ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3561/19 от 27.08.2019 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-3561/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лиманской В.А.,

при секретаре Марченко А.Г.,

27 августа 2019 года в городе Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коммандитного товарищества «ООО «Ломбард» и Компания» к ФИО1 о взыскании долга по договорам займа, -

установил:

Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» обратилось в суд иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договорам займа.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что между КТ «ООО «Ломбард» и Компания» и ФИО1 были заключены договоры займа – от "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №..., "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №..., "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №..., "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №.... ФИО1 обязалась возвратить указанные суммы займа.

Впоследствии, ФИО1, являясь <...> КТ «ООО «Ломбард» и Компания», "."..г. оформила приходные кассовые ордера о якобы возврате указанных сумм займа и выдаче их в тот же день в подотчет полному товарищу Б

"."..г. директором КТ «ООО «Ломбард» и Компания» В был издан приказ №... о проведении проверки движения денежных средств по кассе предприятия с подотчетными лицами за период с "."..г. по "."..г..

"."..г. членами комиссии был составлен акт документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности КТ «ООО «Ломбард» и Компания», согласно которого, ФИО1 фактически не возвращала указанные сумы займа и не оформляла выдачу их в размере 2 380 000 руб. Б, так как отсутствуют первичные бухгалтерские документы, подтверждающие этот факт.

В кассовой книге предприятия за "."..г. содержатся только приходные кассовые ордера, не имеющие подписи главного бухгалтера, кассира. Расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств Б также не содержит ни одной подписи.

"."..г. был издан приказ №... о создании комиссии для проведения служебного расследования в части порядка ведения кассовых операций старшим кассиром К, выполнения служебных обязанностей в части контроля первичных и бухгалтерских документов <...> ФИО1, установления возможного нанесения ущерба предприятию.

В ходе проверки были получены объяснения от старшего кассира К о том, что реально деньги, якобы возвращенные ФИО1, не поступали в кассу предприятия, в подотчет Б не выдавались. Подготовкой и распечатыванием ПКО и РКО занимались иные работники бухгалтерии, все документы по обозначенным операциям ею не подписывались ввиду формальности совершения данных операций.

Б также отрицает факт получения указанной суммы. ФИО1 не предоставила документов, подтверждающих возврат указанных сумму. Ссылка ФИО1 на данные автоматизированной системы «1С:Предприятие» в подтверждение возврата сумм займа не состоятельна, поскольку данная система не относится к первичным бухгалтерским документам.

По указанным основаниям истец просит взыскать с ответчика долг по договорам займа от "."..г. в размере 595 000 руб., от "."..г. в размере 595 000 руб., от "."..г. в размере 595 000 руб., от "."..г. в размере 595 000 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца Х поддержала заявленные исковые требования, суду пояснила, что условий договора займа истец представить не может, оригиналы договоров займа у истца не сохранились, но займы выдавались на срок до востребования на основании РКО, просила учесть нарушение нумерации расходных и приходных кассовых ордеров, что говорит об оформлении данных ордеров иными датами, чем в них указано. Ответчиком не доказано наличие у нее денежных средств в сумме, которую она, якобы, внесла в кассу предприятия. В акте приема-передачи от "."..г. документов от ответчика отражено получение папки с действующими и исполненными договорами займов с прочими физическими лицами, где присутствовало лишь два действующих договора займа с иными лицами, чем ответчик.

В судебном заседании представитель истца М поддержала доводы иска, суду пояснила, что если одновременно осуществлялись и выдача денежных средств и возврат денежных средств, то выявить это в балансе предприятия невозможно. При этом, в бухгалтерском балансе отражаются все операции по всем счетам. На конец "."..г. инвентаризация проводится в обязательном порядке для целей составления бухгалтерского отчета. Как член комиссии она также принимала участие в инвентаризации, когда разрыва кассового установлено не было.

Ответчик ФИО1, ее представитель Ч иск не признали, просили отказать в его удовлетворении, мотивируя тем, что не оспаривает факт заключения указанных истцом договоров займа, однако денежные средства были возвращены ФИО1 в кассу предприятия, в том числе, с уплатой процентов за их пользование в размере 155 964 руб. Согласно правил ведения бухгалтерского учета все РКО и ПКО были своевременно отражены в бухгалтерском учете, возврат денежных средств отражен на счетах бухгалтерского учета и вписан в регистры бухгалтерского учета. Доступ к бухгалтерским первичным документам, хранящимся в архиве, с "."..г. был закрыт всем работникам бухгалтерии по личному распоряжению директора В, в этой связи существовала возможность замены первичных бухгалтерских документов за прошлые периоды. Доступ к бухгалтерской базе 1С имелся у неограниченного круга лиц. По бухгалтерскому учету все операции были отражены и вписаны в регистры верно, бухгалтерская отчетность за "."..г. утверждена, подписана В и представлена заинтересованным пользователям, а именно, в ИФНС, органы статистики и полным товарищам.

Также за "."..г. достоверность данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах, подтверждена аудиторским заключением. Более того, проводилась как инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на "."..г., так и инвентаризация наличных денежных средств по состоянию на "."..г.. Акты инвентаризации подписывались лично В как председателем комиссии. Согласно данным инвентаризации, недостач не выявлено, за полтора года кассовый разрыв не возникал, что подтверждается актом инвентаризации наличных денежных средств по состоянию на "."..г.. Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на "."..г., приказом №... от "."..г. о проведении инвентаризации, приказом №... от "."..г. о продлении инвентаризации.

Бухгалтерская отчетность за "."..г. также была утверждена директором В, сдана в ИФНС и также подтверждает отсутствие дебиторской задолженности ФИО1 по договорам займа перед истцом.

Приложенный истцом к иску РКО от "."..г. на сумму 595 000 руб. содержит исправление в номере РКО, что прямо запрещено действующим законодательством, испорченный документ не может применяться для выполнения расходной/приходной транзакции с наличностью.

Таким образом, по мнению ответчика, совокупность доказательств подтверждает отсутствие задолженности перед истцом, суммы займа были возвращены, с оплатой процентов за их пользование.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

В соответствии с положениями ч. 1, ч. 2 ст. 808 ГК РФ, договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает десять тысяч рублей, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.

В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 810 ГК РФ, заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заем считается возвращенным в момент передачи его займодавцу, в том числе в момент поступления соответствующей суммы денежных средств в банк, в котором открыт банковский счет займодавца.

Судом установлено и следует из материалов дела, что КТ «ООО «Ломбард» и Компания» за подписью директора В с выдачей кассиром К были оформлены расходные кассовые ордера на получение ФИО1 денежных средств в качестве займов – от "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №... (содержит исправление номера РКО с №... на №...), от "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №..., от "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №..., от "."..г. на сумму 595 000 руб. с выдачей расходного кассового ордера №....

Факт заключения приведенных договоров займа ФИО1 в судебном заседании не отрицался, из ее же пояснений следует, что договоры займа были обусловлены оплатой процентов за их пользование, размер которых она по прошествии времени не помнит.

Из пояснений ответчика также установлено, что подлинники приходных кассовых ордеров были оставлены ею на рабочем месте, впоследующем между нею и директором В сложились конфликтные отношения, с которыми она связывает исчезновение подлинников ПКО.

В претензии от "."..г. истец требовал от ФИО1 возврата денежных средств по договорам займа в общей сумме 2 380 000 руб., указывая на то, что оригиналы договоров займа отсутствуют, так как они хранились непосредственно у ФИО1, но имеются расходные кассовые ордера, подтверждающие факт выдачи займов.

В ответе на претензию ФИО1 указано на исполнение ею в "."..г. обязательств по возврату заемных денежных средств, что подтверждается данными бухгалтерского учета и отчетности.

Оценивая доводы ответчика об отсутствии задолженности перед истцом, суд исходит из следующего.

В силу положений ст. 1 ФЗ от 6.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

По правилам ч. 3 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (часть 1).

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (часть 2).

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (часть 3).

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (часть 7).

Статьей 10 приведенного Закона установлено, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1).

Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание (часть 2).

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета (часть 3).

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (часть 4).

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 6).

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа (часть 7).

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (часть 8).

По правилам ч. 1, 2, 4 статьи 11 Закона, активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Как установлено ст. 13 Закона, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (часть 3).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (часть 8).

Статьей 29 Закона установлено, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (часть 1).

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (часть 3).

К первичным учетным документам относятся : приходный кассовый ордер (Унифицированная форма N КО-1) (ОКУД 0310001), расходный кассовый ордер (Унифицированная форма N КО-2) (ОКУД 0310002), журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (Унифицированная форма N КО-3) (ОКУД 0310003), кассовая книга (Унифицированная форма N КО-4) (ОКУД 0310004), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (Унифицированная форма N КО-5) (ОКУД 0310005), авансовый отчет (Унифицированная форма N АО-1) (ОКУД 0302001), объявление на взнос наличными (Форма 0402001) (ОКУД 0402001).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств (пункт 1.4 Методических указаний).

Пунктом 1.5 Методических указаний предусмотрено, что в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации является обязательным в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) и при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей.

Согласно п. 2.4. раздела Общих правил проведения инвентаризации приведенного Приказа, до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям 6 - 18 к настоящим Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций (пункт 2.14.).

Разделом Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности предусмотрено, что инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от "."..г.№... и сообщенным письмом Банка России от "."..г.№... (пункт 3.39.).

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.) (пункт 3.40.).

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. (пункт 3.42.).

Разделом Инвентаризация расчетов пунктом 3.44. установлено, что инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (пункт 3.47.).

По результатам инвентаризации составляются сличительные ведомости по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей (пункт 4.1).

В силу приведенных нормативных положений первичные учетные документы, подлежащие своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, и данные инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие денежных средств и сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета, должны быть составлены в соответствии с требованиями законодательства. Так, первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, в том числе дату их составления, наименование экономического субъекта, составившего документ, наименование хозяйственной операции, подписи лиц, совершивших хозяйственную операцию, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Акты инвентаризации в обязательном порядке подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом, в конце описи имущества материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

"."..г. директором КТ ООО «Ломбард» и «Компания» В был издан приказ №... о проведении проверки движения денежных средств по кассе предприятия с подотчетными лицами за период с "."..г. по "."..г..

"."..г. членами комиссии был составлен акт выборочной документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности КТ ООО «Ломбард» и «Компания», согласно которого, ФИО1 фактически не возвращала указанные суммы займа и не оформляла выдачу их в размере 2 380 000 руб. Б, так как отсутствуют первичные бухгалтерские документы, подтверждающие этот факт.

Приказом №... от "."..г. директора КТ «ООО «Ломбард» и Компания» В с учетом приказа №... от "."..г. организовано проведение инвентаризации всего имущества и обязательств, за исключением основных средств, по результатам которой составлены акт инвентаризации наличных денежных средств от "."..г. и акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от "."..г..

Стороной ответчика представлены копии приходных кассовых ордеров (ПКО) от "."..г. о получении КТ «ООО «Ломбард» и Компания» от ФИО1 денежных средств, так согласно ПКО №... от ответчика принято в счет погашения займа от "."..г. 595 000 руб., согласно ПКО №... от ответчика принято в счет погашения займа от "."..г. 595 000 руб., согласно ПКО №... от ответчика принято в счет погашения займа от "."..г. 595 000 руб., согласно ПКО №... от ответчика принято в счет погашения займа от "."..г. 595 000 руб.

По утверждению истца, а также исходя из акта выборочной проверки от "."..г., указанные ПКО доказательством возврата ФИО1 денежных средств по договорам займа не являются, поскольку оформлены с нарушением требований и не содержат подписей.

Тем же актом от "."..г. установлено и признается истцом, что "."..г. ФИО1 внесены в кассу предприятия по договорам займа проценты на общую сумму 155 964 руб. по ПКО : №... на сумму 38 991 руб., по ПКО №... на сумму 38 991 руб., по ПКО №... на сумму 38 991 руб., по ПКО №... на сумму 38 991 руб. При проверке установлено, что с "."..г. по всем четырем договорам займа начисляются проценты по 7 438 руб. в месяц и с "."..г. по 3 471 руб. в месяц. Согласно бухгалтерским данным по всем четырем договорам займа проценты вносились в кассу предприятия и последние погашенные "."..г. проценты – это проценты за период с "."..г. по "."..г. по момент возврата займов.

Тем самым, настаивая на обоснованности заявленных требований, истец ссылается на неправильное оформление ПКО на возврат ФИО1 в кассу предприятия сумм займов, а также письменные объяснения кассира К и товарища Б

Вместе с тем, суд считает необходимым учесть, что ведение бухгалтерского учета осуществляется посредством формирования данных целой совокупности первичных учетных документов.

Так стороной истца не представлено сведений о том, что бухгалтерская отчетность за "."..г. была составлена без учета денежных средств, внесенных ФИО1 на основании приходных кассовых ордеров от "."..г..

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению устанавливает, что счет 58 «Финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Предоставленные займы отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или другими соответствующими счетами. Возврат займа отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» или других соответствующих счетов и кредиту счета 58 «Финансовые вложения». К счету 58 «Финансовые вложения» могут быть открыты субсчета: 58-3 «Предоставленные займы».

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. Счет 50 «Касса» корреспондирует со счетами, в том числе, «58» финансовые вложения.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации». На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации.

Субконто - инструмент аналитического учета, который предназначен для детализации информации, содержащейся на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета.

Согласно представленной ответчиком распечатке анализа счета «58» субконто за "."..г., в строке счета «50» имеется отметка о внесении ФИО1 денежных средств в размере 2 380 000 руб., конечное сальдо приведено в размере 15 365 143,00 руб. Указанные данные были учтены при проведении инвентаризации за "."..г., проводимой на основании приказа истца.

