Дело № 2-356/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2014 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Малиновской С.М.
при секретаре Васильевой М.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» к ФИО3, администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» о признании действий администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» незаконными, признании сделки ничтожной, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ
<адрес>, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» с иском, с учетом уточнения, к ФИО3 и администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» о признании действий администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» по продаже муниципального имущества по договору мены № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, признании договора мены автомобилей № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между администрацией муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» и ФИО3 ничтожной сделкой, применении последствия ничтожной сделки: возвратить автомобиль ВАЗ 210740 № № двигатель № кузов № № год выпуска 2010, в собственность ФИО3, в собственность администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение», возвратить ГАЗ 31105, 2006 года выпуска, идентификационный номер № <данные изъяты> В случае невозможности возвратить имущество в натуре - возместить его стоимость.
Свои требования обосновал тем, чтомежду администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение» и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор мены автомобилей № <данные изъяты> находящийся в собственности ФИО3
В результате незаконных действий по продаже имущества был существенно нарушен порядок приватизации муниципального имущества, установленного законодательством, что повлекло за собой нарушение интересов муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение».
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО1 исковые требования поддержали.
Истец представитель муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» ФИО2 поддержал исковые требования
Ответчик ФИО3 в судебном заседании не участвовал, о дне и времени слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик представитель администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» ФИО4 просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо представитель администрации Троицкого муниципального района <адрес> в судебном заседании не участвовал, о дне и времени слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании не участвовали, о дне и времени слушания дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований, неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Собственником муниципального имущества является муниципальное образование в соответствии со ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в защиту интересов которого предъявлены исковые требования.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку местное самоуправление осуществляется гражданами через органы местного самоуправления, которые управляют муниципальной собственностью, то распоряжение муниципальной собственностью с нарушением действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц.
Из чего следует, что прокурора района правомерно обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства.
<адрес> по указанию прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению депутата Троицкого муниципального района ФИО12, поступившего из СУ СК России по <адрес> в связи с запросом депутата Государственной Думы Федерального собрания ФИО13 по вопросам неправомерного использования главой Нижнесанарского сельского поселения ФИО4 находящейся в собственности поселения техники, законности ее продажи, поступления в бюджет поселения денежных средств.
Согласно акта приема-передачи транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ на балансе администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение» имелись следующие автомобили:
1. ГАЗ 31105, 2006 года выпуска, идентификационный номер № Данный автомобиль был зарегистрирован за администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение», ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был перерегистрирован на ФИО3;
2. ГАЗ 3102, 2000 г.в., идентификационный номер № государственный номер № до 24.052012 года был зарегистрирован за администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение»; ДД.ММ.ГГГГ автомобиль перерегистрирован на ФИО3.
3. КО 503 ГАЗ 3307, 2003 г.в. идентификационный номер № государственный номерной знак № до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован за администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение». ДД.ММ.ГГГГ данный автомобиль зарегистрирован на ФИО3.
4. СМК 101 № 1984 г.в., идентификационный номер отсутствует, государственный номер № до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован за администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение»; ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был перерегистрирован на ФИО3;
5. № 2000 года выпуска, идентификационный номер № государственный номер № до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован за администрацией Троицкого муниципального района, после передачи в администрацию МО «Нижнесанарское сельское поселение» на учет не был поставлен, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 данный автомобиль поставил на учет с одновременным снятием и получил транзитный номер №.
Между администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение» и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор мены автомобилей № 364, согласно которого стороны произвели обмен вышеуказанных автомобилей, находящихся в собственности администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение» на автомобиль ВАЗ 210740 № № двигатель № кузов № № выпуска 2010, находящийся в собственности ФИО3
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
отчуждение муниципального имущества должно осуществляться в соответствии с планом приватизации, при этом в соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определены способы приватизации, в том числе продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (п. 2); продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (п. 7); продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (п. 8).
Все вышеуказанные требования действующего законодательства были нарушены при отчуждении имущества, находящегося на балансе администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение»: <данные изъяты> Муниципальным образованием «Нижнесанарское сельское поселение» не был составлен план приватизации, не определен способ приватизации.
Также, в администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение» имеется два решения совета депутатов Нижнесанарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 37, которые различны по содержанию в части имущества, подлежащего обмену, причем в том решении, которое выполнено на официальном бланке Совета депутатов Нижнесанарского сельского поселения, отсутствует разрешение на обмен автомобиля ГАЗ 3102 и автомобиля КО 503. Кроме того, вышеуказанное решение Совета депутатов Нижнесанарского сельского поселения содержит суждение об обмене на два легковых автомобиля, а не на один, как это фактически было сделано.
Также, установлено, что в качестве основания регистрации транспортных средств явились договоры купли-продажи транспортных средств, хотя фактически была мена автомобилей.
Кроме того, согласно п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно - телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федераций федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.9 ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества», со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество (далее претендент), имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе.
Согласно п. 4 ст.23 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества», продажа посредством публичного предложения проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения.
Согласно п. 10 ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества», информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети "Интернет" в течение тридцати дней со дня совершения указанных сделок.
Статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на момент совершения сделки) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на момент совершения вышеуказанной сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В связи с ничтожностью сделки между администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение» и ФИО3, обе стороны ничтожной сделки должны быть приведены в первоначальное положение.
Вместе с тем, транспортные средства уже отчуждены, владельцами являются иные лица, в рассматриваемом случае суд считает, что применять последствия ничтожной сделки, нецелесообразно и не будет соответствовать балансу интересов и принципу справедливости. Кроме того, каждый из участников последующих сделок, в случае нарушения его прав справе самостоятельно оспорить сделку купли-продажи.
Поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора районао применении последствий ничтожной сделки и возврате спорных автомобилей в собственность администрации.
В соответствии с положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Другие требования не заявлены.
Руководствуясь статьями 14, 56, 194 и 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ
Признать действия администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» по продаже муниципального имущества по договору мены № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Признать договор мены автомобилей № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между администрацией муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» и ФИО3, ничтожной сделкой.
В удовлетворении требований о применении последствий ничтожной сделки: возвратить автомобиль ВАЗ 210740 <данные изъяты> год выпуска 2010, в собственность ФИО3, в собственность администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение», возвратить ГАЗ 31105, 2006 года выпуска, идентификационный номер №.в., идентификационный № ГАЗ 3307, 2003 г.в. идентификационный номер № СМК 101 МАЗ 5334,1984 г.в., идентификационный номер отсутствует; УАЗ 39629, 2000 года выпуска, идентификационный номер № отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: