ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3561/2013 от 15.08.2013 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2013 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Макарычевой Н.В.

при секретаре Фомичевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к некоммерческой организации «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства Юстиции РФ по Пензенской области обратилось в суд с требованием о ликвидации некоммерческой организации.

В обоснование заявленных требований указали, что Дата  Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области зарегистрирована некоммерческая организация «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области, ОГРН Номер .

В соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", уполномоченный орган обязан осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству РФ, некоммерческая организация обязана представлять в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций и лиц без гражданства по формам N ОН 0001, ОН 0002 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Поскольку ответчик отчеты о своей деятельности за Дата , Дата  годы не представил, просили принять решение о ликвидации некоммерческой организации.

Извещенные надлежащим образом представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, некоммерческой организации «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области участия в судебном заседании не принимали.

Третье лицо УФНС по Пензенской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставило.

Дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу требований части 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1313) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Судом установлено, что Дата  Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области зарегистрирована некоммерческая организация «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области, ОГРН Номер .

Согласно Уставу некоммерческая организация «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области осуществляет благотворительную деятельность, направленную на содействие развитию налоговых реформ, укреплению деятельности налоговых органов, подразделений налоговой полиции, социально-правовой защищенности их сотрудников и пенсионеров, улучшению их профессиональных, материальных, нравственно-психологических, бытовых условий жизни и работы.

За период работы с момента регистрации по настоящее время отчеты о своей деятельности в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области учреждение не представляло.

Из письма генерального директора некоммерческой организация «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области А.А.. от Дата  следует, что некоммерческая организация «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области уставную деятельность не осуществляет с Дата .

На момент рассмотрения дела доказательств об осуществлении организацией уставной деятельности сторонами не предоставлено.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

При таком положении суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований о ликвидации учреждения и исключении данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области при подаче настоящего иска было освобождено от уплаты государственной пошлины, то с некоммерческой организации «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к некоммерческой организации «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области о ликвидации некоммерческой организации, удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд содействия развитию налоговых реформ» по Пензенской области государственную пошлину в сумме 200 (двести) руб. 00 коп. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Н.В.Макарычева