ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-355/2023 от 27.07.2023 Качканарского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0031-01-2023-000147-66

Дело № 2-355/2023

Решение в окончательной форме принято 27 июля 2023 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 года город Качканар

Качканарский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Закировой О.А.,

при секретаре Коноваловой Е.А.,

с участием:

помощника прокурора г. Качканара Крохалёвой А.Ю.,

представителя ответчика Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» Гороховой А.А., являющейся директором данного фонда на основании протокола заседания правления Фонда от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Качканара Свердловской области, действующего в интересах муниципального образования Качканарский городской округ, к Фонду «Качканарский центр развития предпринимательства» о взыскании денежных сумм,

установил:

в Качканарский городской суд поступило исковое заявление прокурора города Качканара Свердловской области, действующего в интересах муниципального образования Качканарский городской округ, к Фонду «Качканарский центр развития предпринимательства» (далее - Фонд) о взыскании денежных сумм.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Качканара во исполнение задания прокуратуры Свердловской области и на основании сведений, полученных от Администрации Качканарского городского округа, проведена проверка исполнения законодательства при реализации государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года» (далее - Соглашение), в рамках которой установлено, что на территории Качканарского городского округа действует муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства Качканарского городского округа на 2015-2024 годы», в рамках которой в 2021 году осуществлено финансирование для проведения мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в сумме 424 000 рублей. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливаются муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами уполномоченных ими органом местного самоуправления. Постановлением администрации Качканарского городского округа от 03 марта 2021 года № 172 утвержден Порядок предоставления субсидии некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями и образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Качканарского городского округа. В соответствии с п. 1.3 Порядка целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат Фонда, связанных с реализацией мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных муниципальной программой и направленных на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Качканарском городском округе. Результатом предоставления субсидии является реализация мероприятий муниципальной программы, а именно: оказание консультационных услуг по составлению бизнес-планов не менее 10 человек с занесением данных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по ссылке: http://rmsp-pp.nalog.ru; создание и обеспечение деятельности социальных сетей организации инфраструктуры – Ф КЦРП на постоянной основе: VK, Ok, Instagram, размещение не менее 12 материалов в месяц; организация и проведение не менее 3 мероприятий (круглые столы, семинары, обучение) не менее чем для 60 участников; оказание очных консультационных услуг согласно методическим рекомендациям и аттестации сотрудников в Свердловском областном фонде поддержке предпринимательства для субъектов малого и среднего предпринимательства, не менее 60 консультаций с занесение данных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по ссылке: http://rmsp-pp.nalog.ru. В рамках выездной проверки установлено, что в распоряжении Фонда отсутствуют документы, подтверждающие оказание консультационных услуг по составлению бизнес-планов не менее 10 гражданам. Согласно реестру лишь 5 граждан получили консультационные услуги по составлению бизнес-планов. Результат финансируемого мероприятия не достигнут. Также рамках выездной проверки установлено, что в распоряжении Фонда отсутствуют документы, подтверждающие оказание очных консультационных услуг согласно методическим рекомендациям и аттестации сотрудников в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства для субъектов малого и среднего предпринимательства, не менее 60 консультаций с занесение данных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по ссылке: http://rmsp-pp.nalog.ru. Согласно представленному реестру Фонда в ноябре-декабре 2021 года проведено 58 консультаций, соответственно результат финансируемого мероприятия не достигнут. Кроме того в рамках проверки установлено, что приказом директора Фонда Мальцевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ из средств, предоставленных на основании Соглашения субсидии, выплачена премия директору фонда Мальцевой Е.В. в размере 30 395 рублей 15 копеек и менеджеру фонда Мыльниковой Н.М. в размере 30 395 рублей 15 копеек, что является неправомерным, поскольку поощрять за добросовестный и эффективный труд вправе работодатель, а именно правление Фонда. Таким образом, Фондом средства субсидии, полученные в рамках Соглашения, использованы не по целевому назначению. По факту выявленного нарушения 06 июня 2022 года в адрес администрации Качканарского городского округа и Фонда внесены представления об устранении нарушений. Согласно расчету сумма денежных средств, подлежащая возмещению в бюджет составляет 108 490 рублей 30 копеек. 05 августа 2022 года администрацией Качканарского городского округа в адрес Фонда направлено требование о возврате в бюджет округа денежных средств в сумме 108 490 рублей 30 копеек. По состоянию на 17 февраля 2023 года Фондом в бюджет Качканарского городского округа возвращены денежные средства в сумме 17 887 рублей 50 копеек, невозвращённой остается сумма 90 602 рубля 80 копеек. На основании изложенного истец просит суд взыскать с Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» в доход бюджета Качканарского городского округа 90 602 рубля 80 копеек.

В судебном заседании помощник прокурора г. Качканара Крохалева А.Ю. заявленные исковые требования поддержала, просила взыскать сумму нецелевого расходования средств с учетом выплаченных Фондом сумм на дату вынесения решения судом.

Представитель ответчика Горохова А.А. в судебном заседании заявленные требования признала, при взыскании заявленных сумм просила учесть, что Фондом дополнительно возвращено в местный бюджет 14 906 рублей 25 копеек, в период с 27 марта 2023 года по 17 июля 2023 года.

Представитель третьего лица администрации Качканарского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявлений и ходатайств не направлял.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации Качканарского городского округа от 03 марта 2021 года № 172 утвержден Порядок предоставления субсидии некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями и образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на территории Качканарского городского округа (далее – Порядок) (л.д. 19-20).

В соответствии с п. 1.3 Порядка целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат Фонда, связанных с реализацией мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных муниципальной программой и направленных на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Качканарском городском округе.

Результатом предоставления субсидии является реализация мероприятий муниципальной программы.

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Порядка Фонд обязан предоставлять Администрации КГО отчетность о достижении результатов предоставления субсдий и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии в соответствии с целевыми показателями муниципальной программы, по формам, установленным в Соглашении, ежеквартально.

В соответствии с п. 4.1 Порядка средства субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Нецелевое использование субсидии влечет применение мер ответственности, предусмотренных административным, уголовным законодательством Российской Федерации.

23 ноября 2021 года между Администрацией Качканарского городского округа и Фондом «Качканарский центр развития предпринимательства» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Порядком заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Качканарского городского округа субсидии, предусмотренной муниципальной программой Качканарского городского округа, некоммерческой организации, не являющейся муниципальным учреждением (далее – Соглашение), на достижение результатов государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года» (л.д. 26-36).

В соответствии с п. 1.1.1 Соглашения его предметом является предоставление Получателю из бюджета Качканарского городского округа в 2021 году Субсидии из местного бюджета Качканарского городского округа на финансирование муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Качканарского городского округа» в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий) и (или) предоставления услуг:

1. Обеспечение и координация деятельности организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства».

Результаты, достигаемые в ходе выполнения финансируемого мероприятия:

- оказание консультационных услуг по составлению бизнес-планов не менее 10 чел. с занесением данных Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по ссылке: http://rmsp-pp.nalog.ru;

- создание и обеспечение деятельности социальных сетей организации инфраструктуры – Ф КЦРП на постоянной основе: VK, Ok, Instagram, размещение не менее 12 материалов в месяц;

- организация и проведение не менее 3 мероприятий (круглые столы, семинары, обучение) не менее чем для 60 участников;

- оказание очных консультационных услуг согласно методическим рекомендациям и аттестации сотрудников в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства для субъектов малого и среднего предпринимательства: не менее 60 консультаций с занесением данных Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по ссылке: http://rmsp-pp.nalog.ru.

В соответствии с п. 7.2 Соглашения оно вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из Сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 настоящего Соглашения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему соглашению.

В рамках выездной проверки установлено, что в распоряжении Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» отсутствуют документы, подтверждающие оказание консультационных услуг по составлению бизнес-планов не менее 10 гражданам. К проверке предоставлен реестр обратившихся за консультацией по составлению бизнес-планов. Согласно представленному реестру лишь 5 граждан получили консультационные услуги по составлению бизнес-планов в период действия Соглашения.

Таким образом, результат финансируемого мероприятия «Оказание консультационных услуг по составлению бизнес-планов не менее 10 чел. с занесением данных Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по ссылке: http://rmsp-pp.nalog.ru» не достигнут. Фондом «Качканарский центр развития предпринимательства» также не представлены документы, подтверждающие оказание очных консультационных услуг согласно методическим рекомендациям и аттестации сотрудников в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства для субъектов малого и среднего предпринимательства: не менее 60 консультаций с занесением данных Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки по ссылке: http://rmsp-pp.nalog.ru. К проверке предоставлен реестр проведенных консультаций в ноябре – декабре 2021 года. Согласно представленному реестру лишь 58 консультаций проведено в период действия Соглашения (л.д. 37-45, 65-71).

Таким образом, результат финансируемого мероприятия не достигнут.

Кроме того, в рамках проверки установлено, что приказом директора Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» Мальцевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ из средств предоставленной на основании Соглашения субсидии выплачена премия директору фонда Мальцевой Е.В. в размере 30 395 рублей 15 копеек и менеджеру фонда Мыльниковой Н.М. в размере 30 395 рублей 15 копеек (л.д. 55-64).

Вместе с тем, в соответствии с п. 3.1.2 трудового договора с директором фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» от ДД.ММ.ГГГГ поощрять директора фонда за добросовестный и эффективный труд вправе работодатель (л.д. 46-50).

Работодателем директора фонда является правление фонда, соответственно, премия директору Мальцевой Е.В. на основании приказа директора Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» Мальцевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ выплачена неправомерно.

