ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-356/2022 от 26.04.2022 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-356/2022

УИД 59RS0042-01-2022-000314-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года город Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Дьяковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Антипиной Л.В.,

с участием ст. помощника прокурора Сагитовой О.В.,

представителя ответчика администрации Чернушинского городского округа Слобожаниной О.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района Пермского края к администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности,

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района в рамках мониторинга исполнения требований, изложенных в представлениях прокурора об устранении нарушений законодательства за 2020-2021 годы, установлено, что администраций Чернушинского городского округа нарушаются требования законодательства при организации дорожного движения. До настоящего времени проект организации дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Чернушка-Бедряж», общей протяженностью 13400м не разработан, не согласован и не утвержден. Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта организации дорожного движения вызвана обеспечением пропускной способностью и безопасностью движения транспортных средств и пешеходов, исключения наступления негативных последствий для неопределенного круга лиц- участников дорожного движения. Истец просит суд обязать ответчика в срок до 01.05.2023 года разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильной дороге местного значения «Чернушка-Бедряж» общей протяженностью 13400 м.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, на удовлетворении требований наставил.

Представитель ответчика администрации Чернушинского городского округа в судебном заседании предъявленные к нему требования признал. Признание иска принято судом в соответствии со ст.173 ГПК РФ, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель третьего лица ОМВД России по Чернушинскому городскому округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств в суд не представлено.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу требований ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения регулируются Федеральным законом от 29.12.2017 N 443-ФЗ (далее Закон) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу требований статьи 7 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относится организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

Статья 16 Закона определяет общие требования к документации по организации дорожного движения: документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями Закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.

Документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

Документация по организации дорожного движения должна разрабатываться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду транспортных средств.

В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.

В соответствии с требованиями статья 17 Закона комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения.

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше десяти тысяч человек, расположенных в границах одного субъекта Российской Федерации.

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются и утверждаются на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем.

Внесение изменений в комплексные схемы организации дорожного движения осуществляется в случае изменения дорожно-транспортной ситуации, но не реже чем один раз в пять лет.

Разработанные в комплексных схемах организации дорожного движения мероприятия должны представлять собой целостную систему технически, экономически и экологически обоснованных мер, разработанных в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.Мероприятия по организации дорожного движения, разрабатываемые в составе комплексных схем организации дорожного движения, должны обеспечивать снижение негативного воздействия на окружающую среду транспортных средств.

Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов или городских поселений вправе разрабатывать и утверждать своими решениями комплексные схемы организации дорожного движения для территорий нескольких муниципальных образований, имеющих общую границу.

Комплексные схемы организации дорожного движения, разрабатываемые для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо их частей, а также для территорий нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений, имеющих общую границу, подлежат согласованию.

Реализация утвержденных комплексных схем организации дорожного движения осуществляется путем осуществления мероприятий, предусмотренных такими документами, за счет средств бюджетных и внебюджетных источников.

Реализация неутвержденных комплексных схем организации дорожного движения не допускается.

Утвержденная комплексная схема организации дорожного движения подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, утвердившего данную схему, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу требований статья 18 Закона в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения разрабатываются проекты организации дорожного движения.

Проекты организации дорожного движения разрабатываются:

1) на период эксплуатации дорог или их участков;

2) на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки;

3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.

Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов:

1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог, или их участков;

2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства;

3) в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек;

4) на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по таким направлениям организации дорожного движения, как формирование сети дорог с односторонним движением, размещение парковок (парковочных мест), размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования, организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос, оптимизация режимов работы светофорных объектов, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, иным направлениям организации дорожного движения.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию:

1) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;

2) с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается. Согласно указанным нормативным правовым актам именно в графических материалах и адресных ведомостях, входящих в состав проекта организации дорожного движения, определяются в том числе виды дорожных знаков и места их конкретного расположения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Чернушинского района Пермского края проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлены допущенные ответчиком нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выразившиеся в отсутствие проекта организации дорожного движения.

30.05.2020 года в адрес главы Чернушинского городского округа направлено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 9-11).

Данные обстоятельства подтверждены информацией, предоставленной ответчиком, выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования Чернушинский городской округ, ведомость дефектов, техническим паспортом (л.д. 12,14,15,16-17).

Согласно информации из ГИБДД Отдела МВД России по Чернушинскому городскому округу по состоянию на 21.02.2022 года на муниципальную автомобильную дорогу "Чернушка-Бедряж" Чернушинского городского округа отсутствует проект организации дорожного движения (л.д. 18).

Отсутствие проекта организации дорожного движения ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что согласование и утверждение проекта организации дорожного движения, являются обязательным и направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, суд считает, требования прокурора Чернушинского района Пермского края подлежащими удовлетворению.

Для исполнения обязанности администрацией Чернушинского городского округа по разработке, согласованию и утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге местного значения «Чернушка-Бедряж» общей протяженностью 13400 м.- срок до 01.05.2023 года.

По мнению суда, данные сроки для устранения выявленных недостатков, отвечают принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.

Обязать администрацию Чернушинского городского округа в срок до 01.05.2023 года разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильной дороге местного значения «Чернушка-Бедряж» общей протяженностью 13400 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме 29 апреля 2022 года.

Судья подпись Н.В. Дьякова

Решение вступило в законную силу

Подлинный документ подшит в деле № 2-356/2022

УИД 59RS0042-01-2022-000314-14

Дело находится в производстве

Чернушинского районного суда Пермского края