ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-357 от 19.01.2012 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

                                                                                    Промышленный районный суд г. Смоленска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  дело №2-357 / 2012

Решение

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

При секретаре Лазареве М.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Песковой С.С. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Отделу социальной защиты населения по Промышленному району г.Смоленска о предоставлении дополнительной социальной выплаты, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Пескова С.С. обратилась в суд с иском к вышеуказанным ответчикам о предоставлении дополнительной социальной выплаты, компенсации морального вреда, в обоснование требований указала, что совместно с мужем ФИО2 являются участниками областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004-2010 годы, утвержденной областным законом №89-з от 27.11.2003. В рамках указанной программы, ДД.ММ.ГГГГ им был предоставлен кредит на 15 лет в размере  руб. на приобретение квартиры, в которой они в настоящее время проживают. Условиями программы предусматривается при рождении ребенка предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья для погашения части кредита, займа либо компенсации затраченных собственных средств. ДД.ММ.ГГГГ у истца родился второй ребенок. Однако Департамент Смоленской области по социальному развитию отказал в предоставлении указанной дополнительной социальной выплаты со ссылкой на то, что ее семья уже являлась получателем возмещения части процентной ставки кредитования, а не получателем жилищной субсидии (социальной выплаты). Данный отказ считает незаконным.

Просит суд обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить ей дополнительную социальную выплату в размере ., а также взыскать в ответчика в ее пользу  руб. в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец и его представитель Струкова И.Ю. иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Смирнова И.В. иск не признала, суду пояснила, что истец является участником областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004-2010 годы, утв.областным законом №89-з от 27.11.2003 в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв.Постановлением Правительства РФ №675 от 17.09.2001. Также, администрацией Смоленской области было утверждено Положение о порядке возмещения молодым семьям части процентной ставки по кредитам на строительство (приобретения) жилья в рамках реализации указанной целевой программы (постановление №82 от 07.03.2007). Перечисленные нормативно-правовые акты Смоленской области признаны утратившими силу с 01.01.2009 в соответствии с областным законом №167-з от 16.12.2008. Постановлением администрации Смоленской области №564 от 14.10.2008 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2010 годы, срок реализации которой, определяется в соответствии со ст.179 БК РФ, до 2011 года. В связи с чем, данный правовой акт также утратил свою силу с 01.01.2012.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 утверждена новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, во исполнение которой постановлением администрации Смоленской области №588 от 04.10.2010 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, а постановлением №770 от 14.12.2010 утвержден Порядок реализации отдельных мероприятий указанной долгосрочной областной целевой программы. Согласно п.7 данного Порядка предусмотрено предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении одного ребенка в течение 2010 года. Выплата может быть предоставлена молодой семье - участнику областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004 - 2010 годы». В соответствии с новым правовым регулированием дополнительная социальная предоставляется для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), и не может быть использована для погашения части кредита или займа, как это предусматривалось до 01.01.2011. В силу чего, оснований для предоставления Песковой С.С. как участнику долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004 - 2010 годы», дополнительной социальной выплаты в связи с рождением второго ребенка, не имеется. Также считает, что отсутствуют основания для компенсации истцу морального вреда ввиду отсутствия вины Департамента в причинении вреда. На основании изложенного, просит Песковой С.С. в иске отказать.

Отдел социальной защиты населения по Промышленному району г.Смоленска, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений относительно предъявленного иска суду не представил, в связи с чем, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Пескова С.С. и ФИО2 являются участниками областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004-2010 годы, утвержденной законом Смоленской области №89-з от 27.11.2003.

ДД.ММ.ГГГГ  Российской Федерации Песковым предоставлен ипотечный кредит на срок до ДД.ММ.ГГГГ под % годовых на сумму  руб. на строительство квартиры, расположенной по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ Песковы включены в список семей - участников указанной целевой программы, которым подлежит возмещению часть процентной ставки по кредитам в соответствии с договором о сотрудничестве №61/03 от 03.11.2004, заключенным между ОАО  и администрацией Смоленской области, за счет средств субъекта.

В период действия программы, ДД.ММ.ГГГГ у Песковых родился второй ребенок - ФИО1. В связи с чем, в мае 2011 года истец обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию о предоставлении дополнительной социальной выплаты, однако письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Песковой С.С. отказано в предоставлении таковой.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела: копией свидетельства о заключении брака, копией свидетельства о рождении ребенка, копией кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора уступки прав требования № от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора о сотрудничестве по возмещению части процентной ставки по кредитам… №-д от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец оспаривает законность отказа в предоставлении ей дополнительной социальной выплаты.

Судом установлено, что Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 №675 (ред. от 23.12.2009) утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, которая включает в себя в т.ч. и подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В разделе Ш «Основные цели и задачи Программы» отмечено, что основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей» стало предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.

В разделе VI «Механизм реализации программы» указано, что субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы,дополнительно предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы социальную выплату в размере не менее 5 % средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

При этом, согласно Постановления Правительства РФ от 28.08.2002 N 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002 - 2010 годы» выплата субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка осуществляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка.

В целях реализации указанной Федеральной целевой программы, законом Смоленской области от 27.11.2003 №89-з утверждена целевая Программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004 - 2010 годы», разделом 4 которой установлено, что механизм реализации Программы базируется на оказании органами государственной власти Смоленской области поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем:

- возмещения части процентной ставки кредитования, определенной правовым актом Администрации Смоленской области, по кредитам, предоставленным молодым семьям на строительство (приобретение) жилья;

- предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Также, участникам Программы предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

13.05.2006 Постановлением Правительства РФ №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», пункт 15 которых предусматривает, что молодой семье - участнице подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в размере не менее 5% расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с настоящими Правилами, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления.

