ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-356(1 от 14.05.2019 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 2-356(1)/2019

64RS0028-01-2019-000466-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, включении периодов работы и иной деятельности в трудовой и страховой стаж,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонное) (далее УПФР), в котором с учетом дополнений просила: установить факт принадлежности ей правоустанавливающих документов – архивной справки от 18 октября 2018 № 96, выданной Государственным архивом Уджарского района Азербайджанской Республики, содержащей сведения о работе ФИО7, приказа № 159 от 18.09.1985 по Уджарской МК-3 треста «АЗЭМ» и приказа № 141 от 19.08.1986 по Уджарской МК-3 треста «АЗЭМ», содержащих сведения о работе ФИО7; обязать УПФР принять указанные документы для подтверждения периода работы с 18.09.1985 по 19.08.1986 в качестве рабочей 3 разряда механизированной колонны № 3 треста «Азэлектромонтаж» Уджарского района Азербайджанской Республики; включить в стаж для назначения страховой пенсии период обучения в Бакинском техникуме легкой промышленности и периоды ухода за троими детьми в возрасте до 3-х лет и 70 дней до рождения каждого ребенка, но не более 9 лет в общей сложности.

В обоснование заявленных требований истица указала, что до замужества имела фамилию ФИО8. После окончания Бакинского техникума легкой промышленности в период с 18.09.1985 по 19.08.1986 работала в качестве рабочей 3 разряда механизированной колонны № 3 треста «Азэлектромонтаж» Уджарского района Азербайджанской Республики. При увольнении ей завели и выдали трудовую книжку на имя ФИО7. Она имеет троих детей ФИО3ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4ФИО18ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО15ФИО19ДД.ММ.ГГГГ рождения.

15 октября 2018 г. она обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии по старости по достижении возраста 55 лет. Для подтверждения трудового стажа истица предоставила трудовую книжку, архивную справку от 18 октября 2018 № 96, выданную Государственным архивом Уджарского района Азербайджанской Республики, с переводом с азербайджанского на русский язык, удостоверенным нотариусом, содержащую сведения о работе ФИО7, а также приказ № 159 от 18.09.1985 о приеме на работу в Уджарскую МК-3 треста «АЗЭМ» и приказ № 141 от 19.08.1986 об увольнении ФИО7. Решением УПФР от 31.10.2018 № 2002 ей было отказано в приеме к рассмотрению трудовой книжки по причине несоответствия персональных данных заявителя с персональными данными, указанными в трудовой книжке. Решение УПФР от 26.12.2018 № 2419 ей было отказано в приеме к рассмотрению указанной архивной справки и приказов № 159 и № 141, т.к. они получены с нарушением Административного регламента МИД РФ и Минюста РФ по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИД и Минюстом РФ от 29.06.2012 № 10489124. В виду того, что трудовой стаж не подтвержден, решением УПФР от 28.12.2018 <Номер> ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Как утверждает заявительница архивная справка от 18 октября 2018 № 96,

приказ № 159 от 18.09.1985 о приеме на работу в Уджарскую МК-3 треста «АЗЭМ» и приказ № 141 от 19.08.1986 об увольнении принадлежат ей. На азербайджанском языке ее имя произносится и пишется «Гюльшан», а в переводе на русский язык «Гюльшен». По мнению заявительницы, указанные документы должны быть приняты УПФР для подтверждения трудового стажа в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», в соответствии с которым необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств участников СНГ и государств, входивших в состав СССР до 01.12.1991, принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации, а также Соглашением о создании содружества независимых государств, подписанным Азербайджанской Республикой в Алма-Ата 21.12.1991, и постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1270 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Азербайджанской Республикой о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения». Кроме того, в архивной справке осуществлен перевод с азербайджанского на русский язык, верность перевода засвидетельствована нотариусом, поэтому данный документ не требует доказывания. Считала, что на основании Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях в СССР" в стаж подлежит включению три года обучения в Бакинском техникуме легкой промышленности. Исключение из страхового стажа для исчисления пенсии периодов ухода за детьми считала неправомерным, нарушающим гарантированное международными соглашениями и Конституцией РФ право на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования с учетом их уточнений поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что истица обращалась в Управление Минюста по Саратовской области с заявлением об истребовании из Азербайджанской Республики справок о стаже и заработной плате за период работы с 18.09.1985 по 19.08.1986. Заявление было возвращено как оформленное с нарушением Административного регламента. Повторно с заявлением об истребовании документов она не обращалась, по ее просьбе документы получил сын в архиве Уджарского района Азербайджанской Республики. Включению в стаж для назначения пенсии по старости подлежат периоды ухода за троими детьми - ФИО21 с 21.04.1987 по 29.06.90, ФИО22 с 30.01.1989 по 09.04.1992, ФИО23 с 05.03.1991 по 16.05.1993, что составляет более 9 лет. Просили учесть проживание ФИО1 в сельской местности, что дает право на надбавку к пенсии.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонное) ФИО5 иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Ответчик считает, что период работы с 18.09.1985 по 19.08.1986 в МК-3 треста «Азэлектромонтаж» не может быть засчитан в стаж, так как указанный период работы не подтверждается трудовой книжкой и нет документального подтверждения периода работы компетентным органом Республики Азербайджан. Представленная истицей трудовая книжка, заполнения 19.08.1986, не принята по причине несоответствия персональных данных в паспорте и трудовой книжке. Архивная справка от 18.10.2018 № 96 о трудовой деятельности с 18.09.1985 по 19.08.1986 в МК-3 треста «Азэлектромонтаж», выданная государственным архивом Уджарского района Национального Архивного управления Азербайджанской Республики не принята по той причине, что она выдана на ФИО7, а в копиях приказов, приложенных к архивной справке, указано имя Гюльшан. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., на которое ссылается истица, Азербайджанская Республика не подписала. Между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не существует международного соглашения в области пенсионного обеспечения. По вопросам пересылки документов, касающихся личных прав и имущественных интересов граждан действует Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года. Данная Конвенция указывает, что Пенсионный фонд и его органы не являются компетентным органом по вопросам оказания правовой помощи по истребованию документов, в том числе справок о стаже и заработке. Предоставление таких документов является обязанностью заявителя и порядок их истребования определен Административным регламентом МИД РФ и Минюста РФ по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИД РФ № 10489 и Минюста РФ № 124 от 29.06.2012. Архивная справка и выписки из приказов получены и представлены ФИО1 лично, а не через Департамент МИД России, т.е. с нарушением Административного регламента, поэтому не могут быть приняты для подтверждения страхового стажа. В связи с этим, установление судом факта принадлежности архивной справки и приказов не повлечет для ФИО1 юридических последствий. Периоды учебы в Бакинском техникуме легкой промышленности с 1982 г. по 1985 г., ухода за троими детьми исключены из стажа, так как отсутствуют периоды работы, засчитываемые в общий трудовой и страховой стаж.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», учитывая переходные положения, указанные в статье 35 того же закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в

редакции, действовавшей до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости

имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости в 2018 году назначается при наличии не менее 9

лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Привила № 1015), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами.

Таким образом, принадлежность истице документов, подтверждающих факт работы и иной деятельности, относится к числу фактов, от которых зависит возникновение права на страховую пенсию по старости.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

При этом суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 15 октября 2018 года обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет.

Решением УПФР от 31.10.2018 № 2002 ФИО1 отказано в приеме к рассмотрению для назначения пенсии трудовой книжки серии <Номер><Номер> от 19.08.1986, выданной на имя ФИО7, по причине несоответствия персональных данных паспорту серии <Номер><Номер> выданному отделением УФМС России по Саратовской области в г. Пугачеве на имя ФИО6 (л.д.41).

Из материалов дела следует, что 18 октября 2018 г. Государственным архивом Уджарского района Азербайджанской Республики истице выдана справка № 96, из содержания которой усматривается, что в соответствии с приказом № 159 от 18.09.1985 по Уджарской МК-3 треста «АЗЭМ» ФИО7 была принята рабочим 3 разряда, приказом № 141 от 19.08.1986 по Уджарской МК-3 треста «АЗЭМ» ФИО7 освобождена от работы рабочего склада по собственному желанию. Указанная справка переведена на русский язык, подлинность подписи переводчика удостоверена нотариусом (л.д.16). К архивной справке приложены копии приказов № 159 от 18.09.1985 и № 141 от 19.08.1986 по Уджарской МК-3 треста «АЗЭМ» о приеме на работу и увольнении ФИО7 (л.д.17,18).

Таким образом, архивная справка выдана на имя ФИО7, как она значится по паспорту, при этом основанием для выдачи справки послужили приказы в отношении ФИО7, что соответствует записям в трудовой книжке, но не соответствует имени заявителя по паспорту. Следовательно, орган, выдавший архивную справку, самостоятельно исправил допущенную в приказах ошибку, что, по мнению суда, свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в архивной справке.

Поскольку имеются противоречия между архивной справкой и документами, на основании которых она выдана, суд пришел к выводу, что условия, необходимые для установления факта принадлежности правоустанавливающего документа, предусмотренные ст. 265 ГПК РФ, отсутствуют.

Довод истицы о том, что на азербайджанском языке ее имя произносится и пишется «Гюльшан», а в переводе на русский язык «Гюльшен» судом не принимается, поскольку не основан на доказательствах.

Показания свидетеля ФИО13ФИО20, супруга истцы, подтвердившего факт работы ФИО1 в 1985-1986 гг. в Уджарской МК-3 треста «АЗЭМ» не могут быть приняты во внимание, поскольку дела об установлении факта, указанного в п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, связаны с установлением ошибки в документе, которая не может быть исправлена органом, выдавшим данный документ, а не с установлением факта работы.

Решением Управления ПФР от 26.12.2018 № 2419 ФИО1 отказано в приеме к рассмотрению для назначения пенсии архивной справки от 18.10.2018 № 96 и выписок из приказов № 141, № 159, выданных государственным архивом Уджарского района Азербайджанской Республики также по причине того, что получены они с нарушением Административного регламента МИД РФ и Минюста РФ по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИД РФ № 10489 и Минюста РФ № 124 от 29.06.2012, т.е. истицей самостоятельно, а не через Департамент МИД России.

В целях защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, которые приобрели пенсионные права на территории государств бывших союзных республик СССР было принято Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения».

В соответствии с п. 2 ст. 6 указанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 года Республика Азербайджан не подписала, следовательно, участником Соглашения не является, в связи с чем действие указанного Соглашения на неё не распространяется.

В настоящее время какие-либо международные Соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в области пенсионного обеспечения отсутствуют. Мнение стороны истца о том, что к таким документам относится Соглашение от 8 декабря 1991 года «О создании содружества независимых государств», является ошибочным. Ссылка представителя истца на Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1270 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» несостоятельна, поскольку в нем приведен проект указанного соглашения.

По вопросам пересылки документов, касающихся личных прав и имущественных интересов граждан действует Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года. В соответствии с Конвенцией Пенсионный фонд и его органы не являются компетентным органом по вопросам оказания правовой помощи по истребованию документов, в том числе справок о стаже и заработке. Предоставление таких документов является обязанностью заявителя и порядок их истребования определен Административным регламентом МИД РФ и Минюста РФ по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД РФ № 10489 и Минюста РФ № 124 от 29.06.2012, в соответствии с которым, государственная услуга по истребованию личных документов включает в себя истребование Департаментом МИД России личных документов с территории иностранных государств; истребование Департаментом Минюста России, территориальными органами Минюста России, органами ЗАГС личных документов с территории иностранных государств.

Судом установлено, что 22.10.2018 истица обращалась в Управление Минюста по Саратовской области с заявлением об истребовании с территории иностранного государства справки о стаже и заработной плате с 18.09.1985 по 19.08.1986 в МК-3 треста «Азэлектромонтаж». 13.11.2018 заявление было возвращено как оформленное с нарушением Административного регламента. Повторно с заявлением об истребовании документов ФИО1 в установленном порядке не обращалась.

Принимая во внимание, что архивная справка и копии приказов, получены с нарушением вышеуказанного Административного регламента, а именно, получены и представлены ФИО1 самостоятельно, а не путем истребования через Департамент МИД, Департамент Минюста России, территориальные органы Минюста России, суд пришел к выводу, что ответчик правомерно отказал в приеме указанных документов к рассмотрению для назначения пенсии, а также отсутствуют условия, предусмотренные ст. 265 ГПК РФ, необходимые для установления судом факта принадлежности истице указанных копий приказов. В связи с этим, исковые требования ФИО1 об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов и обязании УПФР принять указанные документы для подтверждения трудового стажа удовлетворению не подлежат.

При этом суд отмечает, что заявитель не лишена возможности получения соответствующих документов, подтверждающих трудовой стаж в установленном законом порядке.

Довод истицы о том, что в архивной справке осуществлен перевод с азербайджанского на русский язык, верность перевода засвидетельствована нотариусом, поэтому данный документ не требует доказывания, является несостоятельным, поскольку как установлено выше, действие Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года Азербайджанскую Республику не распространяется, и не подлежит применению п. 4 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р (ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР". Кроме того, в архивной справке от 18 октября 2018 № 96 нотариусом засвидетельствована подлинность подписи переводчика, а не верность перевода документа с одного языка на другой.

В связи с отсутствием международных Соглашений между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан в области пенсионного обеспечения гражданам, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Азербайджанской Республики, страховая пенсия устанавливается на общих основаниях в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года №1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.90 г.

Согласно ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

В соответствии со ст. 98 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в случае, когда иностранным гражданам либо лицам без гражданства и их семьям для назначения пенсии требуется определенный общий трудовой стаж, работа за границей включается в такой стаж, если не менее двух третей его приходится на работу в СССР, если иное не предусмотрено договором.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».

Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года №99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 года независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 года №88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Решением УПФР в Пугачевском районе от 28.12.2018 № 2429 из общего трудового и страхового стажа исключены периоды ухода ФИО1 к. за детьми: ФИО3оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО14кызы, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3 оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Как разъяснено в п. 8 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.90, имевшие место после 1 декабря 1991 года на территории указанных государств, в трудовой стаж не засчитываются (пункт 2 письма Минсоцзащиты России N 1-369-18 от 31.01.94).

В соответствии со ст. 88 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 под общим трудовым стажем, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности.

Согласно ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 и ст. 12 Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ период ухода за ребенком относится к «иным периодам».

Таким образом, для лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, периоды уходы за детьми могут быть включены в стаж только до 01.12.1991 года и только при условии наличия трудового или страхового стажа.

Поскольку периодам ухода за детьми не предшествовали и за ними не следовали периоды работы или иной деятельности, пенсионный орган обоснованно пришел к выводу об исключении указанных периодов из общего трудового и страхового стажа ФИО1

Согласно ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Учитывая, что у ФИО1 к. отсутствуют периоды работы, засчитываемые в страховой стаж, суд пришел к выводу, что оснований для включения в стаж периода учебы в Бакинском техникуме легкой промышленности с 1982 по 1985 годы не имеется.

Довод представителя истицы о том, что при расчете пенсии по старости следует учитывать проживание ФИО1 в сельской местности, суд не принимает во внимание, поскольку определение размера пенсии не является предметом иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, включении периодов работы и иной деятельности в страховой стаж отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение в окончательной форме принято 17.05.2019.

Судья