ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3566/2022 от 07.10.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2022-005602-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07.10.2022 года г.Ханты - Мансийск

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре судебного заседания Белоусове Р.В.,

с участием:

tпредставителя истца Депимущества Югры – Чернякова П.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-

представителя ответчика ОФРЖС «Жилище» - Иванова А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3566/2022 по иску Департамента по управлению государственным имуществом Ханты – Мансийского автономного округа – Югры к Окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» о ликвидации юридического лица,

установил:

истец Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Депимущества ХМАО-Югры) обратился в суд с иском к ответчику Окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» (далее по тексту ОФРЖС «Жилище») о ликвидации юридического лица.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ) и пункта 4.3 Устава Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» создан и действовал с целью исполнения социально значимых задач, а именно: развития жилищного строительства на территории ХМАО-Югры, строительства объектов социально-бытового и культурного назначения, строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; обеспечения жителей ХМАО-Югры доступным и качественным жильем; поддержкой участия физических и юридических лиц в финансировании жилищного строительства или приобретении жилья на территории ХМАО-Югры; обеспечения эффективного использования собственных средств, в целях формирования рынка жилья на территории ХМАО-Югры, как условия улучшения жилищных условий граждан, проживающих на территории ХМАО-Югры; развития конкуренции в сфере жилищного строительства. В соответствии с пунктом 5.2. Устава имущество Фонда формировалось за счет: взносов учредителя; доходов, получаемых от разрешенной Уставом деятельности. В виду отсутствия финансирования в 2019 году Фонд был вынужден приостановить строительство запланированных объемов на неопределенный срок. Ввиду неразрешения вопросов связанных с финансированием, предусмотренная уставом деятельность фактически была прекращена в 2020 году (последний многоквартирный дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, расположен в <адрес>А (разрешение ). В бюджет автономного округа на 2022 год и плановый период 2023, 2024 годы расходы на предоставление имущественных взносов Фонду «Жилище» не предусмотрены, финансирование текущего содержания Фонда «Жилище» осуществляется только за счет реализации помещений, расположенных в ранее введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах. Согласно с пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщиком может являться: хозяйственное общество или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда; под застройщиком также понимается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», или публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона, а также указанный в пункте 3 части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона Фонд субъекта Российской Федерации, юридическое лицо, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающее в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории. Таким образом, Фонд «Жилище» не отвечает выше перечисленным требованиям, следовательно, статусом застройщика не обладает и не может привлекать денежные средства участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу. В виду отсутствия возможности привлекать денежные средства из иных источников финансирования, возможность Фонда исполнять текущие обязательства перед кредиторами в настоящее время обеспечивается только за счет реализации готовой продукции. В настоящее время наиболее ликвидное имущество (квартиры) практически реализованы, данный фактор оказывает значительное влияние на объем поступления денежных средств, соответственно в ближайшее время очевидным будет снижение платежеспособности и как следствие утрата финансовой устойчивости Фонда при условии продолжения ведения хозяйственной деятельности Фонда. На основании вышеизложенного, истец просит суд: ликвидировать Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» по причине недостаточности имущества фонда для осуществления его целей; назначить/утвердить ликвидационную комиссию из числа работников Фонда «Жилище» и представителя учредителя - Депимущества Югры, в составе: председатель ликвидационной комиссии - ФИО1; члены ликвидационной комиссии: ФИО2; ФИО3; ФИО4; возложить на ликвидационную комиссию обязанность по осуществлению ликвидации фонда, в том числе обязанности по определению порядка и сроков ликвидации, по утверждению ликвидационного и промежуточного ликвидационного балансов; определить источником выплаты вознаграждения ликвидационной комиссии имущество Фонда.

Представитель истца Депимущества ХМАО-Югры – Черняков П.А. в судебном заседании настоял на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.

Представитель ответчика ОФРЖС «Жилище» - Иванов А.Н. в судебном заседании иск признал, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, служащие основанием для ликвидации Фонда.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» создан на основании Постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем Фонда является Ханты-Мансийский автономный округ в лице Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище», исполнительный директор ФИО1 (л.д.54).

В соответствии с п.4.3 Устава целями создания Фонда являются: исполнение социально значимых задач: а именно: развитие жилищного строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, строительства объектов социально-бытового и культурного назначения; строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; обеспечение жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры доступным и качественным жильем; поддержка участия физических и юридических лиц в финансировании жилищного строительства или приобретении жилья на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; обеспечение эффективного использования собственных средств, в целях формирования рынка жилья на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, как условия улучшения жилищных условий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; развитие конкуренции в сфере жилищного строительства.

Согласно п.5.2 имущество Фонда формируется за счет: взносов Учредителя Фонда; доходов, получаемых от разрешенной настоящим Уставом деятельности; взносов и пожертвований юридических и физических лиц; иных источников, не запрещенных законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Управляющего совета Фонда «Жилище» принято решение об отсутствии целесообразности продолжения финансово-хозяйственной деятельности Фонда.

Как следует из протокола заседания Управляющего совета Фонда «Жилище» в 2019 году приостановлено строительство всех объектов, ввод в эксплуатацию объектов строительства не производился, строительство жилых домов, нежилых помещений не осуществляется, в бюджете автономного округа на 2022-2024 годы расходы на предоставление имущественных взносов Фонду «Жилище» не предусмотрены, текущая деятельность Фондом не осуществляется (л.д.24-27).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Депимущества ХМАО-Югры Фондом «Жилище» сообщено об инициировании процедуры ликвидации Фонда и предложены кандидатуры по включению в состав ликвидационной комиссии исполнительного директора Фонда «Жилище» - ФИО1, ФИО2, ФИО3 (л.д.28-29).

Депимуществом ХМАО-Югры в состав ликвидационной комиссии Фонда «Жилище» предложено включить ФИО4(л.д.30).

Согласно представленному истцом бухгалтерской отчетности Фонда «Жилище» за 2022 год у указанного фонда отсутствуют материальные внеоборотные активы, нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы, денежные средства и денежные эквиваленты, финансовые и другие оборотные активы, отсутствуют пассивы, отсутствуют целевые средства, отсутствует выручка, расходы по обычной деятельности.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В силу положений ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

В п. 3 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что у Фонда «Жилище» отсутствует возможности привлекать денежные средства из иных источников финансирования, возможность Фонда исполнять текущие обязательства перед кредиторами в настоящее время обеспечивается только за счет реализации готовой продукции, платежеспособность Фонда снижена, продолжение ведения хозяйственной деятельности Фонда нецелесообразно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование истца о ликвидации юридического лица Фонда «Жилище» является законным и обоснованным.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

Разрешая вопрос относительно назначения ликвидатора Фонда «Жилище» суд полагает возможным возложить обязанности по ликвидации Фонда «Жилище» на ликвидационную комиссию в составе: председателя комиссии ФИО1, членов комиссии: ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить полностью иск Департамента по управлению государственным имуществом Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (ИНН , ОГРН ) к Окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» (ИНН , ОГРН о ликвидации юридического лица.

Ликвидировать Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище».

Возложить обязанность по осуществлению ликвидации Окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище» на ликвидационную комиссию в составе: председатель комиссии ФИО1, члены комиссии: ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

Возложить обязанность на ликвидационную комиссию по определению порядка и сроков ликвидации Окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище», утверждению ликвидационного и промежуточного ликвидационного балансов.

Определить источником выплаты вознаграждения членам ликвидационной комиссии имущество Окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище».

Решение может быть обжаловано в суд Ханты Мансийского автономного округа — Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты – Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 14.10.2022 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев