Дело № 2-3573/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2018г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Туктаровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете пенсии, взыскании невыплаченных денежных средств
УСТАНОВИЛ
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском к УМВД России по Ульяновской области.
В обоснование иска указал, что приказом начальника линейного отдела внутренних дел на станции Ульяновск от 28.04.2010г. № 80/лс он, <данные изъяты> при стаже: календарном 15 лет 7 месяцев 17 дней, льготном 18 лет 25 дней, общем 29 лет 7 месяцев 8 дней 30.04.2010г. уволен из органов внутренних дел по ст. 19 п. «Б» (по достижению предельного возраста) закона РФ «О милиции». С 01.05.2010г. находится на пенсии по выслуге лет в соответствии с законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей».
Также является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным ему ответчиком 03.10.2006г. С 01.05.2010 г. ответчик обязан был назначить ему ежемесячную надбавку к пенсии, как ветерану боевых действий, что не было сделано.
Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с дополнительными ежемесячными выплатами в размере 1650 руб. в месяц, начиная с 01.05.2010г., взыскать с ответчика в свою пользу в возмещение ущерба 163300 руб., расходы по оказанию юридической помощи в размере 3500 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что узнал о том, что ему не выплачивается соответствующая надбавка из письма УМВД, после чего подал ответчику заявление о перерасчете.
Представитель ответчика УМВД России по Ульяновской области ФИО2 в судебном заседании дала пояснения аналогичные, изложенным в отзыве на исковое заявление. В том числе пояснила, что в период с 01.12.2000 г. по 28.02.2001г. ФИО1 был направлен в командировку в Северо-Кавказский регион, однако документов, подтверждающих его не участие в боевых действиях, не имеется, в связи с чем отсутствуют правовые основания для выплаты ему надбавки к пенсии как ветерану боевых действий. Также считала, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ в три года. Просила уменьшить судебные расходы в связи с их несоразмерностью.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 проходил службу в линейном отделении милиции на станции Ульяновск.
На основании Приказа №80 л/с от 28.04.2010г. истец уволен из органов внутренних дел РФ по ст. 19 п. «Б» (по достижению предельного возраста) закона РФ « О милиции» 30.04.2010 года.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16.09.2005г., вступившим в законную силу, ФИО1 признан ветераном боевых действий, проходивших на территории Северо-Кавказского региона РФ. Указанным решением на УВД Ульяновской области возложена обязанность выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран боевых действий».
Соответствующее удостоверение выдано истцу 03.10.2005г.
При увольнении ФИО1 назначена и начислена пенсия за выслугу лет, при этом ежемесячная надбавка как ветерану боевых действий ему не назначена и не выплачивается, в связи с чем истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением 01.06.2018г.
19.06.2018г. УМВД России по Ульяновской области направило ФИО1 запрос о предоставлении копии удостоверения ветерана боевых действий для назначения надбавки к пенсии.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Лица, указанные в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, среди которых лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 и более лет (п.п. "а" ч. 2 ст. 5, п.п. "а" ч.1 ст. 13 закона).
Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 указанного Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В силу ч. 1 ст. 46 Закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п.1 п. 1 ст.18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 названного закона, в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 763, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 предоставляется такая мера социальной поддержки, как повышение пенсии за выслугу лет, отнесены в том числе ветераны боевых действий, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Таким ветеранам боевых действий пенсии повышаются на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренного п.п. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Реализация названной меры социальной поддержки ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, основанием для повышения пенсии за выслугу лет на 32% от расчетного размера пенсии является наличие статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не является ветераном боевых действий, основаны на неверном толковании права.
В соответствии с ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, по которому участвуют те же лица.
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии должна им выплачиваться со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55).
Таким образом, в силу закона перерасчет пенсии носит заявительный характер.
Поскольку истец обратился к ответчику с письменным заявлением только 01.06.2018 года, при этом вины ответчика в неназначении ему надбавки к пенсии как ветерану боевых действий в ходе судебного разбирательства не установлено, то разница между новым и прежним размером пенсии подлежит выплате не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Согласно справке, предоставленной ответчиком, сумма компенсации, рассчитанная согласно п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 за период с 01.06.2017г. по 30.06.2018г. составляет 21027 руб. 39 коп. Истцом указанный размер компенсации в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать сумму компенсации за период с 01.06.2017г. по 30.06.2018г. в размере 21027 руб. 39 коп. и возложить на УМВД России по Ульяновской области обязанность произвести с 01.07.2018г. перерасчет пенсии ФИО1 в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 с учетом надбавки ветеранам боевых действий в размере 32% расчетного размера пенсии.
Оснований для применения срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ не имеется.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в том числе расходы на оплату услуг представителя.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ).
Согласно ст.94 ГПК РФ к судебным издержкам относятся также другие признанные судом необходимые расходы.
Расходы на оплату услуг представителя присуждаются судом в разумных пределах, что следует из нормы ст.100 ГПК РФ.
Учитывая категорию гражданского дела, по которому была оказана юридическая помощь истцу, объем оказанной помощи, качество искового заявления, то обстоятельство, что исковые требования удовлетворены частично, а также исходя из принципа разумности, суд полагает необходимым возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в сумме 1000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области произвести с 01.07.2018г. перерасчет пенсии ФИО1 в соответствии с п. «г» ч. 1 ст.45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 с учетом надбавки ветеранам боевых действий в размере 32% расчетного размера пенсии.
Взыскать с ответчика в пользу истца сумму компенсации за период с 01.06.2017г. по 30.06.2018г. в размере 21027руб. 39 коп., судебные расходы в размере 1000 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Бахарева