Вожегодский районный суд Вологодской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Вожегодский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-357 2011 г.
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
05 декабря 2011 года пос. Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области
в составе председательствующего судьи Начиналова В.А.,
с участием: заместителя прокурора Вожегодского района Конёнковой С.В.;
представителей заинтересованных лиц Карпова А.А, Романо-
вой А.Н. и Смирновой Л.И.;
при секретаре Ганичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вожегодского района Вологодской области об оспаривании бездействия Представительного Собрания Вожегодского муниципального района Вологодской области,
установил:
обратившись в суд с заявлением в интересах Вожегодского муниципального района Вологодской области как муниципального образования, прокурор Вожегодского района Вологодской области просил признать незаконным бездействие Представительного Собрания Вожегодского муниципального района Вологодской области (далее - Представительное Собрание), выразившееся в непринятии мер по образованию контрольно-счётного органа на уровне Вожегодского муниципального района и непринятии нормативной правовой базы, обеспечивающей деятельность такого контрольно-счётного органа.
В обоснование заявления указано, что в нарушение требований Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ), ст.ст.157 и 258 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и не смотря на направленную в Представительное Собрание 30 августа 2011 года письменную информацию прокуратуры Вожегодского района о необходимости незамедлительно приступить к разработке и принятию муниципальных правовых актов с целью урегулирования отношений в сфере финансового контроля, ни Уставом Вожегодского муниципального района, ни иными нормативными правовыми актами Представительного Собрания не предусмотрено образование контрольно-счётного органа Вожегодского муниципального района, а также отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие наименование, полномочия, состав, порядок деятельности контрольно-счётного органа, не утверждён порядок внесения предложений о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётного органа муниципального образования, и в результате такого бездействия Представительного Собрания на территории Вожегодского муниципального района муниципальный финансовый контроль не осуществляется, что противоречит указанным в ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принципам законности и приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
В письменном отзыве от 01 декабря 2011 года № 72 Председатель Представительного Собрания Карпов А.А. указал, что в течение сентября и октября 2011 года юридическим отделом администрации Вожегодского муниципального района подготовлен проект решения Представительного Собрания «О внесении изменений в Устав Вожегодского муниципального района Вологодской области», который в соответствии с распоряжением администрации Вожегодского муниципального района от 14 ноября 2011 года № 608-р «О проведении публичных слушаний» вынесен на публичные слушания, назначенные на 07 декабря 2011 года, опубликован в общественно - политической газете Вожегодского района «Борьба» (далее - газета «Борьба») за 22 ноября 2011 года и представлен на утверждение Представительного Собрания, очередное заседание которого назначено на 22 декабря 2011 года. В проекте предлагается дополнить Устав Вожегодского муниципального района статьёй 36.1, регламентирующей создание постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля - Контрольно-счётной палаты, а после государственной регистрации изменений в Устав Вожегодского муниципального района и вступления их в законную силу в первом квартале 2012 года планируется проведение работы по утверждению Положения о Контрольно-счётной палате, а также мероприятий по организации её работы. Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты учтено в проекте решения Представительного Собрания «О местном бюджете Вожегодского муниципального района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», опубликованном в газете «Борьба» за 22 ноября 2011 года.
В письменном отзыве от 02 декабря 2011 года № 151 начальник Управления финансов и экономики Вожегодского муниципального района Соколова Т.Г. указала, что при формировании бюджета Вожегодского муниципального района на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов в статье расходов «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» учтены средства на содержание контрольно-счётной палаты.
В судебном заседании заместитель прокурора Вожегодского района Конёнкова С.В. заявление прокурора поддержала по указанным в нём основаниям, дополнительно в обоснование этого заявления сославшись на то, что оспариваемым бездействием Представительного Собрания нарушается право муниципального образования Вожегодский муниципальный район на осуществление финансового контроля за расходованием средств местного бюджета.
В судебном заседании Председатель Представительного Собрания Карпов А.А. с заявлением прокурора Вожегодского района согласился частично, в обоснование возражений сославшись на то, что оспариваемым бездействием Представительного Собрания право муниципального образования Вожегодский муниципальный район на осуществление финансового контроля за расходованием местного бюджета не нарушается, поскольку такой контроль осуществляется постоянной комиссией, созданной из депутатов Представительного Собрания.
Представитель администрации Вожегодского муниципального района по доверенности заведующая юридическим отделом Романова А.Н. и представитель Управления финансов и экономики Вожегодского муниципального района по доверенности заместитель начальника Управления Смирнова Л.И. в судебном заседании заявление прокурора Вожегодского района полагали подлежащим удовлетворению как обоснованное.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и исследовав представленные материалы, суд находит заявление прокурора удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 и ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод муниципального образования об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, если таким бездействием нарушены права и свободы этого муниципального образования, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Под бездействием органа местного самоуправления понимается неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа местного самоуправления (п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Действительно, как указывает прокурор в своём заявлении, в соответствии со ст.ст. 3, 5 и 6 Закона № 6-ФЗ, вступившего в силу с 01 октября 2011 года, разрешение вопросов об образовании, наименовании, полномочиях, составе и порядке деятельности контрольно-счётного органа муниципального образования, а также о порядке внесения предложений о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётного органа муниципального образования отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и устанавливаются уставом и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Согласно ст.19 Устава Вожегодского муниципального района Вологодской области представительным органом в структуре органов местного самоуправления Вожегодского муниципального района является Представительное Собрание Вожегодского муниципального района.
Законом № 6-ФЗ установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счётных органов муниципальных образований (ст.1), но не установлена обязанность представительных органов муниципальных образований по организации контрольно-счётных органов, а также не установлен срок, в течение которого контрольно-счётные органы подлежат образованию. Не установлены такие обязанность и срок БК РФ, на положения ст.ст.157 и 258 которого ссылается прокурор в обоснование своего заявления, как и иными правовыми актами.
Между тем, согласно ст.12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.
Исходя из анализа указанных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что Представительное Собрание вправе принимать решения по вопросам, отнесённым к его исключительной компетенции Законом № 6-ФЗ, в любое время по его усмотрению.
Кроме того, как видно из объяснений представителей заинтересованных лиц и представленных суду материалов, в номере 57 (177) газеты «Борьба» за 22 ноября 2011 года опубликованы вынесенные на публичные слушания проекты решений Представительного Собрания «О внесении изменений в Устав Вожегодского муниципального района Вологодской области», согласно которому Устав предлагается дополнить статьёй 36.1 под наименованием «Контрольно-счётная палата Вожегодского муниципального района», и «О местном бюджете Вожегодского муниципального района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», согласно которому на содержание контрольно-счётной палаты в бюджете Вожегодского муниципального района на 2012 год учтены средства в сумме 450 000 рублей.
При таких обстоятельствах утверждения прокурора Вожегодского района о бездействии Представительного Собрания суд находит несостоятельными, а также не находит установленным, что в результате оспариваемого бездействия нарушены права и свободы муниципального образования Вожегодский муниципальный район Вологодской области, или созданы препятствия в осуществлении этим муниципальным образованием его прав и свобод, или на это муниципальное образование незаконно возложена какая-либо обязанность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
прокурору Вожегодского района Вологодской области отказать в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия Представительного Собрания Вожегодского муниципального района Вологодской области.
Решение в десятидневный срок со дня оглашения может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда, с подачей кассационной жалобы через Вожегодский районный суд.
Председательствующий судья: В.А. Начиналов.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу 16 декабря 2011 года.