ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3563/18 от 30.11.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело № 2-3563/2018

Решение

Именем Российской Федерации

Бутырина А.В., Тобалевич М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Сибирского транспортного прокурора к Западно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, прекращении трудовых отношений,

у с т а н о в и л:

Истец Западно-Сибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Западно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее ЗС МТУ Росавиации), федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, прекращении трудовых отношений, в котором просит признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ЗС МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ о даче Колесникову С.В. согласия на замещение должности заместителя начальника Новосибирского зонального центра единой системы организации воздушного движения филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»; обязать филиал «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» прекратить трудовые отношения с Колесниковым С.В.

В обоснование иска указал, что Западно-Сибирской транспортной прокуратурой выявлен факт принятия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ЗС МТУ Росавиации (далее -комиссия) решения о согласии на трудоустройство в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Колесникова С.В., ранее замещавшего в указанном государственном органе должность начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания, противоречащего требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) и иных нормативных правовых актов. Установлено, что приказом и.о. начальника ЗС МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГКолесников С.В. уволен с должности начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания, которая включена в утвержденный приказом и.о. начальника ЗС МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в ЗС МТУ Росавиации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ соответствующее заявление Колесникова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия большинством голосов дала ему согласие на замещение должности заместителя начальника Новосибирского зонального центра единой системы организации воздушного движения филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с ним заключен трудовой договор. Однако принятое комиссией решение является противоречащим федеральному законодательству. При принятии ДД.ММ.ГГГГ решения комиссией не учтены обстоятельства, свидетельствующие о выполнении Колесниковым С.В. отдельных функций государственного управления в отношении Новосибирского зонального центра единой системы ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», указывающие на наличие конфликта интересов.

Установлено, что пунктом 3.1.3 должностного регламента, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника ЗС МТУ Росавиации, на Колесникова С.В. как начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания были возложены обязанности: обеспечить в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации контроль в пределах своей компетенции за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации со стороны функционирующих в границах указанной зоны филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»; обеспечивать в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации руководство функционированием данной системы. Также согласно пункту 8.1 должностного регламента при выполнении должностных обязанностей начальник отдела оказывает государственные услуги, в том числе, по выдаче свидетельства диспетчера управления воздушным движением и продлении их срока действия. В обязанности Колесникова С.В., как руководителя отдела, также входили функции по осуществлению руководством текущей деятельности отдела, организации и проведению в пределах компетенции отдела проверок, в том числе, в филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». На основании вышеизложенного Колесников С.В., замещая должность начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания ЗС МТУ Росавиации, осуществлял функции государственного управления в отношении Новосибирского зонального центра единой системы ОрВД, являющего структурным подразделением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Учитывая требования Закона № 273-ФЗ о приоритетности мер по предупреждению коррупции, а также тот факт, что в контролирующем деятельность филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» органе власти (ЗС МТУ Росавиации), и в частности, в отделе, возглавляемом ранее Колесниковым С.В., работают бывшие подчиненные ему лица, сам он обладает знанием служебной информации, имеются предпосылки для возникновения конфликта интересов, что создаст угрозу интересам граждан, организации, публичных образований. В данном случае также имеется конфликт между публичными и частными интересами, поскольку согласно разделу 3 Устава ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 113, п. п. 1,2 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, рассматриваемая ситуация создает предпосылки возникновения конфликта интересов, способствует коррупционным проявлениям. В силу требований части 1 статьи 12 Закона № 273-ФЗ Колесников С.В. в течение двух лет после увольнения с государственной службы не имел право замещать на условиях трудового договора должность в указанной организации.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Шерстов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением.

Представители ответчиков ЗС МТУ Росавиации Захарова А.А., ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Лаптева А.М., действующие на основании доверенностей, третье лицо Колесников С.В. исковые требования не признали, дали соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон, Закон № 273-ФЗ) гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно части 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В целях получения указанного согласия гражданин в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). При этом несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

Судом установлено, что Колесников С.В. проходил государственную гражданскую службу в должности начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ приказом и.о. начальника ЗС МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГКолесников С.В. был уволен с занимаемой должности государственной гражданской службы в связи расторжением служебного контракта по собственной инициативе в соответствии со статьей 36 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» на основании поданного заявления. Указанная должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ 01.02.2018Колесников С.В. обратился в Комиссию по соблюдению требований к служебномуповедению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтаинтересов ЗС МТУ Росавиации (далее- Комиссия) с заявлением о даче согласия назамещение должности в коммерческой или некоммерческой организации (выполнениеработы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации).

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия, рассмотрев вышеуказанное заявление Колесникова С.В., большинством голосов дала ему согласие на замещение должности заместителя начальника Новосибирского зонального центра единой системы организации воздушного движения филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ между Колесниковым С.В. и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» заключен трудовой договор, о чем издан Приказ /л от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу.

Согласно п.1.1. трудового договора Колесников С.В. принят на должность заместителя начальника Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД (внетрассовый сектор) филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее -Филиал Предприятия). Срок трудового договора установлен временно, на период временного перевода на должность начальника Новосибирского ЗЦ ЕС ОрВД Пашнина P.M.

Прокурор обратился в суд с требованиями об оспаривании решения комиссии о даче Колесникову С.В. согласия на замещение должности заместителя начальника Новосибирского зонального центра единой системы организации воздушного движения филиала «ЗапСиаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» как противоречащим федеральному законодательству, а именно: Рекомендациям Конвенции ООН против коррупции (пп.ё, п. 2, ст. 12); п.4,ст.1 и ч.1, чет. 12 Закона «О противодействии коррупции»; Обзору типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования (Письмо Минтруда России от 15.102012 ).

Вместе с тем, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, руководствуясь следующим.

Правовую основу противодействия коррупции наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами составляют общепризнанные принципы и нормы международного права (статья 2 Закона № 273-ФЗ).

Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной (муниципальной) службы, предусмотренные в статье 12 Закона № 273-ФЗ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ), закрепляющих право государства в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор (подпункт "е" пункта 2 статьи 12).

В пункте 4 статьи 1 Закона № 273-ФЗ закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

В Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (Письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ) к числу таких полномочий отнесены: осуществление государственного контроля; выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия; проведение государственной экспертизы и выдача заключений; проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Порядок рассмотрения заявления о даче согласия на заключение трудового договора регламентирован Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Положение ).

Как следует из пункта 24 Положения , по итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческойили некоммерческой организации либо на выполнение работы на условияхгражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческойорганизации, если отдельные функции по государственному управлению этойорганизацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой илинекоммерческой организации либо в выполнении работы на условияхгражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческойорганизации, если отдельные функции по государственному управлению этойорганизацией входили в его должностные (служебные) обязанности, имотивировать свой отказ.

Пункт 24 «Положения о Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению Федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предполагает, что в случае, если отдельные функции по государственному управлению организацией входили в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного гражданского служащего, Комиссией может быть принято решение, как дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, так и отказать в замещении данной должности.

По смыслу вышеуказанных правовых норм, сам по себе факт того, что отдельные функции по государственному управлению организацией входили в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного служащего не является основанием для отказа гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации, данное обстоятельство является основанием для рассмотрения этого вопроса соответствующей комиссией, при условии, что не истекли 2 года со дня увольнения гражданина с государственной гражданской службы.