Также, в соответствии с п. 4.4 Положения об оплате труда, премировании и предоставлении материальной помощи, вознаграждения, утвержденного директором Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» 11.01.2010, премии выплачиваются из фонда оплаты труда Работодателя за следующие производственные показатели: за достижения в труде, большой личный вклад в выполнение уставных задач Работодателя, своевременное и качественное выполнение трудовых обязанностей, активное участие и большой вклад в реализацию проектов, программ, качественное и оперативное выполнение других особо важных заданий и особо срочных работ (л.д. 51-54). Таким образом, премия менеджеру фонда Мыльниковой Н.М. неправомерно выплачена из средств субсидии, а не из средств фонда оплаты труда.

Выплата премий указанным лицам из средств субсидии не соответствует целям её предоставления, определенным Соглашением.

В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что Фондом «Качканарский центр развития предпринимательства» средства субсидии, полученные в рамках Соглашения, использованы не по целевому назначению.

В соответствии с п. 4.3 Соглашения Получатель субсидии обязуется:

- обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления субсидии и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии в соответствии с пп. 4.1.5 п. 4.1 настоящего Соглашения, муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства Качканарского городского округа» на 2015 – 2024 годы, утвержденную постановлением Администрации Качканарского городского округа от 30.09.2014 № 1161;

- возвращать в бюджет Качканарского городского округа в размере и в сроки, определенные в указанном требовании;

- возвращать в бюджет Качканарского городского округа средства в размере, определенном по форме согласно приложению 5 к настоящему Соглашению, в случае принятия Администрацией Качканарского городского округа соответствующего решения о применении к получателю штрафных санкций в соответствии с пп. 4.1.9 п. 4.1 настоящего Соглашения, в срок, установленный Администрацией Качканарского городского округа в уведомлении о применении штрафных санкций.

В соответствии с пп. 4.1.9 п. 4.1 Соглашения в случае, если Получателем не достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления субсидии Администрация Качканарского городского округа применяет штрафные санкции, рассчитываемые по форме согласно приложению 5 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, с обязательным уведомлением Получателя в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения.

В соответствии с пп. 4.1.8 п. 4.1 Соглашения в случае установления Администрацией Качканарского городского округа или получения от органа государственного (муниципального) финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и (или) настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Порядком предоставления субсидии и (или) настоящим Соглашением, недостоверных сведений, Администрация Качканарского городского округа направляет Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в бюджет Качканарского городского округа в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

В соответствии с п. 4.5 Порядка при выявлении Администрацией КГО, органами муниципального финансового контроля нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также факта предоставления недостоверного отчета, субсидия по письменному требованию Администрации КГО подлежит возврату в бюджет Качканарского городского округа в течение 10 (десять) календарных дней с момента получения соответствующего требования.

При невозврате субсидии в указанный срок Администрация КГО принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств в бюджет Качканарского городского округа в судебном порядке.

По факту выявленного нарушения прокуратурой города Качканара 06 июня 2022 года в адрес администрации Качканарского городского округа и Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» внесены представления об устранении нарушений (л.д.72-77, 80-84). Во исполнение представления администрацией Качканарского городского округа произведен расчет суммы денежных средств, подлежащих возврату в местный бюджет в связи с допущенными нарушениями (прилагается), согласно которому сумма денежных средств, подлежащая возмещению в бюджет, составила 108 490 рублей 30 копеек.

05 августа 2022 года администрацией Качканарского городского округа в адрес Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» направлено требование о возврате в бюджет Качканарского городского округа денежных средств в сумме 108 490 рублей 30 копеек. По состоянию на 17 февраля 2023 года Фондом «Качканарский центр развития предпринимательства» в бюджет Качканарского городского округа возвращены денежные средства в сумме 17 887 рублей 50 копеек. К дате рассмотрения дела представителем ответчика предоставлены платежные документы, подтверждающие возврат денежных средств в размере 14 906 рублей 25 копеек, в период с 27 марта 2023 года по 17 июля 2023 года.

Таким образом, в настоящее время в бюджет не возвращены средства субсидии в общей сумме 75 696 рублей 55 копеек, которые использованы Фондом «Качканарский центр развития предпринимательства» не по целевому назначению.

При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Качканара подлежат удовлетворению с учетом сумм, поступивших от ответчика в счет возврата средств субсидии, уплаченных после подачи иска в суд..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора города Качканара Свердловской области, действующего в интересах муниципального образования Качканарский городской округ, к Фонду «Качканарский центр развития предпринимательства» о взыскании денежных сумм удовлетворить.

Взыскать с Фонда «Качканарский центр развития предпринимательства» (<данные изъяты>) в доход бюджета Качканарского городского округа денежную сумму в размере 75 696 рублей (семьдесят пять тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей 55 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд.

Судья О.А. Закирова