ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-356/19 от 05.02.2019 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-356/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2019 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Герасименко А.В.,

представителя ответчика МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова Цой О.Е.,

при секретаре Кретовой Я.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Биробиджан ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова» (далее – МКОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее – мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО) о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка соблюдения образовательными и дошкольными организациями законодательства об антитеррористической защищенности, по результатам которой установлено следующее.

В нарушение требований законодательства в учреждении система видеонаблюдения не обеспечивает обзор всей территории учреждения, отсутствует система контроля и управления доступом, видеоархив с камер видеонаблюдения хранится 2 недели, физическая охрана школы силами ЧОП осуществляется до 17 часов, а учебные занятия длятся до 19 часов, время охраны КТС с 08 часов до 10 часов, с 17 часов до 18 часов в рабочие дни, т.е. охрана КТС осуществляется не весь период пребывания детей в школе.

Просит суд обязать МКОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова в срок до 01.09.2019 дооборудовать объект (территорию) дополнительными видеокамерами, обеспечивающей просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом, увеличить хранение видеоархива до 1 месяца, увеличить время охраны ЧОП на весь период учебных занятий в школе, увеличить режим охраны КТС на весь период пребывания детей в школе; обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01.09.2019 произвести финансирование МКОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.

Помощник прокурора г. Биробиджан Герасименко А.В. в судебном заседании в связи с изменением с 01.01.2019 типа учреждения уточнила наименование ответчика – МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова. Отказалась от исковых требований в части обязания МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова в срок до 01.09.2019 увеличить время охраны ЧОП на весь период учебных занятий в школе, увеличить режим охраны КТС на весь период пребывания детей в школе и обязания мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01.09.2019 произвести финансирование МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий, поскольку данные требования образовательным учреждением выполнены в добровольном порядке. В остальной части требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова Цой О.Е. в судебном заседании исковые требования признала в части возложения на МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова обязанности в срок до 01.09.2019 дооборудовать объект (территорию) дополнительными видеокамерами, обеспечивающей просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом, увеличить хранение видеоархива до 1 месяца. На основании муниципальных контрактов увеличено время охраны ЧОП на весь период учебных занятий в школе, а также увеличен режим охраны КТС на весь период пребывания детей в школе, в связи с чем в указанной части исковые требования прокурора не признает.

Представитель ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представлено заявление о признании исковых требований в части обязания мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01.09.2019 произвести финансирование МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией следующих мероприятий: дооборудовать объект (территорию) дополнительными видеокамерами, обеспечивающей просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом, увеличить хранение видеоархива до 1 месяца. В остальной части исковые требования не признали, поскольку на основании муниципальных контрактов в образовательном учреждении увеличено время охраны ЧОП на весь период учебных занятий в школе, а также увеличен режим охраны КТС на весь период пребывания детей в школе.

Суд с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

Помощник прокурора г. Биробиджан Герасименко А.В. в судебном заседании отказалась от исковых требований в части обязания МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова в срок до 01.09.2019 увеличить время охраны ЧОП на весь период учебных занятий в школе, увеличить режим охраны КТС на весь период пребывания детей в школе и обязания мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01.09.2019 произвести финансирование МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий, поскольку данные требования образовательным учреждением выполнены в добровольном порядке.

Частью 1 ст. 173 ГПК РФ предусмотрено, что заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается им. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. При этом согласно части второй этой же статьи суд разъясняет истцу последствия отказа от иска и предусмотренные статьей 221 ГПК РФ последствия прекращения производства по делу.

Согласно абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска.

Вместе с тем, поскольку в протоколе отсутствует подпись процессуального истца об отказе от иска и в письменном виде отказ от иска не заявлен, то у суда отсутствуют основания для принятия данного отказа от иска.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В силу ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в общеобразовательных учреждениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщения в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения и оборудовании канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Как указано в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 той же нормы Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п.п. 3, 5, 7 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как следует из ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пунктом 42 названной Концепции предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит в структуру органов местного самоуправления.

На основании постановления мэрии «Город Биробиджан» ЕАО от 17.10.2018 № 2203 с 01.01.2019 изменен тип существующего МКОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова на МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова с сохранением основных целей деятельности. Данным постановлением установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении данного образовательного учреждения осуществляет мэрия города.

Таким образом, МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова и мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО являются субъектами, на которые законодателем возложена обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения.

Согласно Уставу МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова (правопреемник МКОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова) является юридическим лицом (некоммерческой организацией), основным предметом деятельности которого является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (п.п. 1.1, 1.3, 1.6, 2.2.). Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения от имени МО «Город Биробиджан» ЕАО осуществляются мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО (п. 1.5.). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленнок за ним на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций; средства от оказания платных услуг; средства спонсоров и добровольные пожертвования юридических лиц и физических лиц (п. 7.9.).

Как указано в акте проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории г. Биробиджана МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова отнесена ко второй категории опасности согласно паспорту безопасности, разработанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235.

В нарушение п. 20 п.п. «а, б, д» Требований система видеонаблюдения не обеспечивает обзор всей территории учреждения, в нарушение п. 23 пп. «б» Требований отсутствует система контроля и управления доступом, в нарушение п. 27 Требований видеоархив с камер видеонаблюдения хранится 2 недели, физическая охрана школы силами ЧОП осуществляется до 17:00 часов, а учебные занятия длятся до 19:00 часов, время охраны КТС с 8:00 часов до 10:00 часов, с 17:00 часов до 18:00 часов в рабочий дни, то есть охрана КТС осуществляется не весь период пребывания детей в школе.

Из представленных муниципальных контрактов от 14.01.2019 следует, что в МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова увеличено время охраны ЧОП на весь период учебных занятий в школе, увеличен режим охраны КТС на весь период пребывания детей в школе.

Учитывая добровольное выполнение требований прокурора, признание иска ответчиками и то обстоятельство, что вышеуказанные действия являются обязательными в силу закона, суд приходит к выводу о частично удовлетворении исковых требований прокурора, возложении обязанности на МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова дооборудовать объект (территорию) дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом, увеличить хранение видеоархива до 1 месяца, и возложении обязанности на мэрию МО «Город Биробиджан» ЕАО произвести финансирование МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова за счет средств бюджета муниципального образования для дооборудования объекта (территории) дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом, увеличения хранение видеоархива до 1 месяца.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Учитывая значимость разрешаемого спора, касающегося обеспечения безопасности лиц, посещающих общеобразовательное учреждение, суд считает, что срок – до 01.09.2019, заявленный прокурором, отвечает вышеуказанным требованиям.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая, что мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождена от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, с МБОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 220 221 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова» в срок до 01.09.2019 дооборудовать объект (территорию) дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом, увеличить хранение видеоархива до 1 месяца.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до 01.09.2019 произвести финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова» за счет средств бюджета муниципального образования для дооборудования объекта (территории) дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра и территории в полном объеме, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом, увеличения хранение видеоархива до 1 месяца.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова