ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3571/19 от 27.08.2019 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Кошкаровой А.А.,

с участием:

старшего помощника Ханты-Мансийского межрайпрокурора Лукашевич А.А.,

представителя ответчика ПАО Банк «ФК Открытие» - Николаевой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Муравленко Ямало – Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу Банк «Финансовая корпорация Открытие» об устранении нарушения права беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

установил:

прокурор города Муравленко Ямало – Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу Банк «Финансовая корпорация Открытие» (далее по тексту ПАО Банк «ФК Открытие») об устранении нарушения права беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Муравленко Ямало – Ненецкого автономного округа проведена проверка исполнения филиала <адрес> ПАО Банк «ФК Открытие» законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности зданий, в которых находятся банковские организации, для маломобильных групп населения. Установлено, что надлежащее исполнение законодательства о социальной защите инвалидов, в части доступа лиц с ограниченными возможностями в помещения филиалов кредитных учреждений не соблюдаются, здания банков, необходимыми конструктивными элементами, способствующими доступу в них инвалидов в полном объеме не оборудованы. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и со- гружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В соответствии с пунктами 5.1.1., 5.1.2. Свода правил 59.133330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Согласно пункту 5.1.14 Свода правил 59.133330.2016 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01 -2001»лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче 1:20 (5%). При расчётном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения. Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления» (пункт 4.1). Приказом Минстроя России от 14.11.2016 года №798/пр, утверждён Свод правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которым установлены основные требования к обустройству зданий для доступа в них лиц с ограниченными возможностями здоровья. В нарушение п.п.6.1, 6.2, 6.4 и 6.5 Свод правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», регламентирующих основные требования к входам в здания, путям движения в зданиях, пандусам, а также техническим средствам информирования, ориентирования и сигнализации, входная группа здания дополнительного офиса <адрес> Банка ВТБ (ПАО), расположенного по адресу: <адрес> не оборудована тактильной разметкой перед ступенями, отсутствует контрастная окраска крайних ступеней лестничного марша, не имеется контрастной разметки дверного проема входной двери и контрастной маркировки двери (жёлтый круг), отсутствуют световые маяки, пандус или подъемное устройство. На путях движения внутри здания отсутствуют тактильные направляющие, пристенные поручни, тактильные пиктограммы и мнемосхемы, бегущая строка.

Кроме того, кредитно-банковским учреждением при отсутствии надлежащего обустройства здания дополнительного офиса для доступа в него лиц с ограниченными возможностями не исполнены требования, предусмотренные ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части согласования с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа, мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления банковских услуг. В целях устранения выявленных нарушений законодательства ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес <адрес> ПАО Банк «ФК Открытие» внесено представление. Из ответа на указанное представление следует, что у ПАО Банк «ФК Открытие» отсутствует обязанность по установке пандусов, вертикальных подъемников, обеспечению во входной группе помещения: тактильной разметки перед ступнями, контрастной окраски крайних ступеней лестничного марша, контрастной разметки дверного проема входной двери и контрастной маркировки двери (жёлтый круг), световые маяки; размещению внутри помещения тактильных направляющих, пристенных поручней, тактильных пиктограмм и мнемосхем, бегущей строки. По результатам контрольной проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения по-прежнему имеют место, мероприятия по доступности кредитного учреждения для беспрепятственного доступа маломобильных граждан не запланированы. Таким образом, установление кнопки для вызова специалиста не свидетельствует о достаточном и разумном приспособлении здания для нужд маломобильных групп населения. В случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта зданий, ответчику необходимо обеспечить его доступность посредствам приобретения подъёмного устройства. Выявленные нарушения требований ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ до настоящего времени не устранены, что нарушает право инвалидов на беспрепятственный доступ к вышеуказанному отделению. На основании изложенного, прокурор просит суд: обязать ПАО Банк «ФК Открытие» устранить выявленные нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в РФ» в <адрес> ПАО Банк «ФК Открытие», расположенного по адресу: <адрес>, а именно оборудовать пандусом или вертикальным подъемником, во входной группе здания установить тактильную разметку перед ступенями, контрастную окраску крайних ступеней лестничного марша, контрастную разметку дверного проема входной двери, контрастную маркировку двери (желтый круг), световые маяки, на путях движения внутри здания установить тактильные направляющие, пристенные поручни, тактильные пиктограммы и мнемосхемы, бегущую строку.

В судебном заседании старший помощник Ханты-Мансийского межрайпрокурора Лукашевич А.А., действуя на основании доверенности, настоял на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.

Представитель ответчика ПАО Банк «ФК Открытие» - Николаева Т.В. в судебном заседании иск не признала, в соответствии с доводами письменных возражений суду показала, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств. Нежилое помещение, в котором находится <адрес> ПАО Банк «ФК Открытие», расположено на <данные изъяты> этаже жилого дома по адресу: <адрес>. Помещение принадлежит Банку на праве собственности что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ год постройки здания ДД.ММ.ГГГГ год. Следовательно, Помещение введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с действующими на тот период времени ГОСТами и СНиПами. Реконструкция или модернизация указанного здания (Помещения) после ДД.ММ.ГГГГ не производилась. В связи с чем, положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на спорные правоотношения не распространяются, т.к. отсутствуют условия их применения. С целью соблюдения норм действующего законодательства Банком, до момента реконструкции/модернизации были приняты меры для обеспечения доступа инвалидов и МГН к месту предоставления услуги: при входе в Помещение перед крыльцом для инвалидов установлены кнопки вызова администрации Банка, что подтверждено самим истцом <данные изъяты> Искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ); предоставление услуг по проведению операций и/или получение информации по счетам, вкладам Клиента и другим продуктам в Банке через удаленные каналы обслуживания (через устройства самообслуживания Банка, «Мобильный банк», «Интернет-Банк», Контактный Центр Банка и т.д.). Для реконструкции/модернизации объектов ДД.ММ.ГГГГ годов постройки, которые изначально не были приспособлены к требованиям СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», необходима проектно-сметная документация. Поэтому Банк заключил договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ с <адрес> на выполнение и согласование Проектно-сметной документации не только на <данные изъяты> объект Банка, расположенный в <адрес>, но и на <данные изъяты> объекта, расположенные в <адрес> в соответствии с техническим заданием (<данные изъяты> Договора подряда), цена договора составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> Договора подряда). Согласно п. <данные изъяты> Технического задания: «Требования к основным технологическим решениям: Обеспечение доступности маломобильных граждан в помещении офисов (обустройство входной группы, подъемное оборудование, рампы, тактильная плитка, тактильная лента, мнемосхемы, поручни и отбойники)». Согласно п. <данные изъяты> Технического задания: «Требования к конструктивным решениям, применяемым изделиям и материалам: Обеспечение доступности маломобильных граждан в помещении офисов (устройство входной группы, устройство подъемного оборудования, кнопки вызова, рампы, монтаж тактильной плитки, тактильной ленты, тактильных пиктограмм и наклеек, мнемосхемы, поручней и отбойников и т.д.). Полный перечень мероприятий определяется и согласовывается с обществом инвалидов для каждого объекта». Согласно п. <данные изъяты> Технического задания: «Требования к составу и содержанию проектной документации: Проект выполнить в объеме, предусмотренном СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и иными нормативно-правовыми актами РФ. применимыми в области изысканий, проектирования, строительства, охраны окружающей среды, с учетом Постановления Правительства ЯНАО». <адрес> разработало Проектно-сметную документацию (прилагается) и направило на рассмотрение и согласование (в том числе и по <адрес>) <адрес> (письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ (исх.) <адрес><адрес> в лице председателя ФИО1 направила директору <адрес> ответ, согласно которого фактически потребовала оплаты по <данные изъяты> рублей за каждый объект, информации о рассмотрении и согласовании полученной Проектно-сметной документации не представлено. Таким образом, с одной стороны, председатель <адрес>ФИО7 обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении Банком законодательства о социальной защите инвалидов, а с другой стороны, этот же председатель <адрес>ФИО8 фактически не только блокирует действия Банка, направленные на улучшение доступности маломобильных групп населения в офисы Банка, игнорируя рассмотрение и согласование полученной Проектно-сметной документации, но и требует за это деньги. Указанные действия являются злоупотреблением правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).Банк обратился в <адрес>, направил для ознакомления и рассмотрения проектную документацию по обеспечению доступности маломобильных групп населения в помещение <адрес><адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Директор <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) ответил, что согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ в многоквартирных жилых домах общие помещения находятся в совместной собственности владельцев квартир, поэтому владение и пользование придомовой территории должно осуществляться по соглашении всех дольщиков, а при невозможности согласия - в судебном порядке. Соответственно, вопрос о монтаже пандуса находится в компетенции общего собрания владельцев квартир. Для того, чтобы решения собственников, которые были приняты на собрании, обладали легитимностью, требуется обеспечить присутствие как минимум <данные изъяты> лиц, наделенных правом голоса. Решение должно быть зафиксировано в протоколе.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения <адрес> ПАО Банк «ФК Открытие» законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности зданий, в которых находятся банковские организации, для маломобильных групп населения.

