Дело № 2-3568/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2018 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием представителя процессуального истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Читинского транспортного прокурора акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
транспортный прокурор Читинской транспортной прокуратуры обратился в суд исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Читинской транспортной прокуратурой во исполнение п. 2.4 Решения коллегии Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 21.12.2017 «О соблюдении законодательства о транспортной безопасности» проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности. Проверкой установлено, что в собственности АО «Федеральная пассажирская компания» имеются багажные вагоны №№ 09450008, 09450206, 09450214, 09450222, 09450230, 09450248, 09450255, 09450263, 09450271, 09450289, 09450297, 09450305, а также вагоны-рестораны №№ 09463035, 09463068, 09463100, 09463118, 09463142, 09463167, 09463175, 09463183, 09463191, 09463209, 09463217, 09463225, 09463241, 09463258, 09463266, 09463274, 09463282, 09463290, 09463308, 09463324. Указанные транспортные средства находятся на балансе Забайкальского филиала - вагонного участка Чита АО «ФПК» (далее - Забайкальский филиал). В нарушение «требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к аптитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее Требования) утвержденных постановление Правительством РФ от 26.04.2017 за № 495 должна быть проведена дополнительная оценка уязвимости, результаты которой направляются в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. В нарушение указанного процедура дополнительной оценки уязвимости в отношении перечисленных вагонов, внесенных в реестр категорировапных транспортных средств, субъектом транспортной инфраструктуры в установленные сроки не проведена, результаты дополнительной оценки на утверждение Федерального агентства железнодорожного транспорта не направлялись. Просят признать бездействие АО «ФПК» по обеспечению транспортной безопасности, выразившиеся в не проведении дополнительной оценки уязвимости транспортных средств: багажных вагонов №№ 09450008, 09450206, 09450214, 09450222, 09450230, 09450248, 09450255, 09450263, 09450271, 09450289, 09450297, 09450305, вагонов-ресторанов №№09463035, 09463068, 09463100, 09463)18, 09463142, 09463167, 09463175, 09463183, 09463191, 09463209, 09463217, 09463225, 09463241, 09463258, 09463266, 09463274, 09463282, 09463290, 09463308, 09463324 – незаконным, возложить на АО «ФПК» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости, направить результаты дополнительной оценки уязвимости для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в отношении транспортных средств: багажных вагонов №№ 09450008, 09450206, 09450214, 09450222, 09450230, 09450248, 09450255, 09450263, 09450271, 09450289, 09450297, 09450305,вагонов-ресторанов №№09463035, 09463068, 09463100, 09463118, 09463142, 09463167, 09463175, 09463183, 09463191, 09463209, 09463217, 09463225, 09463241, 09463258, 09463266, 09463274, 09463282, 09463290, 09463308, 09463324.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось ответчиком в собственности АО «Федеральная пассажирская компания» имеются багажные вагоны №№ 09450008, 09450206, 09450214, 09450222, 09450230, 09450248, 09450255, 09450263, 09450271, 09450289, 09450297, 09450305, а также вагоны-рестораны №№ 09463035, 09463068, 09463100, 09463118, 09463142, 09463167, 09463175, 09463183, 09463191, 09463209, 09463217, 09463225, 09463241, 09463258, 09463266, 09463274, 09463282, 09463290, 09463308, 09463324. Указанные транспортные средства находятся на балансе Забайкальского филиала - вагонного участка Чита АО «ФПК».
Ответчиком не оспаривается, что дополнительная оценка уязвимости указанных вагонов не проводилась, в связи с тем, что данные вагоны не относятся к объектам, в отношении которых субъектом транспортной инфраструктуры должна быть проведена дополнительная оценка уязвимости, поскольку перевозка пассажиров и опасных грузов на них не осуществляется.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» основными принципами функционирования железнодорожного -транспорта являются устойчивость работы железнодорожного транспорта, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.
В силу из п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «Отранспортной безопасности» обязанность по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, указанным Законом также дано определение транспортного средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя в том числе железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Из указанного следует, что в подвижной состав могут входить вагоны, предназначенные не только для перевозки пассажиров, но и вагоны рестораны и багажные вагоны, что также следует из п. 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, в которых раскрывается понятие пассажирского поезда - поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов. Под пассажирскими вагонами, при этом, понимаются вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории.
Из ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «Отранспортной безопасности» следует, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Материалами подтверждается, что находящиеся на балансе филиала ответчика транспортные средства прошли процедуру категорирования, внесены в реестр категорированных транспортных средств, вагонам присвоена 3 категория, указанные транспортные средства также прошли оценку уязвимости в соответствии с требованиями ст. 5 вышеназванного закона, результаты которой утверждены 10.02.2014.
26.04.2017 Правительством РФ издано постановление № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», которое применяется в том числе в отношении транспортных средств, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к транспортным средствам, не подлежащим категорированию, а именно к железнодорожному подвижному составу, осуществляющему перевозку пассажиров.
Согласно с пп. 17 п. 5 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
Указанные требования вступили в законную силу 01.07.2017 и отменили ранее действующий приказ Минтранса от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
Данные обстоятельства указывают на то, что в отношении объектов, оценка уязвимости которых проведена до даты вступления названных Требований в законную силу, должна быть проведена дополнительная оценка уязвимости, результаты которой направляются в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, при этом ответчиком не отрицается, что дополнительная оценка уязвимости вагонов, указанных в иске не была проведена, что не соответствует вышеназванным нормативно-правовым актам, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течении трех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, при этом суд учитывает необходимость несения ответчиком финансовых и временных затрат.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
р е ш и л :
исковые требования Читинского транспортного прокурора к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия, обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать бездействие АО «ФПК» по обеспечению транспортной безопасности, выразившиеся в не проведении дополнительной оценки уязвимости транспортных средств: багажных вагонов №№ 09450008, 09450206, 09450214, 09450222, 09450230, 09450248, 09450255, 09450263, 09450271, 09450289, 09450297, 09450305, вагонов-ресторанов №№09463035, 09463068, 09463100, 09463)18, 09463142, 09463167, 09463175, 09463183, 09463191, 09463209, 09463217, 09463225, 09463241, 09463258, 09463266, 09463274, 09463282, 09463290, 09463308, 09463324 - незаконным.
Обязать АО «ФПК» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости и направить результаты дополнительной оценки уязвимости для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в отношении транспортных средств: багажных вагонов №№ 09450008, 09450206, 09450214, 09450222, 09450230, 09450248, 09450255, 09450263, 09450271, 09450289, 09450297, 09450305,вагонов-ресторанов №№09463035, 09463068, 09463100, 09463118, 09463142, 09463167, 09463175, 09463183, 09463191, 09463209, 09463217, 09463225, 09463241, 09463258, 09463266, 09463274, 09463282, 09463290, 09463308, 09463324.
Взыскать с АО «ФПК» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Мотивированный текст изготовлен 03.09.2018.
Судья И.Н. Филиппова