Как следует из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в ЗС МТУ Росавиации, во исполнение ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от Колесникова С. В. -начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания ЗС МТУ Росавиации, о даче согласия на замещение должности заместителя начальника Новосибирского Зонального центра единой системы Организации воздушного движения (внетрассового сектора) филиала Аэронавигации Западной Сибири ФГУП Госкорпорации по организации воздушного движения в связи. Должность начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания, замещаемая Колесниковым С. В. включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Комиссии предоставлена копия должностного регламента начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания. В должностные обязанности Колесникова С.В. входило: обеспечивать в границах Новосибирской зоны Единой системы организации, воздушного движения РФ контроль в пределах своей компетенции за соблюдением воздушного законодательства РФ со стороны функционирующих в границах указанной зоны филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также поставщиков навигационного обслуживания при предоставлении услуги по навигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства РФ; организовывать в границах Новосибирской зоны Единой системы яизации воздушного движения РФ предоставление государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства; обеспечивать в границах Новосибирской зоны Единой системы организации душного движения РФ руководство функционированием ЕС ОРВД; осуществление организации присвоения рейсам (полетам) воздушных судов, организуемым и выполняемым в пределах территории, а также за пределами территории РФ, в целях перевозки заместителей Председателя Правительства РФ, высших должностных лиц и иных лиц, входящих в состав делегаций, сформированных в соответствии с актами РФ, при исполнении указанными лицами служебных полномочий, литер с буквенными обозначениями «ПК»; осуществление контроля при проведении согласования по размещению линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации и сооружений различного назначения, строительства и размещения объектов вне аэродрома, если их истинная высота превышает 50 м. в зоне ответственности ЗС МТУ Росавиации; рассматривает и корректирует разработку предложений по модернизации, техническому переоснащению объектов, систем и средств аэронавигационного обслуживания в зоне ответственности; контролирует проведение регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродромов, аэронавигационных паспортов аэродромов, исходных аэронавигационных данных и поправок к ним; контролирует вопросы обеспечения аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства в зоне ответственности; проводит анализ обеспечения безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства в зоне ответственности; участвует в совещаниях и семинарах по материалам авиационных событий, связанных с использованием воздушного пространства; по указанию начальника ЗС МТУ Росавиации участвует в проведении оценок соответствия юридических лиц. осуществляющих организацию и обслуживание воздушного пространства. предоставляет аэронавигационной информации требованиям Свидетельства соответствия; проведение готовности в подведомственных организациях ГА расположенных в зоне ответственности к работе в весенне-летний, осенне-зимний периоды; контролирует издание НОТАМ для внесения изменений в документы аэронавигационной информации РФ; осуществление организации и проведение расследований нарушений порядка пользования воздушного пространства, участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов; осуществление контроля за деятельностью по учету нарушений порядка пользования воздушного пространства; участие в работе территориальных квалификационных комиссий; контролирует рассмотрение документов кандидатов на получение свидетельства диспетчера; осуществляет контроль за наличием и достоверностью, аэронавигационной информации у организаций ГА, осуществляющих деятельность в зоне ответственности ЗС МТУ Росавиации; осуществляет контроль за реализацией мероприятий федеральных целевых программ, проводимых по модернизации объектов ОВД.

Комиссия рассмотрела пункт 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ о наличии функции государственного контроля, то есть функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - это полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Согласно Методическим рекомендациям, разработанным Минтруда России, Комиссией проведен анализ функций, исполняемых Колесниковым С.В., и трудовых функций на должность, на которую он претендует.

Лицензирование и выдачу разрешений на отдельные виды работ Колесников С.В. не осуществлял, согласно должностному регламенту; размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд - не осуществлял, согласно должностному регламенту; регистрации имущества и сделок с ним не проводил, согласно должностному регламенту; государственной экспертизы выдачи заключений не проводил, согласно должностному регламенту; подготовки и принятия решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.) — не осуществляя, согласно должностному регламенту; осуществления государственного надзора не осуществлял, согласно должностному регламенту; функции контроля, возложенные на Колесникова С.В. не могут повлечь конфликта интересов, так как самостоятельных решений Колесников С.В. не принимал. Таким образом, функции, относившиеся к государственному управлению, не входили в круг его полномочий.