Нежилое помещение, в котором находится <адрес> ПАО Банк «ФК Открытие», расположено на <данные изъяты> этаже жилого дома по адресу: <адрес>. Помещение принадлежит Банку на праве собственности что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ год постройки здания ДД.ММ.ГГГГ год.

Реконструкция или модернизация указанного здания (Помещения) после ДД.ММ.ГГГГ не производилась, что не оспаривается сторонами.

Прокуратурой установлено, что надлежащее исполнение законодательства о социальной защите инвалидов, в части доступа лиц с ограниченными возможностями в помещения филиалов кредитных учреждений не соблюдаются, здания банков, необходимыми конструктивными элементами, способствующими доступу в них инвалидов в полном объеме не оборудованы. Входная группа здания <адрес> Банка ВТБ (ПАО), расположенного по адресу: <адрес>, не оборудована тактильной разметкой перед ступенями, отсутствует контрастная окраска крайних ступеней лестничного марша, не имеется контрастной разметки дверного проема входной двери и контрастной маркировки двери (жёлтый круг), отсутствуют световые маяки, пандус или подъемное устройство. На путях движения внутри здания отсутствуют тактильные направляющие, пристенные поручни, тактильные пиктограммы и мнемосхемы, бегущая строка. Кроме того, кредитно-банковским учреждением при отсутствии надлежащего обустройства здания дополнительного офиса для доступа в него лиц с ограниченными возможностями не исполнены требования, в части согласования с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа, мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления банковских услуг.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес директора дирекцией в <адрес> ПАО Банк «ФК Открытие» внесено представление.

Из ответа на указанное представление следует, что у ПАО Банк «ФК Открытие» отсутствует обязанность по установке пандусов, вертикальных подъемников, обеспечению во входной группе помещения: тактильной разметки перед ступнями, контрастной окраски крайних ступеней лестничного марша, контрастной разметки дверного проема входной двери и контрастной маркировки двери (жёлтый круг), световые маяки; размещению внутри помещения тактильных направляющих, пристенных поручней, тактильных пиктограмм и мнемосхем, бегущей строки. По результатам контрольной проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что нарушения по-прежнему имеют место, мероприятия по доступности кредитного учреждения для беспрепятственного доступа маломобильных граждан не запланированы.

Сторонами не оспаривается, с целью соблюдения норм действующего законодательства Банком, до момента реконструкции/модернизации были приняты меры для обеспечения доступа инвалидов и МГН к месту предоставления услуги: при входе в Помещение перед крыльцом для инвалидов установлены кнопки вызова администрации Банка.

ПАО Банк «ФК Открытие» заключил договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ с <адрес> на выполнение и согласование Проектно-сметной документации не только на <данные изъяты> объект Банка, расположенный в <адрес>, но и на <данные изъяты> объекта, расположенные в <адрес> в соответствии с техническим заданием (п. <данные изъяты> Договора подряда), цена договора составляет <данные изъяты> рублей (п. <данные изъяты> Договора подряда). Согласно п. <данные изъяты> Технического задания: «Требования к основным технологическим решениям: Обеспечение доступности маломобильных граждан в помещении офисов (обустройство входной группы, подъемное оборудование, рампы, тактильная плитка, тактильная лента, мнемосхемы, поручни и отбойники)». Согласно п. <данные изъяты> Технического задания: «Требования к конструктивным решениям, применяемым изделиям и материалам: Обеспечение доступности маломобильных граждан в помещении офисов (устройство входной группы, устройство подъемного оборудования, кнопки вызова, рампы, монтаж тактильной плитки, тактильной ленты, тактильных пиктограмм и наклеек, мнемосхемы, поручней и отбойников и т.д.). Полный перечень мероприятий определяется и согласовывается с обществом инвалидов для каждого объекта». Согласно п. <данные изъяты> Технического задания: «Требования к составу и содержанию проектной документации: Проект выполнить в объеме, предусмотренном СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и иными нормативно-правовыми актами РФ, применимыми в области изысканий, проектирования, строительства, охраны окружающей среды, с учетом Постановления Правительства ЯНАО». ООО «ПФ «Стройреконструкция» разработало Проектно-сметную документацию (прилагается) и направило на рассмотрение и согласование (в том числе и по <адрес>) Региональной корпоративной общественной организации инвалидов «Центр информационной поддержки «Таганай» (письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ (исх.) <адрес> в лице председателя ФИО1 направила директору <адрес> ответ, согласно которого стоимость согласования Проектно-сметной документации составляет <данные изъяты>.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов») федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны во введённом с 01.01.2013 года Своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённом Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года №605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.

В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14). Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м. Через каждые 8,0-9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 м (п. 5.2.13 СНиП).

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна). Требования СП необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

Судом установлено, что год постройки нежилого помещения по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ год, реконструкция или модернизация указанного здания (Помещения) после ДД.ММ.ГГГГ не производилась.

С целью соблюдения норм действующего законодательства Банком, до момента реконструкции/модернизации были приняты меры для обеспечения доступа инвалидов и МГН к месту предоставления услуги: при входе в Помещение перед крыльцом для инвалидов установлены кнопки вызова администрации Банка, ПАО Банк «ФК Открытие» заключил договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> с <адрес> на выполнение и согласование Проектно-сметной документации в соответствии с техническим заданием: «Обеспечение доступности маломобильных граждан в помещении офисов (обустройство входной группы, подъемное оборудование, рампы, тактильная плитка, тактильная лента, мнемосхемы, поручни и отбойники)». Полный перечень мероприятий определяется и согласовывается с обществом инвалидов для каждого объекта. ДД.ММ.ГГГГ (исх.) <адрес> в лице председателя ФИО1 направила директору <адрес> ответ, согласно которого стоимость согласования Проектно-сметной документации составляет <данные изъяты> рублей.

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд исходит из действия новой редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015), учитывая, что нежилое помещение, принадлежащее истцу, не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом.

Также ответчиком приняты меры до реконструкции нежилого помещения или капитального ремонта согласовать с <адрес> для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, а также обеспечения предоставления необходимых услуг в дистанционном режиме.

При таких обстоятельствах суд не видит оснований для удовлетворения иска и взыскания с ответчика судебных расходов, от которых процессуальный истец был освобождён, согласно правилам ст.ст.98, 103 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Прокурора города Муравленко Ямало – Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу Банк «Финансовая корпорация Открытие» об устранении нарушения права беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты – Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.В.Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев