ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3572/2022 от 22.09.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-3572/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2022г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Федоренко Е.Ю.,

при секретаре Гринченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3572/2022 по иску ФИО2 к ООО «Газпром межрегионгаз Ростова-на-Дону», государственные органы, дающие заключение по делу: Управление Федеральной службы по надзору защиты право потребителей и благополучия человека в Ростовской области, Государственная жилищная инспекция Ростовской области о признании незаконными акта проверки газового оборудования и приборов учета, расчета задолженности и доначисления оплаты, прекращения поставки коммунальной услуги, обязании устранить нарушения и аннулировать доначисление платы за коммунальную услугу газоснабжения, выдаче справки об отсутствии задолженности, восстановлении газоснабжения домовладения, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что он является собственником домовладения по адресу: <адрес>. Поставка газа в принадлежащее ему домовладение осуществлялась на основании с ООО «Ростоврегионгаз» Договором поставки природного газа от 23.09.2009г. (в настоящее время поставщиком является ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону»). Объем потребленного газа определялся согласно показаниям прибора учета газа . Специалисты ООО «Ростоврегионгаз» инженер - метролог ФИО6, ФИО7, ведущий специалист ООО Ростоврегионгаз» ФИО8, 02.06.2008г. комиссионно провели проверку узла учета расхода газа, заводской (2001 года выпуска и установки), в ходе которой на счетчик установили стикеры и , при этом стикером комиссия опломбировала корпус и стекло закрывающее счетный механизм данного прибора учета, что объективно исключало саму возможность доступа к счетному механизму без нарушения данной пломбы, о чем был составлен акт проверки узла расхода газа потребителя от 02.06.2008г.

Согласно акту проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний от 30.10.2015г. проверка проведена без замечаний. 14.06.2017г. была проведена предыдущая поверка счетчика газа , при этом очередная поверка счетчика была назначена на 13.06.2019г.

Истец 08.06.2019г. обратился к ответчику с просьбой провести поверку счетчика газа , которая была назначена на 11.06.2019г. однако, до настоящего времени не проведена, т.к. по требованию техника, назначенного для проведения поверки ФИО3, истец должен предоставить справку об отсутствии задолженности.

При обращении 11.06.2019г. в «Единое окно» центрального офиса ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» специалистом ФИО9 истцу было разъяснено, что для получения справки об отсутствии задолженности в его адрес должен выйти контролер представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» для снятия контрольных показаний, при этом, такой выход контролера надо заказывать за 30 дней до предполагаемой даты его выхода в адрес и назвала дату выхода контролера на 11.07.2019г., в связи с чем истец сразу же сделал такую заявку на выход контролера в его адрес и просил ускорить его выход.

Учитывая, что срок поверки счетчика истекал 13.06.2019г., а на момент первичного обращения 08.06.2019г. истцу никто не говорил о том, что необходимо дополнительно и отдельно делать еще заявку на выход контролера, истец обратился к старшему специалисту службы службу «Единого окна» ФИО10, которая позвонила старшему из контролеров, чтобы 11.06.2019г. направили контролера для распломбировки счетчика и составления Акта (форма 2).

В адрес истца 11.06.2019г. в 19-20 прибыл контролер ФИО11, который вместо распломбировки газового счетчика для проведения поверки либо замены счетчика, составил акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний (форма 1), в ходе такой проверки контролер ФИО11 удалил стикер 102929 для осмотра пломбы заглушки, о чем указал в Акте.

При этом данный стикер в виде ленты был установлен поставщиком ООО «Ростоврегионгаз» (правопредшественником ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону») еще в 2008г. для предотвращения несанкционированного вмешательства в приборы учета и ленточно фиксировал стекло и корпус газового счетчика, закрывая желтую заглушку счетного механизма, которая находиться за этим стеклом, в связи с чем, для проверки состояния желтой заглушки контролеру ФИО11 и понадобилось удалить стикер . Контролер ФИО11 протер большим пальцем своей правой руки стекло, находящееся на счетчике, пояснив при этом, что таким образом он удаляет пыль и остатки стикера для того, чтобы сделать фотографии «пломбы заглушки», а в последующем без всяких к тому оснований указал, в примечании к Акту, что: «пломба заглушка счетного механизма имеет следы плавления. Стекло имеет сколы».

Истец не согласился с актом и отказался от его подписи, т.к. такой акт является незаконным и необоснованным, составлен с существенными нарушениями правил его составления, а на обратной стороне акта, истец также указал причины отказа от подписи. Контролер ФИО11 вручил истцу второй экземпляр акта и пояснил, что никаких нарушений он не фиксирует, в связи с чем в строке акта описание нарушений с указанием конкретного пункта договора поставки он никаких нарушений не указывает, а также пояснил, что его акт от 11.06.2019г. не содержит никаких выводов, и будет передан им в ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» для принятия контрольных показаний счетчика к расчету.

Согласно данным из личного кабинета абонента указанные в акте от 11.06.2019г. показания счетчика приняты к учету, что подтверждается распечатанной 09.08.2019г. страницы «история показаний» из личного кабинета абонента.

При этом никаких иных актов, в том числе актов о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета контролер ФИО11 не составлял и даже формально не упоминал таких слов.

В связи с предстоящей поверкой газового счетчика, истец 06.08.2019г. обратился в «Единое окно» центрального офиса ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» для получения справки об отсутствии задолженности, на день обращения, и предъявил инспектору квитанцию и чек-ордер от 03.08.2019г. на сумму 1121 рублей.

Принимавший истца сотрудник отказала истцу выдать такую справку, сообщив, что у него имеется задолженность в размере 109841,93 рублей.

На просьбу истца выдать справку о наличии такой задолженности и оснований ее возникновения ему также было отказано, но при этом сотрудник распечатала и вручила другую квитанцию за июль 2019г. с указанием задолженности в размере 109659,46 рублей, в последующем по почте, истец также получил квитанцию от 12.07.2019 за июль 2019г с указанием этой суммы задолженности за газоснабжения.

09.08.2019г. истец обратился с письменной претензией к поставщику коммунальной услуги - ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону», в которой он потребовал аннулировать необоснованно начисленную задолженность в размере 109 659,46 рублей и выдать справку об отсутствии задолженности.

В адрес истца 02.09.2019г. поступил ответ от ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» от 22.08.2019г., из которого истцу стало известно, что его претензия от 09.08.2019г. отклонена, и что данным ответом на него возлагается гражданско-правовая ответственность за якобы имевшее место вмешательство в прибор учета газа.

Истец полагает, что ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону», в лице своего филиала Ростовский участок при проведении контрольных мероприятий 11.06.2019г. и составления в этот акта проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний допустил нарушение закона и обязательных требований предусмотренных Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. №549, так и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных ромах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354, и незаконно и необоснованно произвел в отношении истца доначисления оплаты за коммунальную услугу поставку газа для бытовых нужд в размере 109659,46 рубля, по основаниям пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г.

Так в мотивировочной части ответа от 22.08.2019г. ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» указывает, что основанием к доначислению оплаты за потребленный газ в размере 109659,46 рублей, по мнению поставщика, послужил «факт» связанный с выявленным вмешательством в работу установленного у прибора учета газа ООО «Газпром Межрегионгаз Ростова-на-Дону» произведено доначисление оплаты за потребленный газ в порядке п.81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства №354 от 06.05.2011г. - за три месяца, предшествующие дате выявления нарушения по нормативам потребления газа с применением повышающего коэффициента.

Также в ответе указано, что факт выявленного вмешательства в работу установленного прибора учета газа, по мнению ООО «Газпром Межрегионгаз Ростова-на-Дону», установлен актом проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний (форма 1) составленным 11.06.2019г. контролером ФИО11 где, в примечании к акту, он указал о том, что: пломба заглушка счетного механизма имеет плавления. Стекло имеет сколы.

С такими действиями ООО «ФИО1-на-Дону» согласиться нельзя, т.к. они противоречат фактическим обстоятельствам и правильному применению норм материального права.

Поставщиком не оспаривается целостность принадлежащей поставщику пломбы - стикера , а согласно акту проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний (форма 1) от 11.06.2019г. данную пломбу - стикер удалил представитель поставщика контролер ФИО11

В нарушение абзац 6 пункта 85 (11) Правил предоставления коммунальных услуг поставщик не направлял в адрес истца никаких требований о внесении доначисленной им платы за коммунальные услуги. Необоснованно включил в квитанцию от 12.07.2019г. за июль 2019г. задолженность в размере 109659,46 рублей.

Истец полагает, что акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний (форма 1), составленный 11.06.2019г. контролером ФИО11, является незаконным и не может рассматриваться как доказательство несанкционированного вмешательство в работу прибора учета, т.к. для установления такого факта законодатель предусматривает иную процедуру, т.е. составление Акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляемого в порядке предусмотренном пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг.

Акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний, составленный 11.06.2019г. не может подменять собой акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета т.к. не содержит прямого указания на нарушение (какого либо закона или правил), не содержит никаких указаний на якобы выявленное контролером несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, в Акте от 11.06.2019г. даже не употребляются такие слова, как: «несанкционированное вмешательство», «работа прибора учета».

Из фактического содержания акта проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний (форма 1) от 11.06.2019г. следует, что при проведении контрольного мероприятия представителем поставщика вопрос о санкционированном вмешательстве в работу прибора учета не ставился, не исследовался и не фиксировался контроллером.

Истец полагает, что акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляемый в порядке, предусмотренном пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, должен содержать выявленные нарушения с прямым указанием на ключевые понятия, предусмотренные пунктом 81 (11) Правил, т.к. в противном случае происходит существенные нарушения прав потребителя предусмотренных подпунктом е) и подпунктом ж) пункта 85 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, когда потребитель ущемляется в своем праве излагать свои возражения и иные обстоятельства в связи с выявленным нарушением.

Акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний (форма 1), составленный 11.06.2019г. контролером ФИО11 не содержит описания технического состояния пломбы - стикера , которая был установлена на счетном механизме представителями поставщика еще 2008г., а также в нем отсутствует описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.

Все обнаруженные по версии контролера ФИО11 замечания, находились под пломбой - стикером установленной еще в 2008г. самим поставщиком.

В силу указанных обстоятельств расчет задолженности и доначисление оплаты за потребленный газ в размере 109659,46 рублей, в порядке п.81 (11) Правил является незаконными и необоснованными.

Учитывая, что периоды (июнь, май, апрель, март 2019г.) были оплачены, но поставщик произвел за указанные периоды незаконное доначисление, то при таких обстоятельствах произведенное поставщиком в июле 2019г. доначисление оплаты за потребленный газ в размере 109659,46 рублей в порядке п.81 (11) Правил подлежит аннулированию.

По мнению истца, у ответчика также отсутствуют законные основания и для перерасчета коммунальной услуги по нормативу в порядке пункта 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1008 г. №549.

На основании изложенного, истец просил суд признать незаконными акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний от 11.06.2019г., расчет задолженности и доначисление оплаты за периоды: июнь, май, апрель, март 2019г., за коммунальную услугу газоснабжение в размере 109659,46 рублей, обязать ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» устранить нарушения и аннулировать незаконное и необоснованное доначисление платы за коммунальную услугу газоснабжения в размере 109659,46 рублей, выдать справку об отсутствии задолженности, взыскать с ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, в окончательной редакции которых просил суд признать незаконными акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний от 11.06.2019г., расчет задолженности и доначисление оплаты за периоды: июнь, май, апрель, март 2019г., за коммунальную услугу газоснабжение в размере 109659,46 рублей, обязать ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» устранить нарушения и аннулировать незаконное и необоснованное доначисление платы за коммунальную услугу газоснабжения в размере 109659,46 рублей, выдать справку об отсутствии задолженности, признать незаконным прекращение ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» поставки коммунальной услуги газоснабжения домовладения, расположенного по адресу <адрес> (лицевой счет: ), обязать ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» восстановить за свой счет газоснабжение домовладения, расположенного по адресу <адрес> (лицевой счет: ), взыскать с ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Истец ФИО2 в судебное заседание явился, поддержал исковые требования с учетом письменных уточнений, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, просила суд оставить исковые заявление без удовлетворения.

Государственные органы, дающие заключение по делу в судебное заседание уполномоченных представителей не направили, извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав явившихся лиц, допросив свидетеля ФИО11, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Осуществляя свои полномочия в области газоснабжения, Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке при поставках газа населению.

В статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» дано понятие газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

Согласно статье 18 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Исходя из пункта 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с требованиями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из положений статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, вышеуказанными нормами права установлена обязанность потребителя (абонента), подключенного к газораспределительной сети, вносить плату за потребленный газ, и нести иные, сопряженные обязанности, с момента перехода права собственности на жилое помещение к потребителю.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается регистрационной записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ль 15.10.2007г. и отражено в свидетельстве о государственной регистрации права от 15.10.2007г. серии (л.д.17).

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ФИО2 заключен договор газоснабжения, поскольку абонент подключен в установленном законом порядке к присоединенной сети. Начисление оплаты за потребленный газ абоненту ФИО2 производится по лицевому счету .

23.09.2009г. между ООО «Ростоврегионгаз» и ФИО2 заключен договор поставки природного газа .

В настоящее время ООО «Ростоврегионгаз» сменило свое наименование на ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону». Указанная организация является поставщиком газа потребителям Ростовской области, в том числе производит поставку природного газа физическим лицам (абонентам). Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

По указанному адресу был установлен прибор учета расхода газа марки , 2001 года выпуска, завод-изготовитель Государственное предприятие Минский механический завод им. С.И. Вавилова (Беларусь). Изначально прибор учета был признан годным и допущен к эксплуатации.

Согласно акту проверки ООО «Ростоврегионгаз» от 02.06.2008г. на счетчике расхода газа на момент проверки отсутствовала пломба ООО «Ростоврегионгаз», паспорт на счетчик не представлен, при этом, по словам абонента, проверка счетчика не производилась с 2001г. (с момента газификации). По результатам проверки сотрудники ООО «Ростоврегионгаз» пришли к заключению об установке стикеров , 102929.

Сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» 30.10.2015г. произведена проверка газового оборудования и приборов учета, снятие контрольных показаний.

14.06.2017г. ООО НПО «Турбулентность-ДОН» произведена поверка счетчика газа , по результатам которой счетчик признан пригодным соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, о чем выдано свидетельство о поверке , которое действительно до 13.06.2019г.

11.06.2019г. сотрудником ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» - контролером Ростовского абонентского участка ФИО11, произведена проверка газового оборудования и приборов учета, снятие контрольных показаний, расположенного по адресу: <адрес> в ходе которой было выявлено, что на приборе учета газа марки СГМН, заводской имеются следы плавления в области пломбы, табло счетного механизма имеет сколы. Контролер ФИО11 удалил пломбу для осмотра плавленой заглушки. По результатам проверки сотрудником ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» составлен акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятие контрольных показаний, при этом абонент ФИО2 отказался от подписи в указанном акте.

Экземпляр акта был вручен истцу, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.

Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», которым утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила) при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

В силу пункта 25 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Вместе с тем, согласно пункту 21 указанных Правил, абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленные сроки и в полном объеме, незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей проверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом; обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Исходя из пункта 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

Как следует из пункта 32 Правил, поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.6. Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2013г. № 961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии с пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Пунктом 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

На основании акта проверки газового оборудования и приборов учета, снятие контрольных показаний от 11.06.2019г., а также в силу пункта 81(11) Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. по лицевому счету за период с 11.03.2019г. по 11.06.2019г. был произведен перерасчет за три месяца, предшествующие выявлению несанкционированного вмешательства в прибор учета газа с использованием повышающего коэффициента 10. Сумма доначислений составила – 101 603,18 рублей, а учетом нормативных начислений и поступивших оплат – 100 726,43 рублей.

Квитанцией за июль 2019г. ФИО2 был уведомлен о наличии задолженности по оплате за газоснабжение по состоянию на 12.07.2019г. в размере 109 841,93 рублей, при этом факт получения указанной квитанции истцом не оспаривался.

Из представленного ответной стороной расчета усматривается, что перерасчет произведен с 11 марта 2019г. по 11 июня 2019г. на основании нормативов потребления с применением повышающего коэффициента. Таким образом, расчет начислений произведен в соответствии с порядком, установленным пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 26.09.2019г. ФИО2 была произведена замена прибора учета газа, который был опломбирован в указанный день, после чего потребителю возобновлено начисление объема потребленного газа по показаниям нового прибора учета газа.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае (в том числе): неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.

Из пункта 46 Правил поставки газа следует, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

Материалами дела подтверждается, что 16.02.2021г. в адрес ФИО2 направлено уведомление об одностороннем приостановлении ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» исполнения обязательств по поставке газа, планируемом с 15.04.2021г. Указанное уведомление было получено ФИО2 22.02.2021г.

28.09.2021г. в связи с тем, что имеющаяся задолженность так и не была оплачена абонентом в полном объеме, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» на основании акта о прекращении газоснабжения произвело прекращение поставки газа. При этом ответчик действовал в соответствии с порядком, предусмотренным для прекращения газоснабжения, установленного в постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

С учетом произведенных истцом оплат задолженность по состоянию на 12.05.2022г. составила 100 726,43 рублей.

В силу части 1 статьи 55, части 2 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключения экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылаете на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО5, который пояснил, что работая в должности контролера Ростовского абонентского участка ООО «Газпроммежрегионгаз Ростов-на-Дону» при проверке прибора учета истца он руководствуется регламентом, который им выдается на работе. Факт наличия нарушений определяется по заводским пломбам. Свидетель указал, что в случае обнаружения несанкционированного вмешательства в прибор учета газа составляется акт осмотра формы 1, в котором подробно описываются нарушения, и прикладываются фотографии. По словам свидетеля, если все хорошо, то в названном акте фиксируются показания, номера пломб и т.д., в случае выявления нарушений, в акте дописываются такие нарушения, то есть форма акта одна. Запись «нет», отмеченная свидетелем в графе «Соответствие изображения на заводской пломбе изображению в паспорте на счетчик», указывает на наличие выявленных нарушений, при этом сам паспорт свидетелем не осматривался, поскольку из паспорта не усматривается следов плавления, в нем нет изображений заглушки. Заглушка – это заводская пломба счетного механизма. Свидетель показал, что удалил пломбу на счетном механизме для осмотра пломбы заглушки, пояснив, что этого нельзя было избежать, поскольку пломба закрывала заглушку. Как пояснил свидетель, на стекле были царапины, которые не могут образоваться просто так, такие сколы могут появиться при попытках «выковырять» эту заглушку, которая сделана из пластика. Давая показания, свидетелю были предъявлены фотографии, по которым он пояснил, что сделал их при проведении проверки 11.06.2019г. и проложил к акту проверки. На фото видны также следы плавления.

Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имеется, поскольку его показания последовательны, логичны и не противоречат совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела.

Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив все представленные суду доказательства по правилам вышеуказанной нормы права, суд приходит к выводу о наличии нарушений, которые в силу пункта 81 (11) свидетельствовали о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа истца, как следствие, у ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» имелись правовые основания для доначисления оплаты за потребленный газ в порядке пункта 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, за 3 месяца, предшествующие дате выявления нарушения, по нормативам потребления газа с применением повышающего коэффициента 10.

Как указано в абзаце 2 пункта 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Таким образом, в силу приведенных положений допустимыми доказательствами, подтверждающими факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, в частности, являются акт, составленный в установленном законом порядке.

Пунктом 56 Правил действительно предусмотрено, что проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения, а уведомление о ее проведении направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.

Вместе с тем, само по себе несоблюдение указанных положений, не свидетельствует о незаконности действий поставщика газа, выразившихся в осуществлении своих обязанностей по инвентаризации прибора учета газа, при этом истец не оспаривает, что он был уведомлен о предстоящей проверки в телефонном режиме, сотрудник ответчика сообщил ФИО2, что явиться в его адрес в этот же день – 11.06.2019 г. после 18 час. 00 мин.

Суд полагает, что указанная дата проведения проверки в полной мере соответствовала интересам стороны истца, поскольку, как было установлено ранее, полученное истцом свидетельство о поверке , выданное ООО НПО «Турбулентность-ДОН», действительно до 13.06.2019г., при этом сотрудник ответчика был добровольно допущен в дом истца.

В соответствии с пунктом 85(1) Правил, акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а) дата, место, время составления акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

Суд обращает внимание, что акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятие контрольных показаний от 11.06.2019г. был составлен с соблюдением положений пункта 85(1) Правил, так как содержит дату, место и время его составления, в нем приведены выявленные нарушения, указан состав лиц, участвующих в проверке и составлении акта, содержится подпись исполнителя и отметка об отказе потребителя от подписания указанного акта, а также письменные возражения истца в связи с выявленным нарушение.

Таким образом, ответчиком представлены надлежащие доказательства, подтверждающие несанкционированное вмешательство в работу прибора учета истца, данное вмешательство было выявлено представителем поставщика газа в ходе проведения проверки газового оборудования в домовладении истца, зафиксировано путем фотофиксации, результаты которой представлены в материалы дела. Факт наличия на приборе учета газа следов плавления в области пломбы, а также сколов на табло счетного механизма истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

В свою очередь, истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ не предоставлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих неправомерные действия работников ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону», либо доказательств, опровергающих факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Доводы представителя истца о том, что при расчете задолженности ответчиком неверно были применены законодательные нормы, суд признает несостоятельными, поскольку при расчете задолженности истца ответчиком был применен пункт 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354. Перерасчет платы за коммунальную услугу был исчислен ответчиком исходя из установленного факта несанкционированного вмешательства в работу измерительного прибора (прибора учета газа) с применением порядка такого перерасчета, установленного пунктом 81(11) Правил.

Довод истца об отсутствии у него задолженности за газоснабжение и искусственном начислении ему задолженности за газоснабжение, исходя из объемов газа, который он не потреблял, не может быть принят судом, в виду следующего.

Способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения.

Нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и который по-иному регулирует вопросы установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, его фиксации и способа расчета размера платы за поставленные коммунальные ресурсы, не имеется.

Регулируя отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» в части 2 статьи 9 предусматривает, что конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.

Федеральный закон не исключает при определении порядка учета коммунальных услуг с использованием приборов учета возможность исполнителя контролировать соблюдение его имущественных прав и выявлять допущенные нарушения.

Названные правила публичного договора в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров и не могут рассматриваться как нарушающие права потребителей.

С учетом того, что оплата полного объема задолженности по поставке газа не производилась истцом с момента выявленного несанкционированного вмешательства до 28.09.2021г., расчет задолженности по поставке газа, истцом оспорен не был, доказательств позволяющих сделать вывод об отсутствии обязанности по оплате поставке природного газа в порядке, установленном законом, не представлено, суд приходит к выводу, что действия ответчика по прекращению поставки услуги с 28.09.2021г. не противоречат положениям действующего законодательства, произведены в соответствии с установленным порядком, правовых оснований для признания действий по прекращению поставки коммунальной услуги газоснабжения незаконными не имеется.

Поскольку иные требования: об устранении нарушения, аннулировании доначисления платы за коммунальную услугу газоснабжения, выдаче справки об отсутствии задолженности, восстановлении газоснабжения домовладения, а также компенсации морального вреда являются производными от требований о признании незаконными акта проверки газового оборудования и приборов учета, расчета задолженности и доначисления оплаты, прекращения поставки коммунальной услуги, которые не признаны судом незаконными, отсутствуют правовые основания для удовлетворения и производных требований истца.

Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ ) к ООО «Газпром межрегионгаз Ростова-на-Дону» (ИНН <***>, ОГРН <***>), государственные органы, дающие заключение по делу: Управление Федеральной службы по надзору защиты право потребителей и благополучия человека в Ростовской области, Государственная жилищная инспекция Ростовской области о признании незаконными акта проверки газового оборудования и приборов учета, расчета задолженности и доначисления оплаты, прекращения поставки коммунальной услуги, обязании устранить нарушения и аннулировать доначисление платы за коммунальную услугу газоснабжения, выдаче справки об отсутствии задолженности, восстановлении газоснабжения домовладения, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.Ю. Федоренко

Решение в окончательной форме принято 29 сентября 2022 года.