По данным представленной ответчиком распечатке бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный 2018 год, поданной в отношении КТ «ООО «Ломбард» и Компания» в установленном законом порядке посредством электронного документооборота "."..г. в ИФНС России по г. Волжский, принятой в налоговом органе "."..г., бухгалтерский баланс актив (актив – представляет собой денежные средства) финансовые вложения указаны также в размере 15 365 143,00 руб. на 31 декабря предыдущего года, то есть 2017 года.

Согласно распечатке анализа счета «58.3» субконто за "."..г. конечное сальдо приведено в размере 44 768,00 руб.

По данным представленной ответчиком распечатке той же бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный "."..г., поданной в отношении КТ «ООО «Ломбард» и Компания» в установленном законом порядке посредством электронного документооборота "."..г. в ИФНС России по г. Волжский, бухгалтерский баланс актив (актив – представляет собой денежные средства) финансовые вложения указаны в размере 45 на отчетную дату отчетного периода.

Приведенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за отчетный 2018 год, поданная в отношении КТ «ООО «Ломбард» и Компания», подписана его директором В

При этом, как установлено приведенным выше ФЗ от 6.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация согласно нормативных норм бухгалтерского учета документов (часть 3 статьи 11), порядок проведения инвентаризации регулируется Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Следует также признать обоснованными доводы ответчика о том, что при отражении фактов хозяйственной жизни истца подлежали обязательному учету и отражению в бухгалтерском и налоговом отчете полученные от ответчика проценты по договорам займа.

По данным реестра документов за период с "."..г. по "."..г., распечатанной также с электронного носителя 1С бухгалтерия и представленной истцом, при учете приходных операций отражено внесение ФИО1 "."..г. денежных средств в сумме 38 991 руб. по ПКО №..., в сумме 38 991 руб. по ПКО №..., в сумме 38 991 руб. по ПКО №..., в сумме 38 991 руб. по ПКО №..., уплаченных ответчиком в качестве процентов по договорам займов, а также внесение ответчиком на основании ПКО №... денежных средств в сумме 595 000 руб., на основании ПКО №... денежных средств в сумме 595 000 руб., на основании ПКО №... денежных средств в сумме 595 000 руб., на основании ПКО №... денежных средств в сумме 595 000 руб.

Согласно представленной истцом распечатки 1С бухгалтерия за период с "."..г. по "."..г., в реестре документов нашло отражение учет расходной операции - расходного кассового ордера на сумму 2 380 000 руб. выданной "."..г.Б

Внесение данных сумм ФИО1 подтверждается также представленной истцом распечаткой листа 776 кассовой книги.

Исходя из изложенного, при сдаче бухгалтерской (финансовой) отчетности недостачи денежной наличности выявлено не было, что также подтверждается копиями акта инвентаризации наличных денежных средств по состоянию на "."..г., акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на "."..г., утвержденных директором КТ ООО «Ломбард» и «Компания» В

При этом, следует также отметить, что акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на "."..г. о состоянии расчетов с физическими лицами не содержит данных о наличии задолженностей по счетам «50», «58».

Истцом не опровергнуто то обстоятельство, что при проведении ежегодной инвентаризации, в том числе, за "."..г. которая является для КТ ООО «Ломбард» и «Компания» обязательной и подлежит сдаче в налоговые органы, в ходе инвентаризации не было выявлено отклонение между фактическим наличием денежных средств и данными бухгалтерского учета на сумму долга ФИО1 2 380 000 руб.

Ссылку истца на письменные пояснения старшего кассира К об отсутствии фактической операции по внесению ответчиком в кассу денежных средств в общей сумме 2 380 000 руб. и по выдаче их Б, также как и ссылку на неправильное оформление приходных кассовых ордеров, суд отклоняет в силу того, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Таким образом, исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе данными инвентаризации, бухгалтерской (финансовой) отчетности подтверждается отсутствие задолженности ФИО1 по возврату заемных денежных средств в указанном истцом размере, при составлении и подаче КТ «ООО «Ломбард» и Компания» бухгалтерской и налоговой отчетности данной задолженности выявлено не было.

В этой связи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных истцом требований о взыскании с ФИО1 долга по договорам займа в указанном в иске размере, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 20 100 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 199 ГПК РФ, суд,-

решил:

Коммандитному товариществу «ООО «Ломбард» и Компания» в удовлетворении иска к ФИО1 о взыскании долга по договорам займа от "."..г. в размере 595 000 руб., от "."..г. в размере 595 000 руб., от "."..г. в размере 595 000 руб., от "."..г. в размере 595 000 руб., взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 20 100 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

<...>

<...>