ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3566/2016 от 21.07.2016 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2016 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Казарян Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3566/2016 по иску Шабановой А.А. к АО «Русская Телефонная Компания» об отказе от исполнения договора купли-продажи, возврате стоимости товара,

УСТАНОВИЛ:

Истец Шабанова А.А. обратилась в суд с иском к АО «Русская Телефонная компания» о защите прав потребителя.

Представитель истца ФИО10., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что 28.06.2014 года истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым истец приобрел сотовый телефон <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> рублей. Обязательства по договору истцом исполнены полностью. В процессе эксплуатации, до истечения пятнадцатидневного срока, в вышеуказанном товаре проявился недостаток: вышла из строя фотокамера. Согласно заключению ООО <данные изъяты>» в товаре выявлен производственный дефект – не работает основная камера. 05.07.2016 года ответчику вручена претензия покупателя об отказе от договора, которая продавцом в добровольном порядке не удовлетворена.

Ввиду изложенного истец просит суд обязать ответчика принять отказ истца от исполнения договора-купли продажи телефона и взыскать с ответчика стоимость некачественного товара в размере <данные изъяты> руб., неустойку за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере стоимости товара в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., убытки, связанные с составлением претензии, в размере <данные изъяты> рублей, убытки, связанные с составлением искового заявления, в размере <данные изъяты> рублей, убытки на проведение досудебного исследования товара в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы.

Представитель ответчика ФИО11., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в течение пятнадцатидневного срока после приобретения товара истец обратилась к продавцу с претензией, указав, что телефон плохо ловит сеть. Относительно недостатков фотокамеры претензий продавцу не поступало, наличие указанного дефекта установлено досудебным исследованием лишь в ноябре 2015 года, то есть по истечении пятнадцатидневного срока, следовательно, для отказа от договора купли-продажи требуется существенность недостатка в товаре. Между тем недостаток товара является устранимым, затраты на его устранение минимальны, поэтому основания для удовлетворения требования потребителя в добровольном порядке у продавца отсутствовали. С заявлением о ремонте товара истец к ответчику не обращалась.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, показания эксперта и специалиста, проверив материалы дела, считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Статьей 19 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В силу ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Согласно пункту 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 года № 924, Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями, отнесены к технически сложным товарам, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.

Судом установлено, что 28.06.2014 года истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым истец приобрел сотовый телефон <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> рублей. Обязательства по договору истцом исполнены полностью.

05.07.2014 года продавцом была получена претензия покупателя с требованием о расторжении договора купли-продажи, возврате стоимости некачественного товара, компенсации морального вреда, возмещении убытков. В претензии также указано, что в период гарантийного срока в товаре появились следующие дефекты: плохо ловит сеть, выключается и не включается.

Согласно заключению ООО <данные изъяты>» от 23.11.2015 года в товаре выявлен производственный дефект – не работает основная камера. Причиной проявления выявленных дефектов является выход из строя модуля основной камеры сотового телефона, дефект носит производственный характер. Стоимость модуля камеры составляет <данные изъяты> рублей, стоимость устранения неисправности составляет <данные изъяты> рублей, срок устранения не менее 6 рабочих дней, стоимость аналогичной модели на момент проведения исследования – <данные изъяты> рублей.

Представителем ответчика выводы, изложенные в досудебном заключении, оспорены, для проверки доводов сторон по ходатайству представителя ответчика была проведена судебная товароведческая экспертиза, производство которой было поручено ООО <данные изъяты> Согласно заключению судебной экспертизы в товаре, приобретенном истцом, имеется дефект – не работает основная камера, дефект носит производственный характер, является устранимым, стоимость замены компонента составляет <данные изъяты> рубль, рыночная стоимость аналогичного товара не может быть определена ввиду снятия его с производства.

В настоящем деле истцом поставлен вопрос об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате денежной суммы, уплаченной покупателем по договору, на основании проявления в товара недостатка в пятнадцатидневного срок со дня приобретения товара.

Между тем с доводами истца согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимаются неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 17 от 28 июня 2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснил, что исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Суду необходимо иметь в виду, что право выбора вида требований, которые в соответствии со статьей 503 ГК РФ и пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.

При этом потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона о защите прав потребителей, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.

По истечении этого срока отказ от исполнения договора купли-продажи либо требование о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в пункте 1 статьи 18 Закона случаев: обнаружение существенного недостатка товара (пункт 3 статьи 503, пункт 2 статьи 475 ГК РФ), нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (статьи 20, 21, 22 Закона), невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (пункты 13, 38).

Анализ приведенных выше правовых норм дает основания полагать, что покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара, безотносительно существенности недостатков товара, исключительно в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в трех случаях, в том числе в случае обнаружения существенного недостатка товара.

