Дело № 2-690
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» января 2014 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Софиной С.Г.,
при секретаре Зориной Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и его должностных лиц
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействий органа местного самоуправления Администрации г. Ижевска и его должностного лица ФИО1 и др. Заявление мотивировано тем, что заявитель обратилась в орган местного самоуправления с обращением в форме электронного документа, которое было зарегистрировано 18 октября 2013 года под № 5184.
До настоящего времени в установленный законом срок письменный ответ по существу обращения заявителем не получен. Ответ в электронной форме заявителем также не получен.
Просила признать незаконным и существенно нарушающим права ФИО3 действия Администрации г. Ижевска и ее должностных лиц ФИО1 и др.:
Необспечение объективного и всестороннего рассмотрения обращения гражданина ФИО3 в установленный законом срок и вплоть до обращения в суд;
Ненаправление уведомления ФИО3 о направлении обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или ному должностному лицу в соответствии с их компетенцией в установленный срок и вплоть до обращения в суд;
Ненаправление ФИО1 ответа в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок и вплоть до обращения в суд.
Обязать Администрацию г. Ижевска и ее должностного лица ФИО1 и др. устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО3 обеспечением объективного и всестороннего рассмотрения обращения и направлением письменного ответа ФИО3 по существу поставленных в обращении вопросов в 2-дневный срок.
В судебном заседании заявители ФИО1 на заявлении настаивала.
В судебном заседании представитель Администрации г. Ижевска ФИО4 пояснила, что ответ в электронном виде был направлен ФИО3 22 ноября 2013 года. Письмо было подписано 18 ноября 2013 года.
Должностное лицо Администрации г. Ижевска зам. Главы Администрации г. Ижевска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения уведомлялся надлежащим образом. Повестка, направленная на его имя, была зарегистрирована 20 января 2014 года под номером учетной записи № в журнале регистрации. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
ФИО3 обратилась в Администрацию Г.Ижевска с обращением в форме электронного документа, в котором просила предоставить следующую информацию:
Какими средствами массовой информации и когда опубликованы Постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года № 184 «О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием ЖКХ» и Постановление Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года № 1285 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для МКД г. Ижевска».
Данное обращение зарегистрировано 18 октября 2013 года под номером 5184, обращение направлено на резолюцию сотруднику ФИО5 в соответствии с полномочиями.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 7 Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
В силу ч. 3 ст. 8 Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 12 ч. 1 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
В соответствии со ст. 12 ч. 2 Закона в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
ФИО3 было направлено сообщение в Администрацию г. Ижевска, которое было зарегистрировано 18 октября 2013 года. Соответственно, срок для его рассмотрения и направления ответа истек 18 ноября 2013 года.
Представитель Администрации г. Ижевска в судебном заседании пояснила, что ответ на указанное обращение ФИО3 был подготовлен и подписан 18 ноября 2013 года, однако направлен заявителю данный ответ в форме электронного документа 22 ноября 2013 года, то есть за истечением срока, установленного Законом.
В соответствии с Уставом г. Ижевска (ст. 22) граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Должностные лица местного самоуправления муниципального образования “город Ижевск” обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования “город Ижевск” в течение одного месяца со дня поступления обращения.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования “Город Ижевск” определяются муниципальным нормативным правовым актом, принимаемым Городской думой в соответствии с законом Удмуртской Республики.
Согласно ст. 22.1 Устава граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
К полномочиям Главы Администрации г. Ижевска относятся ведение приема граждан, рассмотрение их обращений и принятие по ним решений.
К полномочиям зам. Главы Администрации г. Ижевска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО5 относятся вопросы рассмотрения предложений, заявлений и жалоб по установленным полномочиям и принятие по ним решений.
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, на дату поступления обращения ФИО3 в Администрацию г. Ижевска ФИО5 исполнял обязанности Главы Администрации г. Ижевска.
Административным регламентом муниципальной функции «Организация рассмотрения обращений граждан в Администрацию г. Ижевска», утвержденного Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.05.2009 г. № 460 установлен единый порядок исполнения Администрацией г. Ижевска и ее должностными лицами, структурными подразделениями муниципальной функции по порядку обращений граждан.
Согласно п. 1.7.1. Регламента результатом исполнения муниципальной функции является рассмотрение по существу всех поставленных в обращении вопросов, принятие необходимых мер и направление заявителю качественного и своевременного ответа.
Прием, регистрацию и обработку обращений, поступивших в структурное подразделение, осуществляет сотрудник, на которого возложены обязанности по работе с обращениями граждан. Контроль исполнения сроков возлагается на руководителя структурного подразделения Администрации города Ижевска.
Согласно п. 3.3.1. Сотрудник, ответственный за регистрацию обращений, направляет зарегистрированное обращение должностному лицу на рассмотрение по полномочиям.
Согласно указанному Административному регламенту (п.3.4) должностное лицо (автор резолюции): рассматривает обращение в течение 3-х дней; принимает решение по исполнению обращения; дает поручение (накладывает резолюцию).
В соответствии с пунктом 3.4 указанного регламента должностное лицо (автор резолюции) рассматривает обращение в течение трех дней, принимает решение по исполнению обращения, дает поручение (накладывает резолюцию). Типовые резолюции: «дать ответ заявителю и в отдел по обращениям граждан» (дает право исполнителю самостоятельно ответить на обращение, копию ответа необходимо отправить в отдел); «рассмотреть в установленном порядке» или «рассмотреть» или «для рассмотрения и ответа» (обращение рассматривается в установленный срок. Исполнитель отвечает на обращение самостоятельно, копию ответа предоставляет в отдел).
Пунктом 3.5.4. указанного Административного регламента исполнитель, которому поручено рассмотрение обращения подготавливает или дает согласно поручению письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На основании указанного Административного регламента и в пределах полномочий заместителю главы Администрации г. Ижевска ФИО5 было передано обращение ФИО3 на резолюцию. Данные обстоятельства следуют из текста сообщения, направленного в адрес заявителя о принятии ее обращения к рассмотрению.
Сведений о дальнейшем направлении обращения ФИО3 иному должностному лицу для исполнения и формирования ответа суду не представлено. В связи с чем суд полагает, что должностным лицом, ответственным за рассмотрение обращения и направления ответа на данное обращение является ФИО5 как исполняющий обязанности Главы Администрации г. Ижевска – зам. Главы Администрации г. Ижевска по жилищно-коммунальному хозяйству.
Представленная заинтересованным лицом регистрационная карточка обращения ФИО3, содержащая сведения об авторе резолюции, а также о передаче обращения к исполнению ФИО2 не может с достоверностью подтверждать указанную информацию, поскольку ее содержание не соответствует уведомлению о получении обращения ФИО3, а также не подтверждено самим обращением гражданина с проставленными на нем резолюциями.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что ответ на обращение ФИО3 был составлен и подписан 18 ноября 2013 года, то есть в установленные сроки, не могут являться для суда убедительными, поскольку задачами своевременного рассмотрения обращения граждан являются не только формирование ответа к установленному законом сроку, но и получение гражданами ответа к установленному сроку, что не было исполнено при рассмотрении обращения ФИО3 Как не оспаривается заинтересованным лицом, ответ в форме электронного документа был направлен по электронной почте ФИО3 лишь 22 ноября 2013 года.
При этом суд полагает необходимым отметить, что заявитель ФИО3 указывает на невозможность ознакомления с ответом Администрации г. Ижевска, направленного в форме электронного документа, поскольку он не открывается.
В соответствии с положениями ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку заинтересованным лицом не представлено доказательств получения ФИО3 ответа на ее обращение от 18 октября 2013 года посредством почтовой связи, либо получением ответа посредством направления электронного документа с возможностью ознакомления, суд не может считать действие Администрации г. Ижевска по направлению ответа на ее обращение выполненным в соответствии с законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного суд признает незаконным бездействие Администрации г. Ижевска и его должностного лица – зам.главы Администрации г. Ижевска ФИО5 в части несвоевременного направления ответа по обращению ФИО3 от 18 октября 2013 года.
Требования заявителей о признании незаконным и существенно нарушающим права ФИО3 действия других должностных лиц Администрации г. Ижевска в части необспечения объективного и всестороннего рассмотрения обращения гражданина ФИО3 в установленный законом срок и вплоть до обращения в суд не подлежат удовлетворению, поскольку заявитель не указала действия (бездействия) каких иных (др.) должностных лиц ею обжалуются. Кроме того, как следует из представленного ответа Администрации г. Ижевска от 18.11.2013 года № 07-18-2128, обращение ФИО3 было рассмотрено, в тексте ответа имеются сообщения об опубликовании Постановления Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года № 184 «О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием ЖКХ» и Постановления Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года № 1285 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для МКД г. Ижевска» в средствах массовой информации с указанием наименования средства массовой информации и даты опубликования.
Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя о признании бездействия по ненаправления уведомления ФИО3 о направлении обращения на рассмотрение в другой орган местного самоуправления или ному должностному лицу в соответствии с их компетенцией в установленный срок и вплоть до обращения в суд, поскольку обращение ФИО3 от 18.10.2013 года в другой орган местного самоуправления либо иному должностному лицу на рассмотрение не передавалось.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. в пользу ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина 200 рублей, уплаченная заявителем при обращении в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО3 об оспаривании бездействий Администрации г. Ижевска и ее должностного лица ФИО5 удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействие Администрации г. Ижевска и должностного лица- зам. Главы Администрации г. Ижевска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО5 в части ненаправления ФИО3 ответа в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, по обращению от 18 октября 2013 года.
Обязать Администрацию г. Ижевска направить в адрес ФИО3 ответ на ее обращение от 18 октября 2013 года в срок десять дней с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении заявления ФИО3 отказать.
Взыскать с Администрации г. Ижевска расходы по государственной пошлине в пользу ФИО3 <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2014 года.
Судья С.Г.Софина