Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение вступило в законную силу 21.05.2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Душкиной Ю.Е.,
при секретаре Ботовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-356 (2011) по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации к некоммерческому партнерству «Клуб бухгалтеров и аудиторов г.Нижнего Тагила», ФИО1 о ликвидации организации и возложении обязанности по прохождению этой процедуры
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту ГУ МЮ РФ по Свердловской области) обратилось в суд с иском к некоммерческому партнерству «Клуб бухгалтеров и аудиторов г.Нижнего Тагила», ФИО1, указав в исковом заявлении следующие обстоятельства. Некоммерческое партнерство зарегистрировано ИМНС России по г.Н.Тагилу Свердловской области 18.09.2002 года. 21.06.2010 года была назначена плановая документальная проверка партнерства на предмет соответствия его деятельности целям, предусмотренным его учредительными документами и законодательству Российской Федерации. 22.06.2010 года Главным управлением в адрес партнерства и его исполнительного директора ФИО1 было направлено уведомление о проведении проверки с запросом необходимых для ее проведения документов. В ответ на уведомление партнерство сообщило, что с момента создания финансово-хозяйственная деятельность им не осуществлялась и в срок до 01.10.2010 года оно будет ликвидировано.
Главным управление проверочные мероприятия в отношении партнерства были проведены, в результате проверки было установлено, что партнерство фактически не осуществляет деятельность, а также были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации. В нарушение п.2 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» партнерство не соблюдает требования своих учредительных документов о периодичности созыва и осуществления компетенции общим собранием членов партнерства, в партнерстве отсутствует президиум, а также ревизионная комиссия и вице-президенты. В нарушение п.1 ст. 2 того же федерального закона уставом партнерства не определены структура, порядок полномочий, порядок формирования президиума партнерства, а также порядок принятия ими решений, срок полномочий, компетенция Президента партнерства, порядок формирования и срок полномочий, а также количественный состав вице-президентов.
Проверкой также установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 12.05.2010 года лицом, имеющим право без доверенности действовать им имени партнерства, является президент – К., однако, устав партнерства не наделяет его такими полномочиями. Согласно протоколу от 20.02.2002 года № *** исполнительным директором назначена ФИО1, следовательно, информация, содержащаяся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц, содержит недостоверные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени партнерства.
В связи с выявленными нарушениями 09.08.2010 года главным управлением партнерству было вынесено письменное предупреждение, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок два месяца со дня его получения. Согласно почтовому уведомлению о вручении указанное предупреждение было получено партнерством 17.08.2010 года. Таким образом, устранить допущенные нарушения или представить в Главное управление документы, необходимые для государственной регистрации его ликвидации, партнерство должно было к 17.10.2010 года. 15.10.2010 года в Главное управление от исполнительного директора ФИО1 поступила информация о том, что партнерством приняло решение о ликвидации. В настоящее время оформляются необходимые документы для ее государственной регистрации. ФИО1 обязалась представить пакет документов для государственной ликвидации партнерства в срок до 01.01.2011 года, на ликвидацию партнерства в судебном порядке партнерство не согласно, в связи с чем Главным управлением было принято решение не принимать мер реагирования в отношении партнерства до 01.01.2011 года.
Главное управление 12.01.2011 года связалось по телефону с исполнительным директором ФИО1 по вопросу ликвидации партнерства, на что ФИО1 было сообщено, что пакет документов, необходимый для государственной регистрации ликвидации партнерства был направлен в Главное управление 29.12.2010 года заказным письмом с уведомлением о вручении.
21.01.2011 года в Главное управление поступило уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации, заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией и иные документы партнерства, однако, в связи с тем, что указанные документы содержали недостоверные сведения, были представлены не в полном объеме и с нарушением порядка представления таких документов, в государственной регистрации ликвидации партнерства было отказано, а также было отказано во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сведений о формировании ликвидационной комиссии, назначении конкурсного управляющего.
Ссылаясь на нормы гражданского законодательства, федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в просительной части искового заявления организация истца указала, что просит ликвидировать некоммерческое партнерство «Клуб бухгалтеров и аудиторов г.Нижнего Тагил»; обязанность по прохождению процедуры ликвидации возложить на учредителя и исполнительного директора партнерства ФИО1.
В судебное заседание представитель организации истца не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела истец извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебного извещения. С исковыми материалами суду направлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя истца (л.д.8-9).
ФИО1 как самостоятельный ответчик и как представитель организации ответчика некоммерческого партнерства «Клуб бухгалтеров и аудиторов г.Нижний Тагил» в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки. Опрошенная в предварительном судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна. Некоммерческое партнерство с момент его создания не вело свою деятельность. Те лица, которые явились его учредителями, на тот период времени были главными бухгалтерами крупных предприятий, в настоящее время никто из них не работает, многие на заслуженном отдыхе, в том числе она. Она направила в Главное управление требуемые документы для прохождения процедуры ликвидации, некоммерческое партнерство не обладает денежными средствами. За счет личных средств проводить эту процедуру она не согласна. В настоящее время какими-либо данными о месте жительства иных учредителей партнерства, в том числе его президента, она не располагает. При создании партнерства все учредители работали бухгалтерами крупных предприятий. В настоящее время, вероятно, они прекратили трудовые отношения в связи с достижением возраста и находятся на заслуженном отдыхе.
Представитель организации третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела организация извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 20.02.2002 года на основании протокола общего собрания учредителей (14 человек) было учреждено некоммерческое партнерство «Клуб бухгалтеров и аудиторов г.Нижнего Тагила» (л.д.12). Из договора о создании некоммерческого партнерства «Клуба бухгалтеров и аудиторов г.Нижнего Тагила» от той же даты следует, что клуб создается как некоммерческая организация в соответствии с ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» в форме некоммерческого партнерства (л.д.13-14). Из служебной записки ведущего специалиста-эксперта отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Н. следует, что согласно представленным отчетам по форме №*** и *** за 2006-2009 годы имущество партнерства не формировалось, проверки деятельности не проводились, в связи с чем специалистом предложено проверки с 23.07.2010- 15.08.2010 года документальную проверку соответствия деятельности партнерства целям, указанным в учредительных документах и законодательству Российской Федерации (л.д.33-34).
На основании приказа Главного управления МЮ РФ по Свердловской области № *** от 21.06.2010 года была проведена документальная проверка на предмет соответствия деятельности партнерства уставным целям и законодательству Российской Федерации (л.д.34-35).
Некоммерческому партнерству и исполнительному директору ФИО1 22.06.2010 года было направлено уведомление о проведении проверки, в соответствии с которым партнерству надлежало к дате начала проверки представить за период с 01.01.2007 года по 31.12.2009 года документы: решения и протоколы общего собрания членов партнерства, в том числе (иные документы) об избрании президента, вице-президента, исполнительного директора партнерства, иных органов управления и должностных лиц партнерства, в том числе решения и протоколы ревизионной комиссии; распорядительные документы президента, вице-президента, исполнительного директора партнерства; распорядительные документы органов управления и должностных лиц партнерства (представлен перечень этих документов) (л.д.37-39).
Из ответа исполнительного директора некоммерческого партнерства ФИО1 в Главное управление следует, что некоммерческое партнерство с момента создания финансово-хозяйственную деятельность не ведет, о чем свидетельствует бухгалтерская документация с нулевыми оборотами, в настоящее время некоммерческое партнерство будет ликвидировано (л.д.53).
Из сообщения исполнительного директора ФИО1 от 05.08.2010 года на имя начальника Главного управления МЮ РФ по Свердловской области следует, что с момента создания по настоящее время любые виды деятельности у партнерства отсутствовали; органы управления обществом не действовали с момента образования; расчетные счета в банках закрыты; решение о ликвидации будет принято на собрании учредителей после из оповещения о проведении собрания, планируемый срок ликвидации партнерства 01.10.2010 года (л.д.48).
Из акта проверки некоммерческого партнерства от 09.08.2010 года следует, что ранее проверок партнерства не проводилось. Проверенный период деятельности партнерства с 01.01.2007 года по 31.12.209 года. В ходе проверки выявлено, что в нарушение п.2 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» партнерство не соблюдает требования своих учредительных документов в части периодичности созыва и осуществления компетенции общим собранием членов партнерства; отсутствия в партнерстве президиума, вице-президентов и ревизионной комиссии. В нарушение п.1 ст.28 того же федерального закона уставом партнерства не определены структура, срок полномочий, порядок формирования президиума партнерства, а также порядок принятия им решений, срок полномочий компетенция президента партнерства, порядок формирования и срок полномочий, а также количественный состав вице-президентов. Выводы по результатам проверки: партнерством деятельность по достижению целей не осуществлялась; руководству Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области предложено рассмотреть вопрос о вынесении в адрес партнерства письменного предупреждения в соответствии с п.5 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (л.д.49-51).
В предварительном судебном заседании ФИО1 признала то обстоятельство, что с момента создания деятельность партнерством не ведется, допущенные нарушения в акте проверки отражены верно. Учредители партнерства в настоящее время все находится на пенсии, контактов с ними она не поддерживает.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть первая статьи). Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом. (часть 1.1. статьи).
Статьей 19 того же закона предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, согласно которому ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации (часть первая статьи).
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации (часть вторая статьи).
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации (часть третья статьи).
Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения (часть четвертая статьи).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. (часть пятая)
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации (часть шестая статьи).
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (статья 21 Федерального закона №7-ФЗ).
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт первый статьи).
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В судебном заседании установлено, что фактическая деятельность партнерства не ведется. Проведение общих собраний, как органа управления клуба, не реже одного раза в год, не осуществляется. В партнерстве также не действуют президиум, президент и вице-президенты.
Представленные стороной ответчика документы в Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области свидетельствуют о том, что исполнительным директором направлено письмо об отсутствии деятельности общества и нулевой бухгалтерской отчетности, а также о намерении принять решение о ликвидации партнерства на собрании учредителей. Предполагаемый срок ликвидации партнерства был установлен до 01.10.2010 года (л.д.48).
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что решения о ликвидации уполномоченными лицами принято не было.
Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение основание для ликвидации партнерства – наличие грубых нарушений закона, допущенных при создании юридического лица. Данные нарушения носят неустранимый характер, так как само партнерство при отсутствии деятельности не имеет намерения, приводить допущенные нарушения в соответствие с законом, имеет намерение ликвидироваться.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (статья 61 п.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из устава некоммерческого партнерства следует, что высшим органом управления клуба является общее собрание членов. К исключительной компетенции общего собрания относится ликвидация клуба, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и ликвидационного балансов (п.6.4 Устава (л.д.20).
Исполнительный директор вправе без доверенности осуществлять действия от имени клуба в пределах полномочий, предоставленных ему Уставом и Президиумом. К компетенции исполнительного директора относятся все вопросы ведения дел клуба, за исключением тех, которые Уставом и решением Общего собрания отнесены к исключительной компетенции какого-либо другого органа (п.6.15 Устава л.д.13).
Из анализа данных положений следует, что ФИО1 как исполнительный директор не обладает единоличными полномочиями по ликвидации партнерства. Вместе с тем ФИО1 является одним из учредителей партнерства.
В соответствии с Информационным Письмом Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Клуб бухгалтеров и аудиторов г.Нижнего Тагила».
Возложить обязанность по ликвидации Некоммерческого партнерства «Клуб бухгалтеров и аудиторов г.Нижнего Тагила» на ФИО1, **.**.**** года рождения, проживающую по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, ул.***, д.***, кв.***.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья-
Текст решения в окончательной форме изготовлен 10 мая 2011 года.
Судья-