимое для осуществления ее трудовой деятельности в сфере закупок, в связи с чем, считает исковые требования прокурора Солнцевского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Бунинского сельсовета Солнцевского района Курской области и КУК «Бунинский ЦСДК» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего КУК «Бунинский ЦСДК» Солнцевского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего высшего образования либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Солнцевский районный суд Курской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 января 2022 года.

Судья Н.Н. Боровлев