ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3567/20 от 28.09.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №2-3567/2020

УИД 48RS0001-01-2020-000753-18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2020 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Никулина Д.А.,

при секретаре Шевляковой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Липецкой области к ФИО1 о возложении обязанности предоставить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2018 год,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Липецкой области обратилась в суд с иском к ФИО2 о возложении обязанности предоставить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, указывая, что согласно справке представленной ООО «Букмекер паб» ФИО3 был получен доход в сумме <данные изъяты> На основании изложенного у ФИО3 возникла обязанность по предоставлению налоговой декларации в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. До настоящего времени налоговая декларация по форме 3-НДФЛ налогоплательщиком не представлена. В этой связи МИФНС России № 3 по Липецкой области просила суд обязать ФИО3 предоставить в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в МИФНС России № 3 по Липецкой области налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за период 2018 год, с отражением дохода, полученного от участия в лотерее.

В судебное заседание представитель истца - Межрайонной ИФНС №3 по Липецкой области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание ответчик ФИО3, представитель третьего лица ООО «Бумекер паб» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно ст. 41 Налогового кодекса российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса. В целях настоящего Кодекса не признается доходом (экономической выгодой) получение имущества его фактическим владельцем от номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 208, п.п. 1 абз. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ст. 52 и п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, по общему правилу, обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный законом срок.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Согласно п.п.2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации у физических лиц, получивших доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц в порядке, установленном ст. 228 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в частности, в п.п. 2 п.1 ст. 228 Кодекса, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Абзац 1 ч. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет понятие налоговой декларации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.4 ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или через представителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по начислению сумм налога в данном случае на налоговый орган не возложена и доначислить суммы налога налоговый орган может только в результате камеральной налоговой проверки налоговой декларации.

Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проведение камеральной налоговой проверки без декларации налоговым кодексом, в действующей редакции, не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

Согласно п. 10 ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные данной статьей, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, подача декларации влечет возникновение налоговых обязательств, исчисленных по декларации, либо доначисленных в результате налоговой проверки декларации (по вступлении в силу решения по проверке), которые отражаются налоговым органом в лицевом счете, и при возникновении задолженности по налогу производится его взыскание в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 состоит на налоговом учете в МИФНС России № 3 по Липецкой области и является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации <данные изъяты>

Согласно справке о доходах и суммах налогах физического лица за 2018 года № 45 от 13.08.2019 года предоставленной ООО «Букмекер Паб» ФИО3 был получен доход в сумме <данные изъяты>, сумма налога не удержана налоговым агентом, поскольку справка содержит признак 2.

В соответствии со статьями 228, 229 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО3 является плательщиком НДФЛ за 2018 год, и обязан был представить налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

До настоящего времени налоговая декларация по форме 3-НДФЛ налогоплательщиком не представлена.

Действиями (бездействием) ФИО3, выразившимися в уклонении от предоставления декларации, необходимой для исчисления и уплаты налогов, нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку непредставление документации, необходимой для исчисления и уплаты налогов, создает препятствия налоговому органу в осуществлении налогового контроля, и в конечном итоге обеспечению своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет ответственность по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации и наказание в виде штрафа, однако это не понуждает ответчика к совершению действий по предоставлению налоговой декларации и, как следствие, к совершению действий налоговым органом для выставления требований для уплаты налога.

Учитывая характер спорных правоотношений, а также, что действиями (бездействием) ФИО3, выразившимися в уклонении от предоставления декларации, необходимой для исчисления и уплаты налогов, нарушаются интересы Российской Федерации, а непредставление документации, необходимой для исчисления и уплаты налогов, создает препятствия налоговому органу в осуществлении налогового контроля, и в конечном итоге обеспечению своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

В силу положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г. Липецка в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Возложить на ФИО1 обязанность по предоставлению в МИФНС России № 3 по Липецкой области налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за период 2018 год, с отражением дохода, полученного от участия в лотерее, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета города Липецка государственную пошлину в сумме 300 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Д.А. Никулин

Мотивированное решение

изготовлено 5 октября 2020 года.