ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-356-2018 от 22.02.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-356-2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2018 года г.Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,

при секретаре Балдановой Д.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к АО «Читаэнергосбыт» о понуждении к действиям, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.

В ДД.ММ.ГГГГ. в жилом помещении истца был установлен прибор учета электроэнергии, по показаниям которого истец оплачивал потребленную электроэнергию. ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление АО «Читаэнергосбыт» о наличии задолженности за потребленную электрическую энергию в размере <данные изъяты>, пени <данные изъяты> с требованием оплаты имеющейся задолженности. По обращению истца Государственной инспекцией <адрес> проведена проверки, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представителем ПАО «МРСК-Сибири»-«Читаэнерго» составлен кт технической поверки прибора учета в присутствии истца. По результатам проведенной поверки установлено отсутствие пломбы на приборе учета, в связи с чем он не был допущен в эксплуатации. В ДД.ММ.ГГГГ истец вновь получил уведомление АО «Читаэнергосбыт» о наличии задолженности за потребленную электрическую энергию в размере <данные изъяты>, пени <данные изъяты> с требованием оплаты имеющейся задолженности. С указанной задолженностью ФИО1 не согласен, поскольку оплачивал потребленную электроэнергию по показаниям установленного счетчика. Проси обязать АО «Читаэнергосбыт» производить начисления платежей за электроэнергию согласно показаний прибора учета и тарифа, взыскать моральный вред в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт», представитель третьего лица ПАО «МРСК-Сибири»-«Читаэнерго» возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ, ст.30 ч.3 Жилищного кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения.

В силу ч.1 ст.153, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электрическую энергию.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режиме потребления. Обязанность оплаты абонентом фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии в порядке, определенном соглашением сторон, установлена также статьей 544 Гражданского кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 543 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно положениям ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Подпункт "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила), определяет, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с п. 34 Правил Потребитель обязан сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

В силу п. п. 80, 81 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем (лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги) на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В силу п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, прибор учета электроэнергии считается вышедшим из строя в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности)обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранении выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30дней (п. 81(13)).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представителем ПАО «МРСК Сибири» был составлен Акт технической проверки в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в присутствии ФИО1, согласно которого прибор учета, установленный в жилом помещении по адресу: <адрес>, проходил метрологическую поверку в ДД.ММ.ГГГГ, год следующей метрологической поверки – ДД.ММ.ГГГГ. На момент осмотра было установлено отсутствие пломбы прибора учета (п. 6.4 Акта), в связи с чем прибор учета не был допущен в дальнейшую эксплуатацию. В случае не допуска прибора в эксплуатацию в акте указывается площадь жилого помещения, количество зарегистрированных лиц для дальнейшего выполнений расчетов по нормативу.

Таким образом, истец, после составления акта технической поверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого прибор учета не допущен к дальнейшей эксплуатации, обязан был предпринять меры к устранению выявленной неисправности, принять меры к опломбированию прибора учета. Однако истец продолжал использовать при расчете за потребленную электрическую энергию показания прибора учета, вышедшего из строя, мер для устранения неисправностей не предпринял. Иных приборов учета электроэнергии, принятых к расчетам с энергоснабжающей организацией, в квартире истца не имеется.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства топлива и энергетики ДД.ММ.ГГГГ, установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.

Согласно п. 10.9 Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, утвержденной Главгосэнергонадзором России ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие пломбы на расчетном счетчике лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным прибором учета.

Согласно пункту 42 Правил при отсутствии индивидуального прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории <адрес> утверждены приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию <адрес>.

При таком положении действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ без учета показаний счетчика, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, не противоречат действующему законодательству.

Необеспечение истцом установки пломбы на приборе учета, препятствует признанию его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Между тем показания прибора учета используются для определения объема потребленных коммунальных услуг, исходя из которого рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и должны обеспечивать объективность и достоверность сведений о фактическом потреблении соответствующих коммунальных ресурсов.

Таким образом, вышеприведенными нормами установлена обязанность потребителя коммунальных услуг, в том числе собственника жилого помещения, использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства, а отсутствие пломбы на расчетном счетчике лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным прибором учета и является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, суд полагает заявленные исковые требования ФИО1 об обязании АО «Читаэнергосбыт» производить начисления платежей за электроэнергию согласно показаний прибора учета и тарифа не подлежащими удовлетворению.

Поскольку требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются производными от первоначальных требований об обязании АО«Читаэнергосбыт» производить начисления платежей за электроэнергию согласно показаний прибора учета и тарифа, оснований для их удовлетворения также не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1к АО «Читаэнергосбыт» о понуждении к действиям, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.С. Аксёнова