К делу №2-3567/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего: Грекова Ф.А.
при секретаре: Чепурновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «12 отряд ФПС по Краснодарскому краю» об оспаривании отказа, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «12 отряд ФПС по Краснодарскому краю» об оспаривании отказа, признании права собственности, мотивировав следующим.
Истец является основным квартиросъемщиком однокомнатной квартиры <адрес> На данной жилой площади истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время. В занимаемое жилое помещение вселился на основании Протокола № «заседания жилищной комиссии УГПС ГУВД Краснодарского края» от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира, никогда не была зарегистрирована или учтена как служебное жилое помещение. Просит учесть, в производстве Советского районного суда г. Краснодар находилось гражданское дело №, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. по аналогичной квартире в этом же доме, вступившим в законную силу, квартира была признана утратившей статус служебного жилого помещения и исключена из числа служебного жилого фонда. В соответствии с требованиями положений ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец обратился к балансосодержателю - ФГКУ «12 отряд ФПС по Краснодарскому краю» и собственнику - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, с заявлением о передаче бесплатно в частную собственность занимаемого жилого помещения. Вместе с тем в предоставлении помещения было отказано по основанию: передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками жилых помещений, в связи с чем, необходимо обратиться для решения данного вопроса в ФГКУ «12 отряд ФПС по Краснодарскому краю», в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю. Кроме того, имущество пожарной охраны приватизации не подлежит. При этом, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю отказало в передаче в квартиры, сославшись на то, что решение о приватизации, а также заключение договоров передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими государственными казенными учреждениями на праве оперативного управления, осуществляется такими организациями самостоятельно без получения согласия Росимущества, а потому необходимо обратиться в ФГКУ «12 отряд ФПС по КК». Вместе с тем распределение квартир осуществлялось до включения их в число служебных. Кроме того, служебное помещение может быть зарегистрировано в качестве такового лишь после принятия соответствующего решения о включении жилой площади в число служебных, чего сделано не было. Квартиры включены в реестр федеральной собственности в качестве служебных, без соблюдения порядка и отнесения их к таковым. Документов, свидетельствующих о принадлежности спорной квартиры к конкретно к специализированному жилищному фонду: служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не имеется. Более того, отнесена она была к числу служебных изначально с нарушением установленного порядка, и не была зарегистрирована таковой в соответствии с требованиями закона. Спорная квартира в качестве служебной предоставлялась как сотруднику. С ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время является основным квартиросъемщиком. С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время не является сотрудником МЧС России по Краснодарскому краю, в трудовых отношениях с ответчиком не находится. Истцом оплачиваются в полном объеме коммунальные услуги. Изложенное свидетельствует о том, что между сторонами сложились отношения найма жилого помещения. Кроме того, жилые помещения, в доме <адрес>, за исключением трех квартир, заняты гражданами, не имеющие отношение к службе у ответчиков, и уже в течение достаточно долгого времени. Исходя из изложенного, считает, что спорная квартира, в числе остальных квартир в доме по <адрес>, относится к государственной собственности, и не является имуществом государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны, которое в соответствии со ст. 11 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ не подлежит приватизации, в связи с чем, ссылка ответчиков в ответах на данную норму закона, как запрещающую приватизацию данного жилого помещения, является несостоятельной. Кроме того, ограничения в приватизации жилых помещениях, указанных в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г. № 1541-1, на данное жилое помещение так же не распространяются.
Просит: признать незаконными отказы ФГКУ «12 отряд ФПС по Краснодарскому краю», и Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в бесплатной приватизации квартиры <адрес>, и признать за право частной собственности на однокомнатную квартиру <адрес>
Истец –ФИО1, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика -Федеральному государственному казенному учреждению «12 отряд ФПС по Краснодарскому краю», по доверенности ФИО2, в судебном заседании против удовлетворения заявленных истцом требований возражала. Считала, что отсутствуют законные основания для удовлетворения требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из копии выписки из лицевого счета следует, что истец является основным квартиросъемщиком квартиры <адрес>, в которую прибыл с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме истца, в помещении никто не проживает.
Из протокола № заседания жилищной комиссии УГПС ГУВД Краснодарского края следует, что истцу предоставлена квартира с заключением договора аренды служебного жилья. Протокол датирован ДД.ММ.ГГГГ. и утвержден и.о. начальника УГПС ГУВД Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1, граждане Российской Федерации занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятии или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Истец обратился к ответчику и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю с заявлением о передаче ему бесплатно в частную собственность занимаемого жилого помещения – квартиры <адрес>
Как следует из содержания письма от ДД.ММ.ГГГГ., ответчик отказал истцу в предоставлении занимаемого им помещения в собственность в порядке приватизации по тем основаниям, что ответчик не является ни собственником помещения, ни уполномоченным собственником органом на приватизацию. Имущество пожарной охраны приватизации не подлежит. Находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся специализированные подразделения, в том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Истцу рекомендовано обратиться в Территориальное управление.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ., подписанного заместителем руководителя Территориального управления имущества, следует, что в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется Территориальным управлением в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007г. №447, по состоянию на 04.07.2012г., отсутствуют сведения в отношении объекта недвижимого имущества: квартира <адрес>. При этом в письме так же отражено, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» от 03.07.1998г. (действовало до 05.09.2007г.), а так же от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» внесение объектов в реестр федерального имущества носило и носит заявительный характер, отсутствие сведений об объекте недвижимого имущества в реестре федерального имущества не исключает его принадлежности к собственности РФ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ., подписанного заместителем руководителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае, истцу сообщено, что в базе данных Реестр федерального имущества, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007. №447, сведения о служебном помещении –квартире <адрес> отсутствуют. Сведения о включении Федеральным государственным казенным учреждением, в установленном законом порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением данного помещения к определенному виду жилых помещений специализированного фонда –служебному жилому помещению в Территориальном управлении отсутствуют.
Решением Исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт Госкомиссии по приемке в эксплуатацию 4-х этажного 23-квартирного служебного помещения пожарного депо по <адрес>. Таким образом, распределение вышеуказанных квартир произведено до включения их в число служебных.
При этом, в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период времени, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 «Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, государственному учету подлежат, независимо от формы собственности, жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы – приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Однако указанная регистрация в отношении служебных квартир, расположенных в здании депо, произведена не была.
Единицей учета в технической инвентаризации, согласно инструкции «О проведении учета жилищного фонда в РФ», утвержденной приказом Минземстройжилкоммунхоза от ДД.ММ.ГГГГ. №, домовладение, отдельно стоящее здание, в связи с чем на учет поставлены не отдельные квартиры, а строение в котором они расположены, то есть литеры <данные изъяты>
Установлено, что административно-жилое здание поставлено на технический учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании Письма комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. № как федеральная собственность. Указанные литеры поставлены на технический учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании письма комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. № в качестве объектов федеральной собственности.
В тоже время жилые помещения, подлежащие регистрации в качестве служебных, согласно п. 2 «Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, на учет в качестве служебных поставлены не были.
Правовым основанием для внесения в реестр федерального имущества сведений об объектах недвижимости указано постановление Верховного Совета «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991г. № 3020-1.
При этом в соответствии с п. 15 вышеуказанного постановления управление и распоряжение объектами федеральной собственности, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Однако данные квартиры включены в реестр федеральной собственности в качестве служебных, без соблюдения порядка и отнесения их к таковым, предусмотренного постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006г., а так же не зарегистрированы в качестве таковых в Управлении ФРС по Краснодарскому краю.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Жилые помещения включаются в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключаются из указанного фонда на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется так же в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 14 Постановления правительства № 42 от 26.01.2006 г).
Порядок использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 92 ЖК РФ). Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42.
В соответствии с п. 15 вышеуказанных Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, МЧС в пределах своей компетенции имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, ведет учет жилищного фонда в системе МЧС России, и ведет учет в системе МЧС России военнослужащих, войск гражданской обороны, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Документов, свидетельствующих о принадлежности спорной квартиры конкретно к специализированному жилищному фонду: служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не имеется. Более того, отнесена она была к числу служебных изначально с нарушением установленного порядка, и не была зарегистрирована таковой в соответствии с требованием закона.
С ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время основным квартиросъемщиком спорной квартиры является истец.
Решением Советского районного суда города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ. вступившим в законную силу, признана утратившей статус служебного жилого помещения – квартира № в том же доме, в котором проживает истец, и исключена из числа служебного жилого фонда, и не относится к иным категориям жилья, не подлежащего приватизации.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, исходя из изложенного выше, следует, что спорная квартира в числе остальных двадцати трех квартир в доме по <адрес>, относится к государственной собственности, и не является имуществом государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны, которое в соответствии со ст.11 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ не подлежит приватизации.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного, в том числе федерального, и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Жилые квартиры размещены на № этажах здания по <адрес>, расположенному вплотную к зданию депо. Вход в жилые квартиры отдельный от входа в производственные помещения, с 2 (двух) подъездов. Земельный участок благоустроен, озеленен, имеются подъездные пути. Здание подключено к городским сетям водоснабжения (холодного) отопление, канализация, электричество. Горячая вода в квартиры подается централизовано. Окна жилых комнат ориентированы на юго-восточную, юго-западную стороны горизонта. Все квартиры имеют отдельные санузлы, кухни, вход в жилые комнаты через прихожие. Кухни оборудованы приготовительными напольными электроплитами.
Отдельный вход и выход в подъезд жилого дома осуществляется со стороны <адрес>, и не находится в непосредственной близости к пожарному депо.
Отказ в передаче квартиры в указанном жилом доме в порядке бесплатной приватизации, существенно ущемляет права истца, и аналогичные права других граждан, проживающих в данном доме в жилых помещениях, поскольку занимаемые ими жилые помещения ни каким образом не отличаются от помещений, находящихся в собственности других граждан, проживающих в данном доме.
Истец ранее в приватизации не участвовал, что подтверждается как сведениями из ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по г. Краснодару, так и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарского краю.
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств и правовых оснований позволяет сделать вывод о том, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и поэтому в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказы ФГКУ «12 отряд Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю» и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в бесплатной приватизации квартиры <адрес>
Признать за ФИО1 право частной собственности на квартиру <адрес>, состоящую <данные изъяты>
Данное решение является основанием для регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю права частной собственности на квартиру <адрес>.м., на имя ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: