ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3560/20 от 16.12.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Фадиной Ю.П.,

с участием:

прокурора – старшего помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Лукашевича А.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Прокурора Березовского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаменту промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Березовского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» об устранении нарушений природоохранного законодательства, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Березовского района на основании информации Березовского отдела Природнадзора Югры проведена проверка соблюдения требований законодательства при исполнении полномочий в сфере охраны водных объектов от негативного воздействия на поднадзорной территории.

Проверка показала, что Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» не принимаются меры к ликвидации захламления водоохранной зоны реки Малая Обь на территории населенного пункта д.Устрем, что не обеспечивает охрану водного объекта от вредных воздействий.

Так, надзорными мероприятиями установлено, что в <адрес> размещается металлолом (затопленная баржа).

В следствие размещения затонувших судов (металлолома) или их частей в водных объектах на окружающую среду и водные биоресурсы оказывается негативное воздействие, возможно выделение загрязняющих веществ.

В связи с захламлением водного объекта и непринятием надлежащими субъектами мер по утилизации указанной баржи, Березовский отдел Природнадзора Югры обратился в прокуратуру района для принятия мер прокурорского реагирования.

Ликвидация загрязнения водного объекта-реки Малая Обь возможна в рамках осуществления переданных полномочий Департаментом.

Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации №ДД.ММ.ГГГГ года, река <адрес> отнесена к внутренним водным путям федерального значения и в соответствии с приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации, входит в Обь-Иртышский бассейн внутренних водных путей.

Действующим законодательством ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» возложена обязанность по принятию мер к подъему затонувших судов, в том числе собственник которых не установлен, так как барка на <адрес> расположена в пределах границы водного объекта, находящегося в федеральной собственности и включённого в перечень внутренних водных путей.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» затонувшее судно не учтено, меры к его подъему по настоящее время не приняты.

С учётом исковых требований, истец просит обязать ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» в срок до 01.08.2021 произвести учет затонувшего в водоохранной зоне <адрес> судна; обязать Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», в срок до ДД.ММ.ГГГГ года принять меры к подъему, удалению и утилизации размещенных в водоохраной зоне <адрес> в географических координатах <адрес> судна и его частей.

В судебном заседании прокурор - старший помощник Ханты-Мансийского межрайоного прокурора Лукашевич А.А. исковые требования поддержал, дав пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» ФИО1 исковые требования не признал, поддержал доводы отзыва.

Представители ответчиков Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представитель третьего лица Администрации Березовского района, будучи извещёнными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Представитель ответчика Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Департамент не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.

Представитель ответчика Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, просили в исковых требованиях прокурору Березовского района к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, отказать.

Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав и оценив в совокупности письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, подземные и поверхностные воды.

ДД.ММ.ГГГГ года в результате проведения планового (рейдового) осмотра, обследования водного объекта от слияния <адрес> и их водоохранных зон, <адрес> обнаружено захламление отходами водоохранной зоны водного объекта: водоохранная зона реки <адрес>, крупногабаритный металлолом на площади <адрес> что подтверждается снимками <адрес> Географические координаты места обнаружения <адрес> что следует из акта планового (рейдового) осмотра, обследования Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес <адрес> направлено письмо из которого следует, что в водоохранной и затопляемой зонах водного объекта <адрес> обнаружено захламление отходами производства и потребления, а именно: водоохранная зона реки <адрес>, крупногабаритный металлолом, на площади ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается снимками ДД.ММ.ГГГГ фототаблицы. Географические координаты места обнаружения

В связи с выше перечисленным, Березовский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уведомляет о необходимости включения, выявленных мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в реестр несанкционированных свалок по Березовскому району с целью ликвидации захламления отходами.

Водоохранная зона <адрес><адрес> относится к землях населённого пункта <адрес> земельный участок свободен от прав третьих лиц и является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ года руководителю Ханты-Мансийского Управления водных путей и судоходства филиал ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» направлено письмо, в котором просили дать разъяснения в рамках полномочий по ликвидации затонувших судов и их частей, расположенных на береговых зонах в водоохранных зонах населённых пунктов и поселений руководствуясь Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ года ХМОУВПиС сообщили, что затонувшее судно с частями над водой, с географическими координатами <адрес> располагается за пределами судового хода, угрозу безопасности судоходства не представляет.

Согласно Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Администрация бассейна внутренних водных путей понимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество в случае если оно создаёт серьёзную и непосредственную угрозу безопасности судоходства.