В связи с чем, комиссией принято решение. Голосовали: «За» - 9 человек, «воздержался» - 1 человек. На основании п. 3.8 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта и урегулированию конфликта интересов, утверждённого приказом ЗС МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия сочла возможным замещение гражданином Колесниковым С.В. должности заместителя начальника Новосибирского Зонального центра единой системы Организации воздушного движения (внетрассового сектора) филиала Аэронавигапии Западной Сибири СРГУП Госкорпорации Организации воздушного движения.

Как установлено судом, комиссия имела необходимый кворум, решение принято большинством голосов, нарушений регламента или процедуры проведения комиссии судом не установлено. При этом в работе также принимали участие независимые специалисты-эксперты, которые также пришли к выводу, что конфликт интересов отсутствует, коррупционной составляющей нет, филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» напрямую не подчиняется ЗС МТУ Росавиации. Доказательств нарушения процедуры заседания конфликтной комиссии, формирования комиссии и компетенции, срока обращения Колесникова С.В. в комиссию суду не представлено.

У суда отсутствуют основания для переоценки выводов комиссии, исходя из следующего.

Из протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении заявления Колесникова С.В., Комиссией в полном объеме были изучены должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания ЗС МТУ Росавиации, которую ранее замещал Колесников С.В., должностные обязанности заместителя начальника Новосибирского Зонального центра ЕС ОрВД (внетрассовый сектор) филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также рассмотрены обстоятельства, которые могли бы создать угрозу возникновения конфликта интересов.

Так, Комиссией установлено, что функции государственного надзора Колесников С.В. не осуществлял, функции по государственному управлению, предусмотренные п.4 ст. 1 Федерального Закона № 273-ФЗ, не входили в круг его полномочий.

Федеральное агентство воздушного транспорта (далее-Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере.

Росавиация и ее территориальные органы согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» является руководящим органом Единой системы.

ЗС МТУ является территориальным органам Росавиации. Приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ в положение ЗС МТУ Россавиации дополнительно внесены полномочия руководящего органа Единой системы организации воздушного движения в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации» отражены полномочия руководящего органа Единой системы.

Контроль и руководство со стороны руководящего органа единой системы заключается в наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности, в выявлении причин и условий, способствующих нарушению законности, координации деятельности в целях обеспечения устойчивой и непрерывной работы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Кроме того пунктом 7 Положения о Росавиации и подпунктом «г» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что федеральное агентство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 4.1 Положения о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта, утвержденного приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, управление с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет функции руководящего органа Единой системы организации воздушного движения в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система).

В соответствии с п. 5.4 указанного Положения управление участвует в организации и проведении обязательной сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а также объектов Единой системы организации воздушного движения.

Как установлено в ходе рассмотрения по делу, у Колесникова С.В., как начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания (далее-ООИВП и АНО) ЗС МТУ Росавиации, отсутствовали властные полномочия по принятию решению, осуществлению государственного управления в отношении ФГУП «Госкорпорации по ОрВД».

Проверки, осуществляемые ЗС МТУ Росавиации в отношении предприятий ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в ходе подготовки к работе в весенне-летний или в осенне-зимний периоды, осуществляются в соответствии с положениями. «Методических рекомендаций по подготовке организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период» (Приказ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ) на основании указаний (распоряжений) Росавиации. При этом, состав комиссии формируется и утверждается руководителем ЗС МТУ Росавиации.

Колесников С.В. в должности начальника ООИВП и АНО участие в проверках филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также Новосибирского ЗЦ ЕС ОрВД лично или в составе комиссий не принимал, состав комиссии не формировал, лиц в состав комиссии не назначал.

Довод о том, что в проведении проверок принимали участие несколько подчиненных ему работников отдела, не может быть принят во внимание, поскольку состав комиссии формировался руководителем ЗС МТУ Росавиации, результаты проверок согласовывались с председателем соответствующей комиссии, которым Колесников С.В. не являлся.

Также работники отдела осуществляют участие в организации и проведении обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, а также выдачу (продление срока действия) свидетельств из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, включая диспетчеров (п. п. 4.2, 4.4 Положения об отделе).

В силу п. 5.5 Положения отдел участвует в проведении обязательной сертификации как юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства, так и объектов Единой системы (здания, сооружения, оборудование).

В целях реализации вышеуказанных полномочий отдел вправе участвовать в проведении проверок (п. 6.5), информировать руководителя и уполномоченные госорганы о выявленных нарушениях (п. 6.6), а также применять предусмотренные законом меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований (п. 6.7). Согласно п. 8 Положения отдел возглавляет его начальник, который обладает обширными полномочиями, перечисленными в пункте 9 Положения, дает подчиненным обязательные для исполнения указания и поручения.

Выдача свидетельства диспетчера управления воздушным движением и продления их срока действия осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельства выдаются лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Проверка соответствия знаний лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил осуществляется территориальными квалификационными комиссиями. Проверка знаний проводится с помощью тестирования в электронном виде в специально оборудованном классе с применением видеозаписи и записи звука. Результат проверки оформляется протоколом за подписью председателя комиссии. Состав комиссии формируется и утверждается руководителем управления (Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий Федерального агентства воздушного транспорта, а также требования к их членам»).

Кроме того, свидетельство диспетчера выдается физическому лицу с целью подтверждения его квалификации для занятия им определенной должности в соответствующей организации.

Следовательно, участие Колесникова С.В. в квалификационной комиссии не относится к функции государственного управления.

Таким образом, суд, оценив материалы дела, полагает, что у Колесникова С.В. как начальника отдела организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания ЗС МТУ Росавиации отсутствовали властные полномочия принимать решения, а равно осуществлять государственное управление в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

При этом, действующее законодательство не исключает возможность бывшему государственному служащему замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, а лишь налагает некоторые ограничения при поступлении на иную работу. Ограничения состоят лишь в обязательном получении согласия конфликтной комиссии, которое третьим лицом было получено.

В то же время, из анализа п.1, п.п. «е» п.2 ст. 12 Конвенции, ч.2,4 ст. 12 Федерального Закона № 273-ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что указанные ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Указанные требования законодательства были соблюдены Колесниковым С.В., а именно: получено разрешение Комиссии, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» своевременно направлено соответствующее сообщение в ЗС МТУ Росавиации о заключении трудового договора с бывшим госслужащим от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Как следует из п. 1.1. Устава ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» (далее Предприятие) является правопреемником Федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (Госкорпорация по ОВД)", созданного в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Вопросы Федеральной авиационной службы России". В силу п. 2.1. Устава ФГУП, предприятие создано в целях обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения и другой деятельности по организации использования воздушного пространства Российской Федерации в установленных границах, обслуживания воздушного движения над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации (далее зона ответственности Российской Федерации) а также для формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Согласно п. 2.2.1. Устава для достижения целей, указанных в п.2.1. Устава Предприятие предоставляет государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства РФ.

Таким образом, оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства РФ в границах зоны ответственности Российской Федерации возложено на единый хозяйствующий субъект -ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которое имеет в своем составе 17 филиалов, расположенных вне места его нахождения в различных субъектах РФ. Учредителем Предприятия является Правительство РФ.

В настоящее время уполномоченным органом в области гражданской авиации является Министерство транспорта Российской Федерации, которое функционирует на основе Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Министерство транспорта является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, который формирует государственную политику и нормативную правовую базу в сфере гражданской авиации.

Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы надзора в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы федерального агентства воздушного транспорта», Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, а также функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере транспорта» Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

В соответствии со ст. 28 ВК РФ целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Согласно п. 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, федеральный государственный транспортный надзор включает в себя государственный надзор в области гражданской авиации, а также государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства.

Таким образом, действующим законодательством разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере гражданской авиации, при этом, именно Ространснадзор уполномочен осуществлять соответствующий контроль и надзор в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о федеральном агентстве воздушного транспорта» и Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации» (далее по тексту - Административный регламент) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является специализированным предприятием в системе гражданской авиации, осуществляющим государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства.

Согласно ст. 69 Воздушного кодекса Российской Федерации, обслуживание воздушного движения и обеспечение полетов воздушных судов, предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, осуществляется на единообразных условиях за плату.

Условия оплаты представленных услуг по аэронавигационному обслуживанию регулируется «Порядком взимания аэронавигационных сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ», утвержденным приказом Федеральной аэронавигационной службы от ДД.ММ.ГГГГ (далее -«Порядок оплаты»).

Существенные условия аэронавигационного обслуживания, включая перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве РФ, а также правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве РФ утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ».

Ставки сборов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 40 Административного регламента).

Приказом Федеральной службой по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ-т/4 утверждены ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ.

Кроме того, пунктами 3.1.,3.4. Устава Предприятия предусмотрено, что имущество Предприятия находится в федеральной собственности, плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, является федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение Предприятия.

В соответствии со ст. 14 ВК РФ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Единой системе организации воздушного движения РФ» единая система предназначена для организации использования воздушного пространства РФ и организации воздушного движения над находящимися за пределами территории РФ районами, а ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ.

Руководящим органом единой системы является Росавиация, а к оперативным органам относятся структурные подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Обеспечение деятельности оперативных органов осуществляется за счет средств, получаемых в качестве платы за предоставление услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов (п.5,10 Постановления Правительства РФ

Таким образом, при назначении Колесникова С.В. на должность отсутствуют основания для возникновения конфликта интересов и коррупционных факторов, в т.ч. конфликта между публичными и частными интересами, ввиду подконтрольности Зонального Центра ЕС ОрВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Кроме того, как установлено судом, надзорным и контролирующим органом за деятельностью ФГУП «Госкорпорация по ОВД» является Ространснадзор.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что Колесников С.В. не мог осуществлять какие-либо функции управления в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которые бы поставили предприятие в приоритетное положение по отношению к иным организациям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием услуг по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов, поскольку, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является единственной организацией в зоне ответственности РФ, которая осуществляет вышеуказанную деятельность по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов (Новосибирский зональный центр, является структурным подразделением филиала «ЗапСибаэронавигация», который в свою очередь является обособленным подразделением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).

В соответствии с частями 1,2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Таким образом, довод о наличии конфликта интересов при выполнении Колесниковым С.В. функций управления в отношении Новосибирского зонального центра, который является структурным подразделением филиала «ЗапСибаэронавигация», который в свою очередь является обособленным подразделением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», объективными доказательствами не подтвержден, поскольку ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является единственной организацией в зоне ответственности РФ, которая осуществляет аэронавигационное обслуживание воздушных судов, и, следовательно, не может быть в приоритетном положении относительно каких-либо иных организаций.

Следовательно, Решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ЗС МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ о даче Колесникову С.В. согласия на замещение должности заместителя начальника Новосибирского ЗЦ ЕС ОрВД (внетрассовый сектор) филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является законным и обоснованным, поскольку исполнение Колесниковым С.В. должностных обязанностей заместителя начальника Новосибирского ЗЦ ЕС ОрВД (внетрассовый сектор) филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью.

Довод о том, что комиссия ЗС МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ рассмотрела заявление Колесникова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как уволен он со службы ДД.ММ.ГГГГ, а потому Колесников С.В. заблаговременно, ещё находясь на государственной гражданской службе, вел переговоры о трудоустройстве в филиал «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», правового значения при рассмотрении дела не имеет, поскольку судом не установлено нарушений по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении комиссией заявления Колесникова С.В.

Довод о том, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ЗС МТУ Росавиации, принимая ДД.ММ.ГГГГ положительное решение, избирательно оценила все иные функции, образующие конфликт интересов, судом не принимается, поскольку в распоряжении комиссии имелись все необходимые документы, которые оценены всесторонне и объективно.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных исковых требований о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, прекращении трудовых отношений с Колесниковым С.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Западно-Сибирского транспортного прокурора к Западно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, прекращении трудовых отношений оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья А.В. Бутырин