При этом, как следует из п.1 Постановления Правительства РФ №285 от 13.05.2006, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома…, в рамках реализации подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы«Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, а также выполнения обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, при рождении (усыновлении) ребенка.

Ответчик возражает против требований Песковой С.С. ссылаясь на то, что ей не может быть предоставлена дополнительная социальная выплата, поскольку за ее предоставлением она обратилась по истечении срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы - в мае 2011 года, и кроме того, действующее правовое регулирование в данной области, с 01.01.2011 не предусматривает возможности предоставления оспариваемой выплаты для погашения кредита или займа.

Судом установлено, что закон Смоленской области №89-з от 27.11.2003 утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием закона Смоленской области от 16.12.2008 N 167-з.

Однако на период с 01.01.2009 по 31.12.2010 постановлением администрации Смоленской области 14.10.2008 №564 была утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2010 годы, пунктом 5 которой предусматривалось, что участникам Программы предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 утверждена новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В целях реализации федеральной программы, в Смоленской области разработана и действует долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 04.10.2010 № 588, разделом 5 которой предусмотрено, что участникам таковой предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Кроме того, постановлением Администрации Смоленской области от 14.12.2010 № 770, утвержден Порядок реализации отдельных мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы», п.7.1 которой предусмотрена возможность предоставления дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), при рождении одного ребенка в течение 2010 года, молодой семье - участнику областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004 - 2010 годы, а также молодой семье - участнику долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2010 годы.

Как следует из п.1.1 постановления Администрации Смоленской области от 14.12.2010 № 770, настоящий Порядок устанавливает на территории Смоленской области правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в части, не урегулированной долгосрочной областной целевой программой«Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы.

Анализируя представленные по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что положения целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004 - 2010 годы» должны применяться в совокупности с положениями Постановления Правительства РФ №285 от 13.05.2006, которое в свою очередь должно применяться в совокупности с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства от 17 сентября 2001 года N 675, которая разъясняет, каким образом молодым семьям предоставляются социальные выплаты на приобретение жилья.

В судебном заседании установлено, что ребенок у истца родился в период действия долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2010 годы.

Согласно п.7.1 Порядка реализации отдельных мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2010 годы, утв. постановлением администрации Смоленской области №125 от 13.03.2009, молодой семье - участнику областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004 - 2010 годы при рождении (усыновлении) одного ребенка в период действия Программы предоставляется дополнительная социальная выплата.

В силу п.7.2 размер дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка составляет 5% от средней стоимости жилья, рассчитанной на момент рождения (усыновления) ребенка.

Согласно п.7.7 названного Порядка, перечисление средств дополнительной социальной выплаты на банковские счета молодых семей - участников программ производится Департаментом по социальному развитию ежеквартально в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Как установлено в судебном заседании истец обратилась за дополнительной социальной выплатой в связи с рождением ребенка в мае 2011 года.

Согласно п.7.2 Постановления администрации Смоленской области от 14.12.2010 N 770, дополнительная социальная выплата предоставляется молодым семьям - участникам программ в случае их соответствия следующим условиям:

- рождение (усыновление) детей, не учтенных при расчете социальной выплаты;

- реализация свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;

- привлечение молодыми семьями - участниками программ в целях приобретения (строительства) жилья денежных средств для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер ранее предоставленной социальной выплаты.

Размер дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка составляет 5 % от расчетной (средней) стоимости жилья и определяется по формуле: где: Рдсв - размер дополнительной социальной выплаты; Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию Смоленской области на момент рождения (усыновления) ребенка; РЖ - размер общей площади жилого помещения, рассчитанный с учетом родившегося (усыновленного) ребенка (п.7.3).

Перечисление средств дополнительной социальной выплаты на банковские счета молодых семей - участников программ производится Департаментом по социальному развитию ежеквартально в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета на соответствующий финансовый год (п.7.9).

Таким образом, в Смоленской области с 01.01.2011 изменился механизм предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка, что лишает истца в настоящее время права на получение такой выплаты.

Вместе с тем, данное обстоятельство не может рассматриваться как допускающее произвольную отмену ранее установленных прав, и предполагающее возможность отказа администрации Смоленской области от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед молодыми семьями - участниками целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004 - 2010 годы», и следовательно, не может рассматриваться как препятствующие получению установленной субсидии молодым семьям при рождении ребенка в рамках участия в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы, включающей в себя в том числе, и подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Предоставление дополнительной социальной выплаты является разновидностью государственной поддержки молодых семей, и является расходным обязательством субъекта.

Следовательно, не предоставление Департаментом Смоленской области данной социальной выплаты противоречит основным целям федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-201 годы, а равно - федеральной целевой программы «жилище» на 2011-2015 годы, и положениям Конституции РФ, и свидетельствует об одностороннем отказе органа государственной власти субъекта от исполнения ранее принятых на себя обязательств, что недопустимо.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в предоставлении Песковой С.С. дополнительной социальной выплаты в рамках областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004-2010 годы, в связи с рождением ребенка в 2010 году, необоснованным.

Согласно представленному истцом расчету, сумма спорной социальной выплаты составляет . Данный расчет не оспаривается ответчиком и судом признает правильным, а указанную сумму подлежащей взысканию в пользу истца.

Вместе с тем, оснований для компенсации морального вреда не усматривается, поскольку в результате неправомерных действий ответчика были нарушены ее имущественные права, в то время как моральный вред согласно ст.150, ст.151, п.2 ст.1099 ГК РФ возмещается лишь в случае нарушения личных неимущественных прав гражданина, к которым относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя и прочее.

На основании изложенного, суд находит исковые требования Песковой С.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Песковой С.С. удовлетворить.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить Песковой С.С. дополнительную социальную гарантию в виде выплаты единовременной субсидии в связи с рождением второго ребенка в размере .

В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.В.Селезенева