Согласно разъяснения Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по обнаруженным захламлениям (загрязнениям) в <адрес> года в результате проведения планового (рейдового) осмотра, обследования водного объекта от слияния <адрес> и их водоохранных зон, <адрес> обнаружено захламление отходами водоохранной зоны водного объекта, а именно: водоохранная зона реки <адрес>, крупногабаритный металлолом, на площади <адрес> объемом <адрес>, что подтверждаете снимками <адрес>. Географические координаты места обнаружения <адрес>

При натурном обследовании и рассмотрении фотоматериалов в <адрес> видно, что крупногабаритный металлолом состоит из одного бесхозного затонувшего судна, которое располагается на берегу населенного пункта в <адрес> от жилых домов, а также из части судна (предположительно нос судна).

В данном случае обнаруженное бесхозное затонувшее судно, которое располагается на берегу населенного пункта в 20-ти метрах от жилых домов, а также часть судна (предположительно нос судна) не соответствует понятию «судно», так как не может быть использованы в целях судоходства, а соответствует такому виду отхода, как лом черных металлов.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года в результате проведения планового (рейдового) осмотра обследования водного объекта реки <адрес> их водоохранных зон в районе д<адрес> установлено следующее: водоохранная зона реки <адрес>, обнаруженное ранее захламление крупногабаритным металлолом не ликвидировано на площади <адрес>, что подтверждается снимками ДД.ММ.ГГГГ фототаблицы. Географические координаты места обнаружения <адрес> что следует из акта планового (рейдового) осмотра, обследования <адрес> Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно ст.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ) акватория - это водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте; водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

В силу ч.4, 4.1. ст.5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для: реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.1 ст.26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов в том числе полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, а также мер по предотвращению негативного воздействия и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <адрес> переданные полномочия осуществляет Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В связи с изложенным, прокурор просит обязать ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года произвести учет затонувшего в водоохранной зоне р<адрес> судна; обязать Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», в срок до ДД.ММ.ГГГГ года принять меры к подъему, удалению и утилизации размещенных в водоохраной зоне <адрес>

Часть 1 ст.45 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) определены правила, применяемые к подъёму, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях.

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег (ч.2 ст.45 КВВТ РФ).

В соответствии со ст.3 КВВТ РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

В силу ч.1 ст.47.1 КВВТ РФ владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.

Владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества немедленно обязан известить администрацию соответствующего бассейна внутренних водных путей о затонувшем судне или об ином затонувшем имуществе (ч.3 ст.47.1 КВВТ РФ).

В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок (ч.4 ст.47.1 КВВТ РФ).

В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создаёт угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их (ч.5 ст.47.1 КВВТ РФ).

В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъёма затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником (ч.6 ст.47.1 КВВТ РФ).

В соответствии с ч.1 ст.49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создаёт серьёзную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

Согласно Перечня внутренних водных путей Российской Федерации, утверждённых Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №180-р, река Обь относится к Обь-Иртышскому бассейну внутренних водных путей Российской Федерации и в соответствии с приказом Минтранса России от 17 августа 2012 года №316 «Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации» река Мала Обь входит в Обь-Иртышский бассейн внутренних водных путей.

Пунктом 2 Правил учёта бесхозяйных судов и о внесении изменений в правила государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 февраля 2014 года №278 установлено, что судно, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем бассейне внутренних водных путей, подлежит учету в качестве бесхозяйного судна администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с настоящими Правилами.

При выявлении бесхозяйного судна Администрация осуществляет мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна, для чего составляется опись основных параметров и характеристик судна (далее - опись бесхозяйного судна), которые можно установить путем визуального осмотра выявленного бесхозяйного судна.

В опись бесхозяйного судна вносятся: наименование судна, идентификационный номер судна (в том числе номер Международной морской организации), бортовой номер, позывной сигнал, тип судна, материал корпуса судна, основные размеры, цвет корпуса судна, конструктивные особенности судна, информация о координатах местонахождения судна, а также обстоятельства, указывающие на наличие угрозы безопасности судоходства и/или пожарной, экологической безопасности (п.5 Правил).

В силу ст.56 ГПК РФ прокурором не представлено доказательств в обоснование заявленных исковых требований, представленные материалы дела свидетельствуют о том, что в указанном месте обнаружен какай крупногабаритный металлолом, который не имеет знаков идентификации и потерявший свои потребительские свойства, стороной истца не представлено суду доказательств того, что указанные предметы образованы в результате крушения судов и что указанный крупногабаритный металлолом является судном, материалы дела не содержат сведений на основании каких доказательств прокурор отнес указанный металлолом к судну.

В связи, с чем требования Прокурора Березовского района к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаменту промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Березовского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаменту промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» об устранении нарушений природоохранного законодательства, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора, через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 23 декабря 2020 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.В. Воронцов