ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-356/18 от 25.07.2018 Чертковского районного суда (Ростовская область)

Дело №2-356/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2018 года пос.Чертково

Чертковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего И.В. Дмитриевой,

при секретаре А.Н. Ерошенко,

с участием:

прокурора Чертковского района Ростовской области В.А. Прокоповой,

представителя ответчика отдела образования администрации Чертковского района ФИО1,

представителя ответчика МБОУ Щедровская ФИО2 Огула,

представителя третьего лица Администрации Чертковского района Ростовской области ФИО3,

представителя третьего лица ОВО по Чертковскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чертковского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к МБОУ Щедровская ООШ и отделу образования администрации Чертковского района Ростовской области об обязании оборудовать здание школы на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», и финансирования данных работ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чертковского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в Чертковский районный суд Ростовской области с иском к ответчикам МБОУ Щедровская ООШ и отделу образования администрации Чертковского района Ростовской области об обязании оборудовать здание школы на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», и финансирования данных работ.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Чертковского района Ростовской области в соответствии с заданием прокуратуры Ростовской области от 05.02.2018 г. №21-10-2018 проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности детей в образовательных организациях, расположенных на территории Чертковского района Ростовской области. В ходе проверки было установлено, что в МБОУ Щедровская ООШ имеются нарушения комплексной безопасности и антитеррористической защищённости, предусмотренные п.6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», а именно: отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризма, закрепленным в ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации. По данному факту прокуратурой Чертковского района в адрес главы Администрации Чертковского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности детей в образовательных организациях, в ходе рассмотрения которого администрацией Чертковского района не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц. Учитывая социальную значимость данного вопроса, в силу ст.45 ГПК РФ прокурор Чертковского района обратился в суд с настоящим иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в котором просил суд обязать МБОУ Щедровская ООШ принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБОУ Щедровская ООШ на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112", обязать отдел образования администрации Чертковского района Ростовской области осуществить финансирование МБОУ Щедровская СОШ по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ Щедровская СОШ каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В судебном заседании представитель истца Прокопова В.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.

С позицией прокурора согласился представитель третьего лица – ОВО по Чертковскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» и не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители ответчиков МБОУ Щедровская ООШ и отдела образования администрации Чертковского района Ростовской области исковые требования прокурора Чертковского района признали, но просили установить срок для исполнения требований прокурора на более позднее время, мотивируя тем, что в текущем финансовом году финансирование иных закупок, кроме плановых не предусмотрено, которое возможно только после внесения изменений в план закупок и план-график. С целью обоснования внесения изменений в план закупок и план-график необходимо получить технические условия на подключение канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, определить начальную максимальную цену контракта, на основании данной информации ходатайствовать о выделении денежных средств. После поступления средств будут внесены изменения в план закупок и план-график, по истечении 10 дней размещается извещение об осуществлении закупки, необходим срок 30 дней с момента публикации извещения до заключения договора и на процедуру заключения договора 10 дней.

Их позицию поддержал представитель третьего лица – администрации Чертковского района Ростовской области ФИО3

Ознакомившись с иском и материалами дела, выслушав стороны по делу, суд считает, что исковое заявление прокурора Чертковского района Ростовской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно п.2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартам, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 Закона).

Из п.8 ч.1 ст.41 Закона об образовании следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность,

В соответствии с п.5.2 приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 г. №2013 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения зашиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утверждённого Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведён в приложении «В»: указаны здания и помещения учебно-воспитательного назначения.

Из представленных материалов дела установлено, что в феврале 2018 года прокуратурой Чертковского района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности детей в образовательных организациях, расположенных на территории Чертковского района Ростовской области. В ходе проверки установлено, что в МБОУ Щедровская ООШ имеются нарушения комплексной безопасности и антитеррористической защищённости, предусмотренные п.6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», а именно: отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризма, закреплённым в ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность учащихся во время пребывания в образовательной организации.

По данному факту прокуратурой Чертковского района в адрес главы Администрации Чертковского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности детей в образовательных организациях, в ходе рассмотрения которого не принято должных мер по устранению в полном объёме выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц, в связи с чем прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с настоящим иском.

При этом, приказом Рособразования №2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, «тревожной» сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно указанным требованиям образовательное учреждение несёт обязанность по созданию безопасных условий для обучающихся, образовательное учреждение должно быть оборудовано, в т.ч. каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112».

МБОУ Щедровская ООШ является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних.

Отсутствие канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Приведённая норма имеет императивный характер и должна исполняться образовательными учреждениями.

Наличие в МБОУ Щедровская ООШ тревожной кнопки с выводом сигнала на центральный пульт ЕДДС по существующему каналу беспроводной связи «ОКО» не соответствует требованиям действующего законодательства, согласно которым канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационный центр «Службы 112», и не может в полной мере отвечать требованиям комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений.

При этом, суд учитывает, что согласно справке директора МКУ ЧР «Управление по делам ГО и ЧС» от 21.03.2018 г. в настоящее время аппаратура срабатывания тревожной кнопки системы «ОКО» с аппаратурой системы «112» Чертковского района не интегрирована и не сопряжена.

Доводы ответчиков об установлении более длительного срока, для исполнения требований прокурора Чертковского района Ростовской области, суд находит необоснованным, поскольку ответчиками в суд не представлены достаточные доказательства для установления таких сроков исполнения решения суда, в том числе не приведены доказательства о стоимости оборудования, об объёме работ, необходимых для оборудования здания МБОУ Щедровская ООШ каналом передачи тревожных сообщений, их стоимости, финансовом положении образовательного учреждения.

МБОУ Щедровская ООШ является бюджетным учреждением, изыскать самостоятельно денежные средства для необходимого оборудования не может, финансируется из средств местного и областного бюджетов в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.

Согласно Уставу МБОУ Щедровская ООШ (п.3.11) отдел образования администрации Чертковского района Ростовской области является главным распорядителем бюджетных средств, формирует и утверждает для школы муниципальное задание.

Исходя из вышеперечисленных нормативных актов РФ и локальных нормативных актов ответчика, отдел образования администрации Чертковского района Ростовской области должен принять меры к финансированию оборудования образовательного учреждения тревожной сигнализацией.

Учитывая социальную значимость данного вопроса, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга исковые требования прокурора Чертковского района подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.194-197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чертковского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к МБОУ Щедровская ООШ и Отделу образования администрации Чертковского района Ростовской области об обязании оборудовать здание школы на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», и финансирования данных работ удовлетворить.

Обязать МБОУ Щедровская ООШ принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно: оборудовать здание МБОУ Щедровская ООШ на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Обязать отдел образования администрации Чертковского района Ростовской области осуществить финансирование МБОУ Щедровская ООШ по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ Щедровская ООШ каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Чертковский районный суд Ростовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 июля 2018 года.

Председательствующий