Существо спора сторон, в основном, сводится к моменту выявления в товаре недостатка, имеющего производственный характер, при этом представитель истца считает, что дефект основной камеры проявился в товаре до истечения 15 дней со дня его приобретения.

Между тем из текста претензии покупателя, врученной продавцу 05.07.2014 года (л.д. 9), не следует, что в течение 15 дней со дня приобретения товара в нем проявился дефект основной камеры.

Напротив, в претензии истцом указано на то, что телефон плохо ловит сеть, выключается и не включается.

Суд отмечает, что досудебное исследование качества товара было самостоятельно получено истцом 23.11.2015 года, то есть спустя 1 год и 4 месяца после обращения к продавцу с соответствующей претензией, при этом заключением специалиста установлен иной недостаток, чем указано в претензии истца.

Заключение судебной экспертизы в части наличия недостатка и его характера соответствует досудебному исследованию, кроме того, эксперт отметил, что в метаданных устройства имеются сведения о последнем фото, произведенном на фотокамеру, датированном 18.05.2016 года.

В судебном заседании эксперт ФИО12. подтвердил выводы своего заключения и дополнил, что в спорном телефоне имеются две камеры, одна из которых основная. Фотоснимок, датированный 18.05.2016 года, произведен именно на указанную фотокамеру, которую истец считает неисправной. Кроме того, в метаданных имеются сведения о фотоснимках, датированных 14.05.2016 года и 21.09.2015 года. Фотоснимки, сделанные на основную фотокамеру, отличаются от снимков, сделанных на вторую камеру, объемом байтов и разрешением.

Эксперт также пояснил суду, что «плавающий» (т.е. проявляющийся время от времени) характер недостатка камеры, теоретически, не исключен, но при этом такой недостаток будет и в ходе исследования проявляться, как «плавающий», то есть камера будет включаться и выключаться. При исследовании спорного товара основная камера не включалась в ходе всего исследования, в том числе после перезагрузки телефона, что дает основания полагать, что характер недостатка не является «плавающим».

Относительно фотоснимков, сделанных на основную камеру в 2015 году, эксперт утверждал, что изменение даты и времени снимков из-за неправильно установленных параметров телефона, теоретически не исключено. Между тем данная модель мобильного устройства в случае неправильного установления параметров даты не выполняет функции связи, поскольку не принимает сеть.

Специалист ФИО13 в судебном заседании подтвердил показания эксперта ФИО12 и также пояснил, что «плавающий» дефект камеры обычно проявляется в ходе исследования и выражается в плавающем характере работы неисправного устройства. В данном случае при исследовании, проводившемся в ноябре 2015 года, дефект имел устойчивый характер.

Судом не принимаются доводы представителя истца относительно возможности перемещения фотоснимков на устройство истца с устройства, имеющего аналогичные параметры, поскольку, хотя изложенное обстоятельство теоретически специалистом и экспертом не исключено, однако ранее представителем истца о нем не заявлялось, а было указано исключительно на «плавающий», то есть проявляющийся время от времени, характер недостатка.

Следует отметить, что объяснения представителя истца прямо противоречат претензии Шабановой А.А., направленной продавцу 05.07.2014 года, в которой отсутствует указание на выход из строя основной камеры и отсутствие возможности производить фотоснимки.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что недостаток в товаре (неисправность основной камеры) впервые проявился по истечении пятнадцатидневного срока со дня приобретения товара, как следует из показаний эксперта, согласно которым до исследования, проведенного специалистом ФИО13 последний фотоснимок на камеру был сделан в сентябре 2015 года.

Суд отмечает, что недостаток, заявленный истцом в претензии от 05.07.2014 года (плохо ловит сеть, выключается и не включается), ни в ходе досудебного исследования, ни при проведении судебной экспертизы установлен не был, обращение в суд с иском последовало спустя 1 год и 8 месяцев после обращения истца к продавцу.

Таким образом, для удовлетворения требований потребителя об отказе от договора купли-продажи технически сложного товара по истечении 15 дней со дня его приобретения необходимо наличие в товаре недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

Анализ выводов досудебного исследования товара, заключения судебной экспертизы, показания специалиста и эксперта в судебном заседании дают основания полагать, что недостаток товара в виде неисправности основной камеры может быть устранен путем ремонта товара, при этом расходы на устранение которого не приближены к стоимости и не превышают стоимость самого товара, следовательно, по смыслу закона наличие в товаре установленного недостатка не является основанием для возврата стоимости товара.

Поскольку остальные требования, заявленные истцом (взыскание неустойки, компенсация морального вреда, судебные расходы) производны от основного требования, в их удовлетворении следует отказать.

Суд также находит необходимым отметить, что за истцом сохраняется право требовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара либо уменьшения его стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Шабановой <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2016 года.

Председательствующий: